«Глагол – необыкновенная часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glagol.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Глагол – необыкновенная часть речи»
( урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе)
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о глаголе, совершенствовать орфографические умения и навыки.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать умения находить в тексте, определять грамматические признаки глаголов.
- Определять вид глагола,
- Развивающие:
развивать у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.
Воспитывающие:
- Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу, умение слушать.
Ход урока
- Оргмомент. Слово учителя. (звучит музыка)
- Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами.
И в гости к вам я пришла не одна, со мною большая семья по фамилии Морфология, и самый её деятельный представитель , имя которого , я уверена, вы мне сейчас назовёте.
Я страшное дело какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить?
( дети отвечают глагол)
ІІ. Этап повторения изученного.
- Объявление темы урока, целеполагание.
Верно, тема нашего урока « Глагол - необыкновенная часть речи». И это мы сегодня докажем вместе с вами на нашем учебном занятии. Но это занятие мы проведем в «Музее Русского языка», где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня залы, посвященные Глаголу.
И если уж у нас такой необычный урок, вы не будете работать в привычных для вас тетрадях, перед вами лежат рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания. Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Но я должна вам сообщить, ребята, что в нашем музее произошло трагическое событие - нарушилась целостность эксклюзивного музейного шедевра- портрета глагола.
В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: основные грамматические значения, морфемы, лексическое значение и употребление глаголов в речи (слайд), путешествуя по этим залам, рассматривая экспонаты музея, мы повторим признаки глагола, которые помогут нам восстановить целостность портрета.
2. Словарная работа.
Мы начинаем работу по сбору информации с целью восстановления облика Его Величества глагола. А вы знаете, что термин «глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь». Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность.
Что же обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы?
Итак, с этого элемента мы с вами можем начать реставрацию портрета. (поместить вопрос)
3. Я приглашаю вас в первый зал «Постоянных грамматических признаков».
(слайд 7)
-Назовите только те признаки, которые являются постоянными(слайд 8)
Спряжение, род, падеж, вид, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень сравнения.
Я прошу выйти к доске _____________, найти названные нами постоянные признаки и разместить их на портрете.
Итак, обратите внимание, что назвав постоянные признаки глагола, мы видим, что портрет приобретает узнаваемые черты.
Для того, чтобы перейти в следующий зал, я прошу вас в рабочих листах выполнить задание №1
Определите вид глагола и образуйте видовую пару:
Играть (н.в.) - поиграть (с.в.)
Пою (н.в.) – запою (с.в.)
Заплела (с.в.) – плела (н.в.)
Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)
Мы вспомнили постоянные признаки глагола. А какие признаки помогут нам завершить работу по восстановлению портрета?
(Непостоянные признаки).
Чтобы перейти в зал «Непостоянных морфологических признаков», мы должны выполнить следующее задание. (слайд) Я обращаю ваше внимание на задание №2 рабочего листа.
Какие глаголы называются возвратными? Из группы слов выберите и выпишите глаголы, имеющие следующую морфологическую характеристику: возвратные глаголы настоящего времени 2 лица.
Улыбаешься, бегать, веселишься,
сказал, учишься, сияет,
вышла, напишу, одеваешься, мыслю.
Выполнив это задание, мы можем продолжить работу по восстановлению портрета Его Величества Глагола.
Какие элементы мы можем добавить к портрету нашего героя. (суффиксы -ся, сь, время, лицо)
Физкультминутка.
Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у глагола?
Давайте закрепим наши знания. У вас на столах лежат карточки. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда прозвучит глагол вашего наклонения.
Изъявительного наклонения – красного цвета (что обозначают глаголы изъявительного наклонения?)
Условного наклонения – зеленого цвета (что обозначают глаголы условного наклонения?)
Повелительного наклонения – синего (что обозначают глаголы повелительного наклонения?)
Читай, шью, сделал бы, объяснял, отвори, приехали, пишите, нарисовал бы, отстань, мог бы, задумаюсь, нарисуй.
Вы справились и с этим заданием, что мы добавим к портрету? (3 наклонения)
Я прошу выйти к доске __________ и добавить названный элемент.
Молодцы, ребята! Вы получаете право перейти в следующий зал.
(Слайд зала «Употребление глагола в речи»).
4. Зал «Употребление глагола в речи»
В этом зале представлены три интереснейшие картины, но увидеть эти картины вы сможете после лингвистического эксперимента.
Сейчас каждая группа обращается к рабочему листу №2, на котором записаны индивидуальные задания. После того, как группа выполнит своё задание, у нас должен получиться один исходный текст из стихотворения А.Прокофьева «Косарь». На выполнение этой работы отводится 3 минуты.
