Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые УУД |
I этап. Мотивационно –ориентированный 1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний 3.Этап мотивации (определение цели совместной деятельности). 1.Организационный момент. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Демонстрируют готовность к уроку. | Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.(2мин) | Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! - Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать работу друг друга по критериям. | УУД Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места |
2.Актуализация знаний. Цель:повторение орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь распознавать настроение человека | 3-5 учащихся работают по карточкам (карточки с различной мотивацией учащихся) Формулируют цель; определяют критерии оценивания | Организовывает работу по карточкам Организовать работу по самопроверке | Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. Итак, начнем работать: пока ребята выполняют задания по карточкам, а эксперты проверяют их работу и выставляют оценки по критериям, мы с вами проведем орфоэпическую разминку.(слайд 2) 1. Индивидуальная работа по карточкам (5 мин) Карточка 1 Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи. Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре. До свидания закричал Знайка. Карточка 2 К словам автора допиши прямую речь. 1.) Дежурный сообщил: … 2.) … , - возразил товарищ. 3.) … ? – удивилась девочка. Карточка 3 Начертите схемы предложений. «А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка. Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт 2. Орфоэпическая разминка (3 мин) слайд № 2 ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд, обеспЕчение, фОрзац, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый,закУпорить Объясним лексическое значение незнакомых слов. 3. Д/з упр 319 поменяемся тетрадями , проверим и оценим по критериям. слайд № 3( скупить, слезать,слизать,смешать,совладелец,свершить)Почему выделяем приставку? где найдем лексическое значение слов? Скрестись –скребусь,скребешься (производить скребущие звуки); слизистый – слизь,(покрытый налетом, слизью; совладелец – совладелица, совладельческий(человек, владеющий чем-то совместно с кем-нибудь) Советовать – советчик,посоветоваться (давать совет, наставление, указание). | УУД Личностные:уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные: понимать предметное содержание; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. |
II этап Операционно-исполнительный 1.Постановка учебной задачи. Цель: определение темы и целей урока | Работать с информацией, представленной в форме текста. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организует обсуждение проблемных вопросов. | Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок. Слайд № 4-5(привела –приближение,превысокий – очень, присел – неполнота действия, придорожный – близость, призадумался – неполнота действия, преграда – пере-, преодолеть – пере, призвал – приближение, прибегай – приближение) Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!» - Ребята, посмотрите на выделенные слова, что их объединяет? (приставки пре- и при-) Сформулируем тему урока. Цель 2. Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание приставок при- и пре-» Эта тема новая для вас?
-Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-). Поработаем в группах, правила мы разработали, где мы их ЗАПИСАЛИ? (в рабочей папке) Обратимся к учебнику (стр. 128-129) и выполним задание (слайд № 6) 1,4 группа: найдите значения приставки при-,приведите примеры 2 группа: значение приставки пре-, примеры. 3 группа: Возьмите на заметку! (Стр 129,131), примеры Что нового узнали из учебного материала? Слайд № 7 (некоторые значения приставок установить трудно, поэтому следует проверять по орфогр. Словарю и запоминать (преследовать); приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение) А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? Обобщение и выводы.1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему по презентации, а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос:«А о каком значении приставки не шла речь в этой сценке?» ( неполнота действия).ДЕЛАЕМ вывод | УУДЛичностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка. |
2.Совместное исследование проблемы. Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. . | Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение и обобщение). Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. - А о каком значении приставки не шла речь в этой сценке? ( неполнота действия).ДЕЛАЕМ вывод Инсценировка «Веселая грамматика» - Кстати, интересно, как надо писать приступим или преступим? - По-моему приступим, потому что приступ. - А, по-моему, пре, потому что преступник. - Нет – нет, мы оба не правы, потому что приставки при и пре не проверяются ударением. - А как же их проверять? _ Надо хорошо знать правило и проверять по правилу! - Какое это правило? - Надо писать при во всех словах, которые обозначают приближение: пришел, приехал, прибежал, прискакал, прикатился, примчался, принесся. - Притащился, приволокся, приполз, приплелся. Надо писать еще приставку при обо всем, что присоединяют: привинчивают, приклеивают, придвигают. - Прицепляют на спину бумажку или пририсовывают усы на фотографии девочки - Да –да, но есть и еще один случай : при надо писать о том, что делается , но не до конца - Солнышко меня припекло но я не совсем испеклась. А в каком случае пишется пре? - Вот здесь нужно запомнить 2 правила: приставка пре похожа на слово очень: прескверный – очень нехороший человек. - Это он? - Зато ты прекрасная: прекрасные уши, прекрасный нос – просто очень красные как помидор. Пре нужно писать еще и в тех словах, где приставка похожа на пере - Например, что – то перегораживает твой путь. | УУДЛичностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону | Работают с информацией, Работа в парах. Осуществляют самоконтроль. Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ. Проверяют себя. Подводят итог. Участвуют в диалоге с учителем | Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Упр 325 работаем в парах, советуемся с соседом. | УУДЛичностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. |
4.Физкультминутка | Выполняют движения под музыку | Организует физпаузу; показывает движения | Звучит песня (Радионяня. Занимательная грамматика. «Приставки пре- и при-») | УУДЛичностные:продолжают формирование культуры здоровья |
5.Применеие знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса; организация самопроверки учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов | Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Органиет деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке | Задачи: Организовать деятельность уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Работа в группах 1 группа: «Лингвистическое лото»
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить 2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался. 3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок Вдруг о полночь конь заржал... Караульщик наш __________, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу.
Здравствуй, князь ты мой _____________ Что ты тих, как день ненастный? Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног, Хлопал с радости ушами Да _______________ногами. Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной. ________________к заставе гости; Князь Гвидон зовет их в гости, Только поп один Балду не любит, Никогда его не _______________ Пирожок лишь разломила Да кусочек ____________________. 4группа: «Заблудившиеся слова» Задание: исправьте ошибки
Приставка при- | Приставка пре- | Другие орфограммы | Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з | Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть | Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение |
5 группа Задание: объясните значение фразеологизмов, правописание приставок, составьте предложения Переливать из пустого в порожнее.Премудрый пескарь .Прибрать к рукам.Приподнять завесу. Пристать как банный лист.
| Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебных материалах, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
III этап.Рефлексивно-оценочный 1.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 1.Какова тема урока? 2. Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов? 3.Что выполняли на уроке? 4. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? 5. Как оцениваете свою деятельность на уроке? - А сейчас оценим результаты своей деятельности на уроке( сигнальные карточки: красный – я внимателен на уроке, зеленый – не хватает усидчивости, желтый – следует быть организованнее) и заполним индивидуальные карты. | УУД Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения |
2. Оценки, слово экспертам. 3.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Барометр настроения. Уходя с урока, обучающиеся на обратной стороне карточки «отмечают птичкой» свое настроение. | Проводит инструктаж | Задачи: содействовать дифференцированному выбору домашнего задания. 1. П. 31, упр 328 2. Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки». 3. Выпишите предложения со словами, где встречаются приставки пре- и при- из стихотворений А.С. Пушкина ( «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».) Вот и закончился наш урок. Вы прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда. | УУДРегулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию |