Статус предложений с однородными сказуемыми
статья по русскому языку (9 класс) на тему
В данной статье рассматривается статус предложений с однородными сказуемыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
status_predlozheniy_s_odnorodnymi_skazuemymi.docx | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТУС ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА «ПАЛАТА № 6»)
При рассмотрении сферы функционирования союза НО в однородных рядах становится актуальной проблема границ между простыми и сложносочиненными предложениями. В лингвистике статус предложений с однородными сказуемыми однозначно не решен. Предложение «В городе отлично знали про эти беспорядки и даже преувеличивали их, но относились к ним спокойно» (А. П. Чехов) Н. И. Греч расценивал бы как сложное (основание: предложение с несколькими глаголами, к сложным он относил предложения и с однородными причастиями и деепричастиями). А. М. Мухин рассматривает подобные предложения как сложные (основание: два предиката выражают разные действия («знали», «преувеличивали» и «относились»). А. А. Шахматов разграничивал понятия «слитные» и сложные предложения, но данный пример может быть отнесен к сложным (каждое сказуемое имеет распространитель: «отлично», «их», «спокойно»). Этой же точки зрения придерживаются составители «Грамматики современного русского языка» 1970 года. Но Ф. И. Буслаев квалифицировал бы это предложение как деривационный вариант простого предложения (имеется общий член, который формально не выражен, но подразумевается, – подлежащее). П. А. Лекант построения с однородными сказуемыми квалифицирует как простые осложненные предложения. В школьных учебниках (М. В. Панов, М. М. Разумовская) подобные примеры традиционно рассматривают как простые предложения с однородными членами. Предложение «Ею можно тяготиться, ненавидеть ее, но не презирать» (А. П. Чехов) Н. И. Греч квалифицировал бы как сложное (безличные предложения содержат несколько глаголов), А. А. Шахматов – как «слитное» (сказуемые не имеют распространителей), Н. С. Валгина – как простое (предложение с несколькими инфинитивами при общей для них модальной связке), школьная грамматика – как простое, осложненное однородными членами.
Учитывая двойственную природу предложений с однородными сказуемыми, рассматриваем их как переходные между простыми и сложными предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...
Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...