Глагол.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Насибуллина Гульназ  Салиховна

Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

1.   Ф.И.О. учителя:  Насибуллина Гульназ Салиховна

2.  Класс:  6.

3.  Предмет:  русский язык.

4. Тема раздела: Морфология. Орфография. Культура речи.

5. Тип урока: Повторение и обобщение изученного.

6.Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2016г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

7. Оборудование: Мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация к уроку, интерактивная доска, карточки с текстом.

Тема

Глагол.

Цели

Образовательные: углубить понятие о роли  глагола в речи, формирование умения использовать в речи  глаголы;  определять синтаксическую роль прилагательных в предложениях

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

Знать синтаксическую роль     в     предложении, роль глаголов  в речи. Уметь распознавать    глаголы   на основе общего значения, морфологических   признаков,   синтаксической     роли,     типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, выделять глаголы  в нем. В художественном тексте узнавать    олицетворения.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора),высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные понятия

Части речи, глагол, кластерГрамматическое   значение   глагола.     Морфологические  признаки  глагола,  синтаксическая функция.

Межпредметные связи

Культура речи.

Ресурсы

Учебник, презентация по теме.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия ученика

I.Организационный  момент  урока, мотивация  учащихся  на  работу:

А) Постановка целей и задач урока.

Б) Проверка домашнего задания.

Организую  учащихся на  начало урока, создаю  позитивный  настрой,  контролирую  правильность   ответов  учащихся.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

( В.Кондрашов)

-О  какой  части  речи  говорится  в  стихотворении?

-Вы   согласны  с  тем,  что  глагол всё  в  действие  приводит?

-Давайте  тогда  запишем  в  тетради  дату  и тему  урока.

-О  глаголе   мы  узнали  многое,  нам  осталось  лишь подвести  итог изучению  данной темы,  а  значит  цель  нашего  урока.

На  экране  высвечиваются  глаголы  из домашнего  упражнения.

У каждого  глагола  определены  вид  и  спряжение.

Запись    даты  и темы в  тетрадь.

Формулирует тему и цель урока.

Ответы учащихся, рассуждения.

1) Регулятивные:

- целеполагание  как постановка учебной задачи;

- планирование;

- прогнозирование.

2) Личностные:

- пытаться решить задачу известным способом;

- фиксировать проблему.

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

II. Основная  часть  урока:

А) Повторение   теории

1.Упражнение «Верно - неверно» (проверяем теоретические сведения)

На доске высвечиваются фразы

( задание: выписать в тетрадь номера верных утверждений)

1. Глагол - это служебная часть речи.

2. Глагол обозначает действие.

3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.

4. Глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?

5. Глагол склоняемая часть речи.

6. Глаголы бывают только переходными.

7. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

8. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

9. У возвратных глаголов суффиксы - ся и - сь.

Контролирую  и  направляю  работу  учащихся

Определяют верный ответ. Устно доказывают свой выбор. Называют признаки глагола.

1) Регулятивные:

- уметь  осуществлять самоконтроль  и самопроверку.

2) Познавательные:

- знать  сведения  о глаголе;

- уметьприменять  знания при   выполнении  задания.

3) Коммуникативные:

- уметьстроить речевое  высказывание.

Б) Словарный распределительный  диктант

Объясняю  порядок  выполнения  работы,  чётко  произношу  слова диктанта, одному  из  учащихся  предлагаю  самостоятельно выполнить  тест.

Дожидаться,     заниматься, вырывается,     улыбаться,      радуется,

переворачиваться,     настраивается,

задуматься,     научиться, запоминается,

получается, решиться.

 Пишут словарный  распределительный  диктант. Выполняют самопроверку.

1) Регулятивные:

- уметь  осуществлять самоконтроль  и самопроверку.

2) Познавательные:

- знать правописание - тся, - ться;  

- уметь применять  знания.

В)Работа  с   учебником,  повторение  синтаксической  роли  глагола;

Г) Самостоятельная работа.

3)Актуализация знаний.(1 этап )Пословицы, поговорки.

2 этап. Определение жанра частушки.

3этап.Определение жанра загадки.

4. Реализация построенного проекта и решения исходной задачи (возможна фронтальная и групповая форма работы).

Упражнение 589.Объясняю,  как  выполнить  задание, контролирую  деятельность   учащихся

Выписать сначала глаголы в неопределенной форме, затем во 2-м лице  единственного  числа  изъявительного наклонения и, наконец, во 2-м  лице  повелительного наклонения. Какие слова вы не выписали? Почему?

А какие пословицы и  поговорки вы знаете?

Чем они отличаются? Дайте определение пословицы, поговорки.

