Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке" (ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Котикова Инна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1»
Республика Мордовия
р.п.Чамзинка
Технологическая карта урока:Урок русского языка, Школа 2100, Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке
Цель урока: Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имён.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучении:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение;
2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5. Развивать учебно-языковые и речевые умения, учить моделировать и правильно использовать в повседневной жизни речевые конструкции.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
1. Актуализировать знания об уменьшительно – ласкательных суффиксах.
2. Расширить представление о роли уменьшительно – ласкательных суффиксов в нашей речи.
3.Обратить внимание на значимость уменьшительно – ласкательного суффикса при образовании ласкательных форм женских и мужских имен.
4. Развитие умений образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи;
5. Осознавать значимость использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций.
6. Продолжить работу по формированию предметных действий, направленных на развитие речевой культуры.
Оборудование:
- Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык, учебник, ч. 2, БАЛАСС, 2013
- Е.В. Бунеева, Н. А. Исаева Русский язык, Методические рекомендации для учителя, БАЛАСС, 2013
- Проектор, ПК
- Презентация
Ход урока:
№ этапа | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Оргмомент. Языковая разминка. Словарная работа. Целеполагание Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имен. Проговаривание нового знания Развитие учебно-языковых и речевых умений. Итог урока. Рефлексия Домашнее задание | Определяет готовность учащихся к работе. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Слайд 1. Организует игру в рифмы. Я прочитаю первые две строчки четверостишия, а Вы, используя словарные слова (на стр. 43 – 45 в учебнике, внизу страницы), придумаете две другие строчки так, что бы сохранился смысл и слова рифмовались. На базаре я сегодня был, Что купил, то в корзину и сложил….. Слайд 2. Запишите предложение: Хороши розочки на клумбе у Розочки. Слайд 3. - Какие слова одинаково произносятся? - А как они пишутся? Почему? - Разберите имя девочки по составу. - Какая часть слова придаёт слову уменьшительно – ласкательное значение? - Какие ещё уменьшительно – ласкательные суффиксы вы знаете? Прочитайте статью из «Словаря русских личных имён» Слайд 4. Роза, ж. (лат. по названию цветка роза) Роз/а Роз/к/а Роз/очк/а Роз/ул/я Роз/ул/ечк/а Роз/ул/еньк/а Роз/оньк/а Что Вы узнали об имени Роза? При помощи каких суффиксов образовались ласкательные формы имени? - Какие ещё суффиксы образуют ласкательные формы имени? Послушайте русскую народную потешку «Лес». (Слайд № 10) Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят Ванюшку – земляникой, Танюшку – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой. – Назовите имена детей с уменьшительно-ласкательным значением. – С помощью каких суффиксов образовались уменьшительно-ласкательные формы имен? Давайте сформулируем тему и цель урока. Чему мы будем сегодня учиться? - Что нужно знать и уметь, чтобы научиться образовывать ласкательные формы имени. Составим план. Задачи:
1. Работа с учебником с.44
Как родители обычно называют своих малышей? Образуйте уменьшительно – ласкательную форму имён и запиши. Выдели суффиксы.
Игорь, Лена, Нина.
Валя, Петя, Дина. – Сделайте вывод: с помощью каких суффиксов образуется уменьшительно – ласкательные формы имён детей. Таблицу на доску повесить. А если эти имена (Наденька, Диночка, Валечка и др) употребляют по отношению ко взрослым людям, какое значение будет иметь суффиксы – очк -, -ечк- - еньк-. В своей речи мы часто употребляем сокращённые имена, когда общаемся. Прочитайте сокращенные имена: Слайд 5. Светик – Вадик – Толик – А как они звучат полностью? Запишите одно имя по образцу:
Светик – Светлана Как вы думаете, когда уместно употреблять в речи сокращенные имена, а когда полные? Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы вы запомнили? 2.Обратимся к упр. 270 Какое задание нам предстоит выполнить? Выполняем самостоятельно. Проверка коллективная. – Какую форму имён образует суффикс -ик-? (Уменьшительно-ласкательную или сокращённую.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Проблемный вопрос. – На прошлом уроке мы говорили, что с помощью суффикса -к- образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рыба → рыбка, рука → ручка и т.