Мастер-класс "Путь к слову"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Мастер-класс знакомит с таким видом словарной работы, как обобщающая учебно-занимательная таблица «Путь к слову», работа с которой обеспечивает осознанные, прочные и системные знания школьников 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._put_k_slovu.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Путь к слову (Системный анализ слова в 5-6 классах)
Саттарова Гульнара Альфридовна, Закирова Алсу Рафкатовна, учителя русского языка и литературы МБОУ «Кукморская средняя школа№ 4» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
…Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости своего родного языка, слова.
Николай Рерих
1.
Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… И кажется, что все-то нам, учителям и ученикам, давным-давно известно о слове. Но каждый ли из наших школьников догадывается, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живет, на первый взгляд, простое и обычное человеческое слово, осознает ли, что слово «устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм, что оно ведет себя иной раз причудливее и непонятнее любого живого существа…» (Л. Успенский).
Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа.
Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности, родного слова, привить интерес к нему, формировать чувство слова, воспитать культуру и любовь к художественному слову.
2.
Чтобы ученик тонко и глубоко чувствовал слово, ощущал его «вкус», умел уважительно и творчески обращаться со словом, ребенку необходимо дать представление о психологии слова не только с позиции грамматических, но и в первую очередь, с нравственно-эстетических.
Здесь у каждого учителя свои находки, методические приемы. Мы хотим познакомить с таким видом словарной работы, как обобщающая учебно-занимательная таблица «Путь к слову», работа с которой обеспечивает осознанные, прочные и системные знания школьников 5-6 классов.
1.
Одна из важнейших целей сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному» учебному предмету, а не своду грамматических и пунктуационных правил. Исходя из этой цели, мы ставим следующие задачи:
- Привить интерес к школьному курсу «Русский язык», раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки о языке, ощутить его гармоничную систему.
- Приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.
2.
К 5 классу ученики знакомы с основными разделами школьного курса русского языка. С первых дней работы с пятиклассниками мы ставим перед собой учебную задачу: систематизируя изучаемые разделы науки о языке, помочь детям исследовать слово, обучить рациональным способам получения знаний. На занятиях-путешествиях по стране Языкознания ученики делают остановки на станциях «Орфоэпия», «Фонетика», «Орфография», «Лексикология» и т.д. Лексикон младших школьников обогащается словами – специальными лингвистическими терминами и понятиями, необходимыми для осмысленного изучения разделов школьного курса. В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания родилась учебно-занимательная таблица «ПУТЬ К СЛОВУ».
Работа с таблицей помогает ребятам сознательно обогащать свой словарь, приобщаться к работе с разными типами словарей, усваивать орфоэпические, лексические, словообразовательные нормы литературного языка.
Таблица показывает, как «работает» слово в том или ином разделе языкознания: даётся путь (план рассуждения), который необходимо пройти, следуя которому окунаешься в гущу жизни слова.
1.
I часть таблицы – 7 ступеней пути – это характеристика слова:
1. Правильно произношу слово – Орфоэпия.
2. Правильно записываю слово – Орфография.
3. Записываю фонетическое слово, количество и качество звуков – Фонетика.
4. Проникаю в тайну слова (грамматическое значение) – Морфология.
5. Определяю значение слова – Лексикология – (по количеству лексических значений: однозначные/многозначные, по происхождению: исконно русские, старославянские, заимствованные, иноязычные – Этимология; по употреблению – общеупотребительные, профессиональные, архаизмы/неологизмы).
6. Выделяю части слова – Морфемика, подбираю слова-родственники (словообразовательные гнезда) – Словообразование.
7. В роли каких членов предложения может выступать данное слово – Синтаксис.
2.
II часть – 4 ступени - это строительный материал к составлению текста:
8.Размышление о характере слова («живое», «очеловеченное»).
9.Слово и рифма.
10.Слово и образ.
11. Слово – магнит (поле слов, предложений).
Именно вторая часть необычной таблицы-плана направлена на развитие речевой интуиции, детского речевого творчества. Если ученики сумели проявить интерес к слову, хорошо разбираются в его психологии и характере, можно приступить к более высокому уровню творческой работы со словом.
1.
Далее составляется авторский текст и проводится его анализ: определяется общий дух текста (настроение, чувства читателя и автора), тема, идея, тип текста, стиль речи.
Так отдельное слово обретает реальную «жизнь» в связной письменной речи детей, и в этом помогает опорная занимательная таблица. Путь к СЛОВУ долгий и непростой. Чтобы по-настоящему почувствовать слово, необходимо охарактеризовать его с точки зрения основных особенностей изученных разделов языкознания, определить душу слова, его характер, преодолеть путь от его произнесения до включения в текст.
2.
А теперь приглашаем вас поработать с таблицей, и самим пройти «Путь к ДОБРОТЕ».