Учитель предлагает распределить пословицы (на карточках)  по тематическим  группам , самостоятельно сделать вывод.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Знаком ли вам следующий жанр? На доске частушка.

Что характерно, на ваш взгляд, для этого жанра?.

Как  вы думаете, зачем человек придумал загадки?

Как вы думаете, легко ли самому сочинить частушку или загадку?

Что для этого необходимо знать?

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

1)Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)

2)Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет. (Волк)

3)Пришли воры, людей забрали, а дом в окошки ушёл. (Рыбаки, рыба, сети и вода)

4) Чёрная собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

5) Летела птица – не крылата, не перната, носик долгий, голосок тонкий. Кто её убьёт, человечью кровь прольёт. (Комар)

Выполняют  работу по упражнению, затем устно комментируют.

Ученики приводят примеры, называют отличия, дают определения, сравнивают  с эталоном   в учебнике.

Ученики  распределяют пословицы по группам, делают выводы)

Ученики определяют жанр,  сравнивают  с эталоном.

Фиксируют возникшее затруднение.

Учащиеся отвечают,выявляют закономерность (фронтальный опрос)

1)Вместо одного предмета называют другой, на первых взгляд

2)Называют признаки п

3)Говорят о том, что противоречит здравому с

4)Исключают какие-то признаки.

5)Совмещают вышесказанное

1) Регулятивные:

- уметь  осуществлять самоконтроль  и самопроверку.

2) Познавательные:

- уметь  использовать  учебник,  находить  в  нём  информацию и ответы  на  вопросы;

-  использовать  информацию,  полученную  на  уроке.

3) Коммуникативные:

- уметь  высказывать  своё  мнение,  доказывать   сказанное.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: осуществляет актуализацию полученных знаний

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Познавательные: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Г) Самостоятельная работа

   Организую самостоятельную работу по карточкам.Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Самостоятельная работа.

Списать текст в тетрадь, подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении, 1 группа - выписать из текста 2 словосочетания глагол + существительное, 1 словосочетание глагол + наречие, 2 группа - выписать из текста глаголы и подобрать подходящие по смыслу слова из слов для справки, чтобы получилось словосочетание (один у доски, остальные в тетради, те кто освободился раньше выписывают олицетворения и эпитеты, затем проверка с доски, тот, кто сделал устно, называет эпитеты и олицетворения).

Выходит осень на опушку года –

С походкой мягкой рыжая лиса.

Пусть скупо светит солнце с небосвода,

Зато сияют рощи и леса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

                                        (Н.Рыленков)

Глаголы: выходит, светит, сияют, открывается.

Слова для справок: ярко, на прогулку, на небе, внутрь, быстро, в темноте

Самостоятельно выполняют работу по карточкам.

1) Познавательные:

-владеть приёмами отбора и систематизации материала;

- преобразовывать структуры и модели.

2) Регулятивные:

-слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.

3) Коммуникативные:

  • - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
  • - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.

Д) Физминутка

Читаю стихотворение и произвожу действия

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Выполняют  по образцу.

1) Регулятивные:

-личностная   установка  на  здоровый  образ  жизни.

Е)  Морфологический  разбор  глагола

(дополнительно  творческая  работа

мини-  сочинение

«Можно ли  представить  русский  язык  без  глагола?»

Iвариант - выходит, IIвариант – сияют    ( Если кто — то закончил раньше,   то   получают   творческое задание    мини – сочинение   «Можно ли  представить  русский   язык   без глагола?»,   если   не     получится проверить      задание    на дом,   дописать     сочинение, дополнив   его ещё   несколькими      предложениями)

Поясняю  и  контролирую  выполнение  задания.

Письменная работа в тетрадях и у доски. Творческая работа.

1) Познавательные:

-уметь применять  знания  при  выполнении  морфологического  разбора.

2) Регулятивные:

- уметь осуществлять самоконтроль  и  самопроверку.

3) Коммуникативные:

- уметь  создавать  устные  и  письменные

Высказывания.

III. Домашняя работа.

Предлагаю  варианты  дифференцированного домашнего задания

Фиксируют домашнюю работу согласно своему выбору.

1) Познавательные:

-уметь  ориентироватьсяв  своей  системе

знаний.

2) Регулятивные:

-уметь  осознавать необходимость   получения  нового  знания.

Рефлексия.

Предлагаю   устно  продолжить  неоконченные  предложения:

  • Я вспомнил, что…
  • Я понял…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

1) Коммуникативные:

- уметь  высказывать  своё  мнение  и доказывать  его;

- уметь  объективно  оценивать  себя и  одноклассников по  выполнению  цели урока.

  • 2) Регулятивные:
  • - самооценка на основе критерия успешности, -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;         - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,  осознание качества и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...