Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
9 класс
Тема: «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
Цели: 1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»
2) развить художественный вкус учащихся; развить навыки конспектирования;
3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.
Тип урока: урок-лекция.
Оборудование: учебник-хрестоматия для 9 класса, портрет писателя, выставка книг, посвященная роману «Евгений Онегин».
Методические приемы: лекция учителя, работа с учебником, конспектирование.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Учитель: Ребята, сегодня мы приступаем к изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Запишем план лекции.
- История создания романа.
- Реализм романа.
- Лекция учителя.
- История создания романа.
Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 г.) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 г.).
Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался
подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.
Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует: пометка на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставит в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П.А. Вяземскому и А.И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах поэта были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI, XVII).
Пушкинисты нашли ключ к шифру автора, и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы. Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом «Евгений Онегин», состоящий из восьми глав, представляет собор законченное произведение.
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина.
В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.
2.Реализм романа.
Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник». Над другой поэмой - «Бахчисарайский фонтан» - он еще не работал и к «Цыганам» не приступал. И все же «Евгений Онегин» у же с первой главы представлял собой произведение новаторского типа творчества - не романтического, а реалистического.
В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в те годы ни в России, ни в Европе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», поэт дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения
1.Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе дается широкая картина жизни того времени, ее разнообразных связей с Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается и в столичных центрах - Петербург и Москва, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.
2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).
3.Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую
части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.
4. Уникальность положения Автора в романе. Автор - не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его героем. Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст - новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа - вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям Мир, в котором живут герои, - тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь - только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.
Роман, по мысли Пушкина, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением в свою очередь, делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Поэт блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.
- Анализ «онегинской строфы»
Ученики самостоятельно анализируют одну строфу.
Учитель: Итак, «Евгений Онегин» - роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается выразительными возможностями четырехстопного ямба. «Онегинская» строфа включает 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffB gg.
Онегинская строфа – гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации: эпические, повествовательные, разговорные. Онегинской строфой написан весь роман, за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек. Каждая онегинская строфа является определенным элементом в движении сюжета.
- Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Какое впечатление произвел на меня роман «Евгений Онегин».
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
Конспект урока по литературе для 9-го класса...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока в 5 классе по теме: "Выдумщик Том" (по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера")
Предлагаю коонспект урока по зарубежной литературе в 5 классе. Форма урока - игра. Играя, ученики не только анализируют содержание глав романа, но и задумываются над поступками героя (героев). Главное...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...