д. – А какое значение имеют имена людей с суффиксом -к-? Маша, Вера, Саша? – Это уменьшительно-ласкательная форма имён? – А какое же значение вносит в имена суффикс -к- ? Решить нашу задачу нам поможет упр. 271, стр. 45 - Какое изменение произошло в русском языке? Какое же оттенок имеют имена существительные с суффиксом – к в настоящее время? Понаблюдайте за своей речью. Как ты обычно называешь по именам своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение? - Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом – к – вы можете сделать? Ребята, в русском языке есть такие сокращенные мужские и женские имена, которые звучат одинаково (Саша, Женя), которые можно различить по полному имени Александр (а), Евгений (я). А как нам понять по сокращенному имени – мальчик это или девочка? (Составить предложение: Саша пришёл, Саша – хорошая хозяйка.) Н стр. 46 вашего учебника рассмотрите схему образования сокращенных имен от имени Александр(а). Расскажите, как образовались эти имена. - Что нового, интересного вы узнали из этой схемы? Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращенные. Эти предложения из произведений Н. Носова. Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы. (Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в Москве. – Прочитайте слова, которые вы написали с большой буквы. Почему? – Почему в своих произведениях Н. Носов употребляет сокращённые имена, а не полные? Елена), (Наталья), (Анна) и Алла – С буквы заглавной я написала. Правило это запомнить готова – С буквы заглавной пишется слово, Когда человека оно называет. С маленькой буквы тех слов не бывает. (Владимир), (Алексей), (Сергей) и (Михаил) – С буквы заглавной всегда мы напишем. Садитесь поудобнее, Ведь к концу подходит наш урок. Чтобы нам его закончить, Надо подвести итог. Какую цель на уроке мы поставили? Учитель организует наблюдение по поставленным задачам, чтобы выяснить, все ли задачи решены? С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно – ласкательные и ласкательные формы имён? Сокращенные формы имён? - Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему? Предлагает оценить результат своей работы на уроке. Всё ли получилось? Есть ли у кого – либо вопросы по уроку. Упр. 3, с. 56. | Ученики, работая, в парах сочиняют продолжение. Вариант: Огурцы, помидоры, лимон, Апельсины, малину, батон. Зачитывают составленные предложения, Обозначают орфограмму. Розочки Написание различное, потому что Розочка – имя собственное, пишется с заглавной буквы розочки, Розочки Изучают статью Из латинского языка, по названию цветка - ул, - очк, - ечк, -еньк, - оньк. Ванюшка, Танюшка, Машенька, Катенька -юшк, -еньк Учиться образовывать ласкательные формы имени с помощью суффиксов. Знать уменьшительно-ласкательные суффиксы Цель и задачи фиксируются на доске. Выполняется у доски Запись: Игорёк, Ленок, Нинок. Валечка, Олечка, Оленька, Сонечка, Наденька, Петенька, Диночка, Леночка, Ниночка. Вывод: с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк- образуются уменьшительно-ласкательные формы имён детей. Только ласкательное значение Работаем устно. Светлана Вадим Анатолий Записывают на выбор Ответы детей Образовать имена с помощью суффикса -ик (Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.) Сокращённую Внимание на экран – Машка, – Верка, - Сашка Нет. Знакомятся с текстом упражнения. Выполняется устно Оттенок пренебрежения Ученики рассказывают по схемам, как образовались сокращённые имена от имени Александр. Растопили плиту, Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Костик пролез под стулом и встретился с Сашкой (Шуриком) нос к носу. Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. Мишка, Костик, Сашка, Вовка, Оля, Москва (Елена), (Наталья), (Анна) и Алла – С буквы заглавной я написала. Правило это запомнить готова – С буквы заглавной пишется слово, Когда человека оно называет. С маленькой буквы тех слов не бывает. (Владимир), (Алексей), (Сергей) и (Михаил) – С буквы заглавной всегда мы напишем. Проверка на слайде 7. Учиться образовывать ласкательные формы имени с помощью суффиксов. -ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -юшк- -ик-, -к- С суффиксом - к –, потому что он имеет оттенок пренебрежения. | Регулятивные: -нацеливание учащихся на успешную деятельность. Личностные: -проявлять желание проявлять новое. - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; - представлять информацию в виде схемы. -на основе анализа объектов делать выводы. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....
Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....
Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"
Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....
Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".
Тип урока- урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...
План-конспект урока в 8 классе (углубленный уровень) УМК О.В. АФАНАСЬЕВА И. В. МИХЕЕВА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для VIII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий Допущено Министерством образования Российской Федерации 3-е издание М
План-конспект. ВВедение новых лексических единиц...
Конспект урока на тему: « В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по имени существительному.»
Закрепление знаний об имени существительном, дифференциация живых и неживых предметом (определение падежных окончаний существительных), закрепление представление о падеже, роде, склонении существитель...