Изобразительно-выразительные средства
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Таблица с основными тропами и фугарами речи. Очень удобна при анализе стихотворения и подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropy_i_figury_rechi.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тропы и фигуры речи
Наименование | Толкование | Примеры | Роль в языке | |
Выразительные средства фонетики | Ассонанс | Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков | И веют древними Ее упругие шелка. (А.Блок)
| Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини. |
Аллитерация | Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков | Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) | В строке Есенина скопление шипящих [ш’], [ж], [ш] передает шум ветра, шелест сухого снега, создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит | |
Выразительные средства словообразования | Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению | Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед.(А.Межиров) | Придают тексту дополнительную выразительность |
Парономасы | Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению | 1) Не глух, а глуп. | Создают в тексте комический или юмористический эффект | |
Тропы (выразительные средства лексики) | Сравнение | Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству. | 1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) | Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица). |
Метафора | Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. | 1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др. Утро года(А.Пушкин); | Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли. | |
Метафора | 4) особый изобразительный прием – реализация метафоры(когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа) | 4) «Разрываюсь на части». |
| |
Олицетворение | Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных | Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Лермонтов) | Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления | |
Метонимия | Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение. | 1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов); | Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. | |
Синекдоха | Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. | 1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов); | Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной | |
Синекдоха | 3) определенного числа вместо неопределенного; | 3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь); |
| |
Эпитет | Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. | 1) Седое море; пламенная речь; | Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа | |
Гипербола | Художественное преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) | Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа | |
Литота | 1. Определение предмета путем отрицания противоположного. | 1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин) | Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи | |
Перифраз | Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета | Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему | Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции | |
Ирония | Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка | Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) | В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла | |
Сарказм | Злая, горькая или гневная насмешка | В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм |
| |
Гротеск | Художественный прием, подчеркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора | Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина | Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д. | |
Каламбур | Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению | Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков) | Обычно создает в тексте комический эффект | |
Фигуры (синтаксические средства | Инверсия | Нарушение прямого порядка слов. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.(М.Лермонтов) | Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность |
Градация | Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака | 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин); | Придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя | |
| 2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин) |
| ||
Антитеза | Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. | Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой. (А.Пушкин) | Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием | |
Оксюморон | Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями | 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин); | Придает выражению оригинальность и выразительность. | |
Риторический | Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа | Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) | Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания | |
Риторическое | Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться!(И.Крылов) |
| |
Фигуры (синтаксические средства выразительности) | Риторическое обращение | Фигура, в которой в форме обращения к неодушевленнымпредметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | О Волга! После многих | Служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия окружающего. |
Умолчание | Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. | Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А.Пушкин) | Передает состояние предельной взволнованности героя | |
Эллипсис | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации | Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.(А.Н. Толстой) | Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер. | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | 1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький); | Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность | |
Анафора | Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | 1) Не напрасно дули ветры, | Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку | |
Эпифора | Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) | Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.
Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....
С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...
Изобразительно-выразительные средства на уроках литературы в 5 классе
На уроке формируется умение находить в тексте эпитеты и олицетворения (на примере стихотворений Ф.И. Тютчева )....
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...