Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса "Учитель года - 2019".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 140.49 КБ |
Презентация | 185.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
Цели урока:
1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.
2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.
II. Повторение сведений о главных членах предложения.
- - Ребята, восстановите определения:
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
- Повторение признаков простого глагольного сказуемого:
- Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)
(выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)
Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)
(слайд)
- Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.
- Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?
III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.
- Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?
- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ
ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА
грамматическое значение лексическое значение
(наклонение, время, лицо,
число, в форме пр. вр.- род)
- Сравните предложения:
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
- Чем отличаются сказуемые?
- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
Обобщение.
- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
- Какую роль играет вспомогательный глагол?
- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
(слайд)
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
желать
мечтать
хотеть
стараться
любить
(слайд)
IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук.
V. Работа по учебнику.
Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.
Упражнение 104 (работа у доски).
Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?
Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.
VI. Тестовые задания.
1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.
б) Я стал слабеть здоровьем.
в) Мой брат – студент.
г) В коридоре было три двери.
2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Сирень начинает отцветать в начале лета.
Б) Он казался образованным человеком.
В) В путешествии мы узнали много интересного.
Г) Мы предложили ему поиграть с нами.
VII. Домашнее задание.
Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
VIII. Подведение итогов.
Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восстановите определения: 1) … и … - это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) - Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составное глагольное сказуемое
Конспект урока для 8 класса по учебнику "Русский язык. 8 класс". Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др....
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател...
Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс...
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г...
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...
Составное глагольное сказуемое
Конспект урока в 8 классе...
План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе...