Урок .
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Петрова Евгения Александровна

Вводные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-мастерской построения знаний

Тема: «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами»

Цель: познакомить учащихся с вводными словами, с постановкой знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Задачи:

1. Формировать представления учащихся о вводности как грамматической категории.

2. Формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих на них.

3. Вырабатывать пунктуационные навыки учащихся.

4. Распознавать вводные слова в художественных текстах и определять их коммуникативный характер в типичных ситуациях общения.

5. Развивать творческий подход к выполнению заданий в совместной деятельности.

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Ресурсы: тетради, учебники, листы А4, маркеры по количеству групп, подготовленные таблицы для заполнения, опорные схемы, слайды разного типа: слайды-обрамления, слайды-ключи, карточки-задания для групп.

Карточки-задания для 5 групп:

А) семантические группы вводных слов (для изучения теоретического материала);

Б) слова, которые никогда не бывают вводными;

В) пунктуация в предложениях с вводными словами;

Г) определение группы вводных слов в художественном тексте;

Д) употребление вводных слов в коммуникативном процессе (устная речь).

Карточки-информаторы по теории «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами» для каждой группы.

Для деления на группы: подготовленная ромашка, сердцевина – слово «пожалуйста», лепестки: счастье, радость, удивление, огорчение, сожаление.

Ход урока:

Этап урока

Время

Содержание

Организационный момент

Пере-мена

На столе при входе в класс, лежит большая ромашка, учащиеся входят в класс, берут один лепесток и рассаживаются за столы, составляя свою ромашку.

1 этап: вызов

3 мин

Педагог: посмотрите на свои ромашки, у каждой группы определенное слово, озвучьте его.

– Проведем в каждой группе «мозговой штурм»: подберите все ассоциации к вашему слову, обсудите.

– Презентация каждого слова.

Педагог: Сегодня на уроке мы определим грамматическую категорию данных слов в контексте.

2 этап: изучение нового материала

10 мин

1. Педагог: тема, цель, задачи урока, теоретический материал мы посмотрим с вами с использованием слайдов (Приложение 1)

– Прочитайте название темы и первое понятие теории. О каких словах идет речь? (о вводных)

– Почему они называются вводными?

– Назовите группы вводных слов?

2. Словарно-орфографическая работа со словом «пожалуйста» – проверка домашнего задания.

– Давайте послушаем выступления ребят, которые поработали со Словарями и справочниками по данному слову (Приложение 2)

Вывод: Думаю, мы будем чаще употреблять в речи слово «пожалуйста», особенно при обращении друг к другу.

3. Рассмотрите карточки –задания блока А «Семантические группы вводных слов и предложений». С использованием этих карточек мы будем работать с текстами художественных произведений (Приложение 3)

3 этап: осмысление изученного материала

15 мин.

Работа в группах:

1. Прочитайте предложенные тексты. Найдите вводные слова, словосочетания. Определите, к какой семантической группе они относятся. (Используйте карточки-информаторы)

Приложение 4

2. После обсуждения в группе, подготовьтесь к презентации своих вводных элементов.

3. Презентация на листах А4.

Педагог:

‒ Какие знаки препинания  стоят в предложениях с вводными словами?

‒ Подумайте и сформулируйте вывод: зависит ли выбор вводных слов от стиля  текста?

‒ Назовите семантические группы вводных слов, характерных для художественного и публицистического стилей. Используйте для ответа карточку-информатор.

4. Используя картинку к карточке, составьте два предложения с вводными словами, расставьте знаки пунктуации. (Парный контроль)

5. Распределительный диктант: выпишите  все предложения в два столбика: (предложения и таблица, Приложение 5)

1 группа: предложения с вводными словами;

2 группа: предложения со словами, похожими на них.

‒ Вводные слова выделить запятыми и указать их значение.

‒ Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения.

4 этап: Творческая работа. Вводные слова в устной речи.

10 мин.

1. Мини-лекция «Вводные слова в диалоге».

Педагог: Рассмотрим роль вводных слов в коммуникативном процессе. Моя лекция будет сопровождаться моделированием ситуаций – разыгрыванием диалогов, где присутствуют вводные слова. (Приложение 6)

А) Модель «В студенческой аудитории».

Б) Модель «Учитель – ученик».

В) Модель «Новые сапоги».

2. Составление диалогов с использованием вводных слов и словосочетаний.

‒ Используя карточку-информатор, составьте диалог на выбранную тему и разыграйте её в группе. Обязательным условием этого задания служит: использование вводных слов в репликах.

3. Разыгрывание диалогов (презентация диалогов) и краткая информация об использованных вводных словах.

Домашнее задание

2 мин.

1. Подготовьте исследовательское сообщение с использованием примеров предложений с вводными словами из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Творческое задание: а) сделайте карточки «Пунктуация в предложениях с вводными словами»;

б) составьте 5 тестовых заданий по теме «Группы вводных слов».

Рефлексия – 5 мин

Рефлексия урока:

1. Метод «Шкала мнений»:

‒ Послушайте стихотворение А. Кушнер «Вводные слова», выразите свои эмоции с использованием смешных смайликов.

‒ Сравните значение вводных слов, которые употребил автор и личное мнение.

«Возьмите вводные слова. От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь,

И все ж удобны потому, Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью» И потом

Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них

Слова во-первых, во-вторых. Они, начав издалека,

Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа». (А. Кушнер)

2. Метод «Двучастный дневник»

Раньше я думал (думала), что вводные слова…

Сейчас я знаю, что вводные слова…

- рассказать кратко о своих первичных знаниях по теме

- сравнить, чем пополнился багаж знаний по теме

- высказать личное мнение о значении вводных слов

- выразить чувства, эмоции о своем участии в работе группы

3. Заключительное слово педагога: «Если можно так выразиться, все на уроке было хорошо в меру. В самом деле, все группы потрудились на славу, научились использовать вводные слова, потому способны обсудить и оценить все виды работ. Однако, мне кажется, слишком не увлекайтесь высокими оценками; недопустимыми при обсуждении являются и негативные факторы. Свои оценки я поставлю после проверки «Двучастного дневника». Спасибо всем за прекрасный урок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...