Элективный курс по русскому языку для старших классов
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Программа элективного курса была создана с учётом заданий ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_elektiv._2018-2019.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО учителей Зам.директора по УВР Директор школы
русского языка и литературы ________Салимгареева Р.Г. __________Файзиева В.Р.
Руководитель МО_________Рашитова Р.Р. Приказ № ___ от _________
Протокол №___ от ________
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«КОВАРНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»
(34 часа)
Составитель: учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5
города Дюртюли
Минигулова Е.В.
2018 год
Пояснительная записка
Курс по выбору предназначен для учащихся 10-ых классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умение грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинации знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного освоения материала, развитии логики мышления , подготовки конкурентоспособного ученика. Дидактический материал, используемый в качестве примера , взят из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через систему заданий, данных к упражнению.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между курсом в целом.
Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и высшей школе.
Задача данного курса – совершенствование речевых умений школьников, гибкое применение разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся миром , развитие лингвистических , культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Учебно-тематический план составлен по брошюре элективных курсов «Коварные знаки препинания» авторов-составителей Л.М.Серёгиной и О.А. Хорта.
Календарно-тематический план
№п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | ||
Лекции | Практика | По кален-дарю | Факти-ческая |
Содержание образования
1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
2. Назначение пунктуации – «держать текст» (К.Г.Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи.
6. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
7. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
8. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Значение контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденция свободного использования знаков препинания в современной литературе.
9. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
10. Решение заданий из сборника для подготовки к экзаменам (ЕГЭ).
11. Диагностическая работа по заданиям ЕГЭ.
Литература
1. Валгина Н.С. Русская пунктуация : принципы и назначение, - М., 2010
2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., Дрофа, 2009
3. Отрывки из произведений русских писателей и поэтов.
4. Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября»
5. Современная русская пунктуация : сборник. – М.,2007
6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений
7. Сборник для подготовки к экзаменам (ЕГЭ) . Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. – Национальное образование, 2018
8. Л.М.Серёгина, О.А.Хорт. Русский язык, 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс, Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)
Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших классов и призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы
Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...