…
Рефлексия
Путь к «________________________»
1. Правильно произношу слово | |
2. Правильно записываю слово | |
3. Записываю фонетическое слово, количество и качество звуков | |
4. Проникаю в тайну слова (грамматическое значение) | |
5. Определяю значение слова | |
6. Выделяю части слова, подбираю слова-родственники | |
7. В роли каких членов предложения может выступать данное слово | |
8. Размышление о характере слова | |
9. Слово и рифма | |
10.Слово и образ | |
11. Слово – магнит (поле слов, предложений) | |
Текст ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Анализ текста - Общий дух текста: - Тема: - Идея: - Тип текста: - Стиль речи: |
Образец таблицы
«Путь к ДОБРОТЕ»
1. Правильно произношу слово | ДОБРОТА (3 слога) |
2. Правильно записываю слово | ДОБРОТА |
3. Записываю фонетическое слово, количество и качество звуков | [ДАБРАТА] 7 звуков; все согласные твёрдые, [Т] – глухой, остальные – звонкие; последний гласный звук ударный |
4. Проникаю в тайну слова (грамматическое значение) | Существительное неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, употребляется только в единственном числе, изменяется по падежам |
5. Определяю значение слова | Лексическое значение слова: 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) отзывчивость, душевное отношение, стремление делать добро; 3) доброта (устар.) – ценность, качество товара. Многозначное, исконно русское, активное (общеупотребительное) |
6. Выделяю части слова, подбираю слова-родственники | Корень ДОБР-, суффикс -ОТ-, окончание -А. Слова-родственники: добро, добряк, доброжелатель, добрососедство, добрый, добродушный, доброжелательный, добросовестный, доброкачественный, добреть, одобрить |
7. В роли каких членов предложения может выступать данное слово | Подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое |
8. Размышление о характере слова | Доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, сладкое |
9. Слово и рифма | ДОБРОТА – красота, чистота, теплота, высота, к людям врата |
10.Слово и образ | ДОБРОТА – волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, цветущее дерево, руки матери |
11. Слово – магнит (поле слов, предложений) | ДОБРОТА: лес, птицы, деревья, прогулка, волшебник, музыка, цветок, красота, воздух, улыбка, радость, звонкий, подарить, красивый человек |
Добрые цветы Однажды я гуляла в летнем лесу. Какой он был красивый! Деревья были такими ярко-зелёными, будто добрый волшебник одел их в сказочную одежду. В глубине леса я увидела красивый цветок. Серединка тёмно-жёлтая, а лепесточки чуть светлее. От нежного цветка исходил приятный запах. Лесной красавец был похож на самого доброго человека. Всякий раз я прихожу в это удивительное место и замечаю, что таких цветов становится всё больше и больше. Так пусть же весь мир будет усыпан такими добрыми цветами! | |
Анализ текста - Общий дух текста: доброе, светлое настроение,чувство радости. - Тема: красота лесных цветов. - Идея: пусть мир будет добрым и красивым. - Тип текста: описание. - Стиль речи: художественный. |
«Путь к ПОБЕДЕ»
1. Правильно произношу слово | ПОБЕДА (3 слога) |
2. Правильно записываю слово | ПОБЕДА |
3. Записываю фонетическое слово, количество и качество звуков | [ПАБ,ЭДА] 6 звуков Согласные:[П] – глухой, твёрдый [Б,] – звонкий, мягкий [Д] – звонкий, твёрдый, Гласный [Э] - ударный |
4. Проникаю в тайну слова (грамматическое значение) | Существительное неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, в единственном числе, изменяется по падежам |
5. Определяю значение слова | Лексическое значение слова: 1) Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне). 2) Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате преодоления че-го-н. || прил. победный, -ая, -ое (к 1 знач.). П.марш. Многозначное, исконно русское, активное (общеупотребительное) |
6. Выделяю части слова, подбираю слова-родственники | Корень ПОБЕД-, окончание -А. Слова-родственники: победить, победный, победно, победитель, победоносец, победоносный, победивший, побеждающий… |
7. В роли каких чл. предложения может выступать данное слово | Подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое |
8. Размышление о характере слова | Торжественное, радужное, радостное, приятное, сладкое, ошеломляющее, возвышающее, ликующее |
9. Слово и рифма | ПОБЕДА – беседа, соседа, эстафета, куплета, макета, ответа, галета, памфлета |
10. Слово и образ | ПОБЕДА – салют, улыбка воина, военный парад, объятья, цветы в дуле танка, торжественная песня |
11. Слово – магнит (поле слов, предложений) | ПОБЕДА: радость, торжество, музыка, улыбка, цветы, ликование, подвиг, слава, гремит, раздаётся, салют, героический, долгожданный, дорогой, великий |
Наша Победа 9 мая 1945 года во всех уголках нашей Родины радостно прозвучало долгожданное слово: «Победа!» Война - это всегда тяжёлое испытание для каждого.Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень дорогой ценой: погибли миллионы людей. И всё же среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе доброту, любовь, сострадание.Победа – это подвиг и слава нашего народа. Скоро исполняется 72 года со дня Великой Победы. За этот время выросли новые поколения. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не позволят нам забыть эту героическую и трагическую страницу истории нашего государства. | |
Анализ текста - Общий дух текста: торжественноенастроение. - Тема: День Победы. - Идея: Победа – это подвиг и слава нашего народа. - Тип текста: рассуждение. - Стиль речи: публицистический. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....