Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
учителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны
Тема урока | Как определить лексическое значение слова |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | Формирование представления о лексическом значении слова и способах его толкования |
Задачи урока |
|
Методы и приёмы | Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, практикум, опорные конспекты, опрос, информационный лист, поощрение, оценка; прогноз по названию, вопросы, диалог, работа с текстом и словарями, создание кластеров |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют лексическое значение слова разными способами, анализируют и сравнивают лексические единицы языка, работают с текстами, словарями |
Личностные | Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
|
Основные термины и понятия | Лингвистика, лексика, лексическое значение слова, способ объяснения лексического значения слова, синонимы, антонимы, однокоренные слова |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык» (автор М. М. Разумовская), презентация, мультимедийный проектор, словари: толковый, антонимов, синонимов |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе «Как определить лексическое значение слова?» | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
учителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны
Тема урока | Как определить лексическое значение слова |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | Формирование представления о лексическом значении слова и способах его толкования |
Задачи урока |
|
Методы и приёмы | Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, практикум, опорные конспекты, опрос, информационный лист, поощрение, оценка; прогноз по названию, вопросы, диалог, работа с текстом и словарями, создание кластеров |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют лексическое значение слова разными способами, анализируют и сравнивают лексические единицы языка, работают с текстами, словарями |
Личностные | Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
|
Основные термины и понятия | Лингвистика, лексика, лексическое значение слова, способ объяснения лексического значения слова, синонимы, антонимы, однокоренные слова |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык» (автор М. М. Разумовская), презентация, мультимедийный проектор, словари: толковый, антонимов, синонимов |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности | Эпиграф: Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве. Н. Бердяев Я рада видеть всех! Добрый день! Улыбнуться друг другу не лень? Если нет- хорошо, не ленитесь, Посмотрите вокруг, улыбнитесь Да скорее за дело беритесь. На вопросы мои отвечайте, И пятёрки скорей получайте. -Успехов вам, друзья! Прежде чем мы начнём работу, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы сегодня ко мне пришли. Выберите квадратик, соответствующий вашему настроению: хорошее- зелёный, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно. Сегодня на уроке мы должны определить, что мы ещё не знаем, после чего вы будете самостоятельно открывать новые знания | Готовятся к «открытию» новых знаний | Коммуникативные регулятивные |
2.Актуализация и пробные учебные действия Цель: Осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия | Великий философ Николай Бердяев говорил: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве.» Приглашаю всех отправиться в экспедицию в царство слов, где мы и продолжим свою работу. Предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы определить, что мы уже знаем, а что пока ещё нет. -Что изучает лексикология? -Что такое лексика? -Из чего складываются слова? -Перед вами карточки. Что на них изображено? Вы можете сказать, что эти сочетания букв обозначают? Соберите из карточек слова (ребята, учебник, тетрадь, звонок). Объясните их значение. Почему мы смогли это сделать? К какому выводу мы пришли? -Перед вами лежат предметы. Назовите их и определите значение слов, которые называют эти предметы. -Вы сейчас назвали лексическое значение слов, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. | Отвечают на вопросы, делают вывод. Складывают из букв и слогов слова, называют предметы, лежащие на столах, объясняют их лексическое значение, делают вывод, выделяют проблемный вопрос, формулирую цель и тему урока | Познавательные, коммуникативные |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: Осознание каждым обучающимся причины своего затруднения | -Лексическое значение какого слова вы не смогли определить? Почему? -Давайте с вами определим, что мы знаем, а чего нет. -Почему мы этого не знаем? | Отвечают на вопросы и приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что не хватает знаний | Познавательные, коммуникативные,регулятивные |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: Построение плана действий из затруднения | -Что мы сегодня должны узнать на уроке? (Как мы можем узнать лексическое значение слова?) -Можете сформулировать цель нашего урока? Тему? -Чему мы сегодня будем учиться? -Как вы думаете, каким способом это можно сделать? -С помощью чего мы будем добывать информацию? | Отвечают на вопросы.работают в группах с учебниками, словарями, записывают наблюдения, делают выводы | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
