конспект урока "Н и НН в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока. НУ И НАРЕЧИЕ! Одна и две буквы Н в наречиях на — О и -Е
Цели урока.
1. Повторить и закрепить правописание Н и НН в наречиях на — о и -е
2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Задачи урока.
Обучающие:
формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании н и нн в наречиях; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Н и НН в наречиях");
Развивающие:
развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.
Воспитательные:
формирование ключевых компетенций учащихся.
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, перфокарты, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы
Формируемые УУД
Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Актуализация.
УУД Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Учитель Ребята, работая на уроке, вы сами себя оцените в конце урока. Оценка будет соответствовать определенному наречию.
Актуализация
Этап обобщения и систематизации изученного
- Запишите число.
- Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».
- Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.
Вчера я вам сказала, что учебник для меня ассоциируется с лестницей, которая ведёт нас к знаниям. На протяжении изучения курса русского языка большое внимание мы уделяем не только пунктуации и синтаксису, что немаловажно, но и учимся разбираться в частях речи.
Соответственно, любая часть речи становится для нас определённым пунктом, в который необходимо прибыть в назначенное время. Для того чтобы осилить этот маршрут, мы постепенно добираемся от одной станции к другой. Иначе можно сказать, что станция – это то или иное правило, которое необходимо усвоить и научиться применять на практике.
На протяжении продолжительного времени вы стремительно двигались по просторам морфологии и орфографии в большой город, который называется Наречие. Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить правила и орфограммы, связанные с этой частью речи.
И самая первая станция, на которой нам необходимо задержаться,
Станция «Теоретическая».
- От какого слова происходит название этой станции?
- Конечно же, теория! Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
- Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
- В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
- По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
- Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, … (место, причину и цель).
- Определительные наречия обозначают … (меру и степень, качество действия).
- Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы … (где? Куда? Откуда?).
- У наречий имеются две степени сравнения: ... (сравнительная и превосходная).
- Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
- Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
- Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
- НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
- В наречиях на — о и е пишется Н (столько н, сколько в прилагателных и причастиях, от которых они образованы)
Учитель Ребята, вы отлично справились с теорией. И мы незаметно подобрались к следующей станции, которая называется «Морфологическая».
Сейчас я попрошу вас обратить внимание на текст №1.(на листочках) Давайте его прочитаем.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
Задание: Найдите в тексте наречия и сделайте морфологический разбор.
ВЫСОКО – наречие.
- Стоит (где?) высоко; обстоят-е наречие, обознач. Место.
- Неизм.
- Стоит где? Высоко.
НЕУТОМИМО – наречие.
- Звенят (как?) неутомимо; обстоят.нареч. образа действия.
- Неизм.
- Звенят как? Неутомимо.
ГРОМЧЕ – наречие.
- Звенят (как?) громче; обстоят. Нареч. Образа действия.
- Неизм.
- Звенят как? Громче.
УДИВИТЕЛЬНО – наречие.
- Сливается (как?) удивительно; обстоят. Нареч. Образа действия.
- Неизм.
- Сливается как? Удивительно.
Молодцы! И на этот раз мы уже примчались на следующую станцию.
Станция «Этимологическая»
Учитель
Вы на этой станции работаете с этимологическим словарем и находите происхождение наречий по словарю (работа в группах) — устно
Дотла – слияние предлога до с формой род. пад. ед.ч. от тьло- «почва,
пол».
Впредь– собств. – русск., возникло из сращения предл. В с формой вин.п.ед.ч. сущ. Предь, значит «вперед, на будущее».
Наружу – собств. – русск., образовалось путем слияния на и вин. пад., ед.ч.
сущ. руж – «внешность», «вид».
Учитель Следующая станция, на которую мы прибыли называется «Синтаксическая»
Всё своё внимание мы направляем на текст №2.
Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните наречия как члены предложения.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы.
Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила.
У нас давно (обстоятельство) когда-то (обстоятельство) жила кошка. Она удивительно (обстоятельство) искусно (обстоятельство) ловила мышей и никогда (обстоятельство) их не ела. И совершенно (обстоятельство) по-человечески (обстоятельство) знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы. (1 запятая разделяет главное и придаточное, 2 и 3 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Она являлась с мышью в зубах и, призывно (часть обстоятельства, выраж. дееприч. оборотом) мурлыкая, терлась о ноги. (Две запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Потом (обстоятельство), подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. (1 и 2 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом, 3 запятая – разделяет два простых предложения в ложносочиненном)
Затем (обстоятельство) она бросала мышь и равнодушно (обстоятельство) уходила
.Физкультминутка.
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
Следующая станция, которая с нетерпением ждёт нашего прибытия,«Фразеологическая». Здесь мы с вами поиграем.
Лото «Замените наречия фразеологизмами»
Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.
Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до станции «Словообразовательная».
Попробуем разобраться
(запись на листочках - перфокарта)
Море взволнова(н,нн)о.
Море взволнова(н,нн)о шумело.
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о.
Учитель. И вот мы добралиь до станции «Орфоэпическая»
Прочитайте правильно: (запись на доске)
Пиши красивее,
Сядь удобнее,
Вытри дочиста,
Уехать надолго.
Орфоэпический бой.
Ученика «сражаются» с коварным врагом всех частей речи, в том числе и наречия – ударением (работа на карточках или у доски). Побеждает тот ученик, который допустит меньше ошибок.
Издавна, наспех, без умолку, исподволь, попросту, впереди, спереди, донизу, допоздна, наверное, надолго, неподалеку, тесно, мастерски, задолго, набело, одновременно, мельком , досуха, дочиста, запросто, изредка, сызнова, добела, засветло, затемно, сполна, иссиня, начисто, издалека, донага, дотемна, наскоро, наново.
Минутка отдыха
Два ученика показывают инсценировку «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом.
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно весело? А учитесь хорошо?
- Нормально. Особенно девчонки. Их учительница в пух и прах хвалит…
- Да… болезнь у тебя серьезная, у тебя больной язык, тут и врач не
поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.
Учитель
- В чем ошибки нашего героя?
И снова поиграем! Игра «Крестики — нолики» (всем раздаются карточки)
х — нн 0 — н
1 2 3
х 0 0
4 5 6
х 0 х
7 8 9
0 х 0
Слова для игры:
Уверенно, пасмурно, культурно, рассеянно, сумрачно, мужественно, искусно, совершенно, зелено.
Домашнее задание: выписать из художественной литературы 5 предложений с наречиями с н - нн
Рефлексия, оценки.
УУД Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения
Учитель.
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Скажите наречиями, как вы сегодня чувствовали себя на уроке.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).
В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....
Конспект урока + презентация по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях".
Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий....
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Конспект Урока русского языка "Разряды наречий"
Современный урок в стиле социальной сети ВК...
Урокан ц1е: Долахь а, юкъара а ц1ердешнаш.
Урокан ц1е: Долахь а, юкъара а ц1ердешнаш....
Урокан ц1е: « Аружа»-исторически хиллачийн буха т1ехь язйина поэма.
Урокан ц1е: « Аружа»-исторически хиллачийн буха т1ехь язйина поэма....
Конспект урока по русскому языку "Наречие. Разряды"
Наречие. Разряды....