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой.
Задание для 1 группы. К выделенным глаголам подберите антонимы (что мы называем антонимами).
Косарь сажал красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Появлялась от косы его во рву,
Забегала под откос к малине дикой.
Задание для 2 группы. К выделенным глаголам подберите синонимы (что мы называем антонимами).
Косарь срезал красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Пряталась от косы его во рву,
Спускалась под откос к малине дикой.
Задание для 3 группы. У вас самое сложное задание, по обозначенным грамматическим признакам восстановите глаголы.
Косарь (глагол, прош.вр., ед.ч., муж.рода, невозвр.) красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
(глагол, возвратный, прош.вр., ед.ч., ж.рода) от косы его во рву,
(глагол, невозвратный, прош.вр., ед.ч., ж.рода) под откос к малине дикой.
Слова для справок:
косил, прячусь, уходила, сбегала, срывать, бежим, полоть, собираете, скрывалась.
Ваше время истекло, и сейчас мы с вами откроем тайну этого необычного зала (каждая группа зачитывает свой вариант, затем я прочитаю исходный текст)
Я хочу обратить ваше внимание на образность и многозначность нашего языка, посмотрите, вы справились с заданием, несмотря на то, что ваш текст не совпадает с вариантом автора, и это еще раз доказывает неисчерпаемое богатство русского языка.
Мы продолжаем работу в зале «Употребление глаголов в речи». Образ нашего героя не прост.
Алексей Югов сказал, что глагол «самая огнепышущая, самая живая часть речи», и эти слова подтверждаются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Море и утес»
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Какую картину вы представили? Расскажите. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря, почему?
И я хочу обратить ваше внимание на слово «допрянуть», как вы понимаете значение этого слова?
Малый академический словарь дает нам следующее толкование: «Допрянуть – рванувшись, достичь чего – либо, допрыгнуть.», слово устаревшее, употребляемое только в текстах художественной литературы, для создания яркого, красочного образа. Запишите лексическое значение этого слова в основном рабочем листе.
Назовите глаголы звучания, для чего их употребил автор?
Я прошу вас обратиться к заданию № 4 рабочего листа. Вам необходимо записать форму инфинитива и определить спряжение этих глаголов. А как определить спряжение? Задание выполняем, комментируя.
Смотрят -
Греет –
Пробуждается -
Зеленеет -
Щебечут -
Ходят -
Суетятся -
Дышит -
Какая морфема помогла вам образовать неопределённую форму глагола?
(окончание -ть).
Мы вносим последний штрих в облик нашего героя.
РЕЗЕРВ: Сейчас я расскажу вам одну очень интересную историю. Однажды встретились два друга – спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал: «В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».
- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!
Ребята, кто прав в этом споре, и как сказать правильно?
(Никто из мальчиков не прав, т.к. некоторые глаголы не могут употребляться в форме 1 лица буд. времени: победить, убедить, пылесосить.)
ІІІ. Систематизация знаний по теме: «глагол»
Уважаемые друзья, мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным глаголу. И для завершения нашей работы, рассмотрев портрет Его Величества Глагола, я прошу вас дать полное определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи. Кто желает попробовать свои силы в роли экскурсовода?
(ответ ученика)
-Молодцы! Мы справились с заданием, восстановили ценный музейный экспонат.
На память о нашей сегодняшней встречи я хочу подарить вам словарики правописания глаголов, причастий и деепричастий, которые помогут вам в следующем учебном году.
ІV. Рефлексия.
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог
10.урок дал мне для жизни!
V. Комментирование оценок.
Спасибо всем, кто побывал у нас в музее. Мы с вами хорошо поработали.
Оценки за урок:
«5» Замечательными сотрудниками музея у нас сегодня были…..
«4» Стажёрами назовём…….
«3» А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё
мастерство.
VІ. Домашнее задание.
- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей.
А домашнее задание будет исключительно творческим: нарисуйте портрет Его Величества Глагола таким, каким видите его вы.
- Спасибо за урок! Всем хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Глагол как часть речи"
Презентация к вводному уроку по теме...
"Глагол как часть речи"
"Глагол как часть речи"...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...
Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи
Технологическая карта урока по русскому языку в 5классе...
Глагол-необыкновенная часть речи
Методическая разработка для урока по русскому языку в 6 классе по теме "Глагол" (повторение изученного в 5-м классе).Урок понравится как учителю так детям, потому что содержит в себе различн...