Урок .
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока-мастерской построения знаний
Тема: «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами»
Цель: познакомить учащихся с вводными словами, с постановкой знаков препинания в предложениях с вводными словами.
Задачи:
1. Формировать представления учащихся о вводности как грамматической категории.
2. Формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих на них.
3. Вырабатывать пунктуационные навыки учащихся.
4. Распознавать вводные слова в художественных текстах и определять их коммуникативный характер в типичных ситуациях общения.
5. Развивать творческий подход к выполнению заданий в совместной деятельности.
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Ресурсы: тетради, учебники, листы А4, маркеры по количеству групп, подготовленные таблицы для заполнения, опорные схемы, слайды разного типа: слайды-обрамления, слайды-ключи, карточки-задания для групп.
Карточки-задания для 5 групп:
А) семантические группы вводных слов (для изучения теоретического материала);
Б) слова, которые никогда не бывают вводными;
В) пунктуация в предложениях с вводными словами;
Г) определение группы вводных слов в художественном тексте;
Д) употребление вводных слов в коммуникативном процессе (устная речь).
Карточки-информаторы по теории «Вводные слова. Пунктуация в предложениях с вводными словами» для каждой группы.
Для деления на группы: подготовленная ромашка, сердцевина – слово «пожалуйста», лепестки: счастье, радость, удивление, огорчение, сожаление.
Ход урока:
Этап урока | Время | Содержание |
Организационный момент | Пере-мена | На столе при входе в класс, лежит большая ромашка, учащиеся входят в класс, берут один лепесток и рассаживаются за столы, составляя свою ромашку. |
1 этап: вызов | 3 мин | Педагог: посмотрите на свои ромашки, у каждой группы определенное слово, озвучьте его. – Проведем в каждой группе «мозговой штурм»: подберите все ассоциации к вашему слову, обсудите. – Презентация каждого слова. Педагог: Сегодня на уроке мы определим грамматическую категорию данных слов в контексте. |
2 этап: изучение нового материала | 10 мин | 1. Педагог: тема, цель, задачи урока, теоретический материал мы посмотрим с вами с использованием слайдов (Приложение 1) – Прочитайте название темы и первое понятие теории. О каких словах идет речь? (о вводных) – Почему они называются вводными? – Назовите группы вводных слов? 2. Словарно-орфографическая работа со словом «пожалуйста» – проверка домашнего задания. – Давайте послушаем выступления ребят, которые поработали со Словарями и справочниками по данному слову (Приложение 2) Вывод: Думаю, мы будем чаще употреблять в речи слово «пожалуйста», особенно при обращении друг к другу. 3. Рассмотрите карточки –задания блока А «Семантические группы вводных слов и предложений». С использованием этих карточек мы будем работать с текстами художественных произведений (Приложение 3) |
3 этап: осмысление изученного материала | 15 мин. | Работа в группах: 1. Прочитайте предложенные тексты. Найдите вводные слова, словосочетания. Определите, к какой семантической группе они относятся. (Используйте карточки-информаторы) Приложение 4 2. После обсуждения в группе, подготовьтесь к презентации своих вводных элементов. 3. Презентация на листах А4. Педагог: ‒ Какие знаки препинания стоят в предложениях с вводными словами? ‒ Подумайте и сформулируйте вывод: зависит ли выбор вводных слов от стиля текста? ‒ Назовите семантические группы вводных слов, характерных для художественного и публицистического стилей. Используйте для ответа карточку-информатор. 4. Используя картинку к карточке, составьте два предложения с вводными словами, расставьте знаки пунктуации. (Парный контроль) 5. Распределительный диктант: выпишите все предложения в два столбика: (предложения и таблица, Приложение 5) 1 группа: предложения с вводными словами; 2 группа: предложения со словами, похожими на них. ‒ Вводные слова выделить запятыми и указать их значение. ‒ Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения. |
4 этап: Творческая работа. Вводные слова в устной речи. | 10 мин. | 1. Мини-лекция «Вводные слова в диалоге». Педагог: Рассмотрим роль вводных слов в коммуникативном процессе. Моя лекция будет сопровождаться моделированием ситуаций – разыгрыванием диалогов, где присутствуют вводные слова. (Приложение 6) А) Модель «В студенческой аудитории». Б) Модель «Учитель – ученик». В) Модель «Новые сапоги». 2. Составление диалогов с использованием вводных слов и словосочетаний. ‒ Используя карточку-информатор, составьте диалог на выбранную тему и разыграйте её в группе. Обязательным условием этого задания служит: использование вводных слов в репликах. 3. Разыгрывание диалогов (презентация диалогов) и краткая информация об использованных вводных словах. |
Домашнее задание | 2 мин. | 1. Подготовьте исследовательское сообщение с использованием примеров предложений с вводными словами из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 2. Творческое задание: а) сделайте карточки «Пунктуация в предложениях с вводными словами»; б) составьте 5 тестовых заданий по теме «Группы вводных слов». |
Рефлексия – 5 мин |
Рефлексия урока:
1. Метод «Шкала мнений»:
‒ Послушайте стихотворение А. Кушнер «Вводные слова», выразите свои эмоции с использованием смешных смайликов.
‒ Сравните значение вводных слов, которые употребил автор и личное мнение.
«Возьмите вводные слова. От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому, Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью…» И потом
Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них
Слова во-первых, во-вторых. Они, начав издалека,
Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа». (А. Кушнер)
2. Метод «Двучастный дневник»
Раньше я думал (думала), что вводные слова… | Сейчас я знаю, что вводные слова… |
- рассказать кратко о своих первичных знаниях по теме | - сравнить, чем пополнился багаж знаний по теме |
- высказать личное мнение о значении вводных слов | - выразить чувства, эмоции о своем участии в работе группы |
3. Заключительное слово педагога: «Если можно так выразиться, все на уроке было хорошо в меру. В самом деле, все группы потрудились на славу, научились использовать вводные слова, потому способны обсудить и оценить все виды работ. Однако, мне кажется, слишком не увлекайтесь высокими оценками; недопустимыми при обсуждении являются и негативные факторы. Свои оценки я поставлю после проверки «Двучастного дневника». Спасибо всем за прекрасный урок!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...