5.Реализация построения проекта Цель: Фиксация решения поставленной учебной задачи, нового способа действия | 1 этап -Нам необходимо вспомнить, что такое однокоренные слова, синонимы, антонимы и подумать, как связаны эти слова с темой нашего урока (на доску вывешиваются картинки с терминами). 2 этап Найти ответ на поставленные вопросы вам поможет практическая работа. -В свитках записаны задания, которые вы должны будете выполнить в течение минуты. 1руппа: Вы держите в руках предмет. Что это? Попробуйте определить лексическое значение слова, называющего этот предмет. Как вы это сделали? (В случае затруднения используйте словарь). Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его. (Учитель записывает способ толкования слова на доске) 2 группа: Подберите однокоренные слова к слову «царский». Определите лексическое значение этого слова. Помогли ли вам в толковании слова однокоренные слова? Как? Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его. (Учитель записывает способ толкования слова на доске) 3 группа: Подберите синонимы к слову «указ». Определите лексическое значение этого слова. Помогли ли вам в толковании слова синонимы? Как? Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его. (Учитель записывает способ толкования слова на доске) 4 группа: Подберите антоним к слову «добро». Определите лексическое значение этого слова. Помог ли вам в толковании слова антоним? Как? Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его. (Учитель записывает способ толкования слова на доске) . Свою готовность отвечать покажите, пожалуйста, светофориками: готовы- зелёный, не совсем готовы- жёлтый и не готовы- красный. -Итак, с помощью первой группы мы выяснили лексическое значение слова «свитки». -Каждая группа открыла свой способ толкования слова. Назовите их. Теперь предлагаю открыть учебник и ознакомиться с теоретическим материалом (с. 84). Правильно мы определили способы толкования слов? Какого способа, открытого нами, мы не нашли в учебнике? Как вы считаете, почему его нет в учебнике? Молодцы! Мы будем знать чуточку больше из того, что нам предлагает учебник. | Отвечают на вопросы, работают в группах, проговаривают способы толкования слов, составляют кластеры | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Закрепление и проговаривание новых знаний | -Что вы узнали о способах толкования лексического значения слова? -Сейчас каждая группа составит информационный лист. У каждой группы будет своё слово. Вы должны показать, как можно определить лексическое значение слова всеми названными способами. 1 группа: Слово «радость» 2 группа: Слово «умный» 3 группа: Слово «смеяться» 4 группа: Слово «жара» | Дают определение понятий, отвечают на вопросы, делают выводы, участвуют в физкультминутке | Познавательные, регулятивные |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Организовать выполнение самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | А сейчас предлагаю поработать самостоятельно: выполните упражнение № 238 и проведите самопроверку по словарику синонимов (с. 312). -Что вызвало затруднение при выполнении задания? -Где вы допустили ошибки? | Выполняют упражнение: описывают картину, вставляют синонимы, проводят самопроверку по словарику синонимов | Познавательные, регулятивные |
8.Физкультминутка Цель: Снять напряжение у обучащихся путем переключения на другой вид деятельности | Для разминки из-за парт | ||
9.Включение в систему знаний и повторения Цель: Включение нового способа действий в систему знаний | Для дальнейшей работы нам понадобятся термины. Я предлагаю отгадайте загадку. Ответом на неё будет термин, необходимый нам. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот еще посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. -О каких словах идёт речь? -Назовите однокоренные слова. -Объясните лексическое значение слова «корень» (дерева)и устно по очереди подберите к нему однокоренные слова Проверьте себя по учебнику (с. 89) Следующая загадка: В языке родном, богатом Много сходных слов, ребята Как врача назвать иначе? Я желаю вам удачи… -О каких словах идёт речь? -Удачи я вам уже пожелала. А теперь объясните лексическое значение слова «врач» и подберите к нему синонимы. -Проверьте себя по словарю синонимов Последняя загадка: Надо так подобрать слово с противоположным значением (антоним), чтобы оно завершило стихотворение. Я — антоним к слову «зной», Я — антоним слову «смех». Не бываю без начала, Я — антоним шума, стука, -Объясните лексическое значение слова « смех» | Отгадывают загадки, объясняют лексическое значение слов, подбирают к ним синонимы, антонимы, однокоренные слова | |
10.Рефлексия Цель: Самооценка результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия; определение заданий для самоподготовки | А сейчас вы получите вопросы. Распределите их. Письменно дайте на него ответ. «Вопросник»: (Группам предложено несколько вопросов.Обучающиеся отвечают на разные вопросы.Далее группы переформируются по номерам вопросов, обсуждают свои ответы и выбирают выступающего, который даёт ответ на вопрос) Вопросы: 1. Что нового вы сегодня узнали на уроке? 2.Какая информация была интересной? 3.Что ещё хотели бы узнать? 4.Что было трудным? 5.Что мешало в работе и почему? -Какую цель вы ставили сегодня при выполнении заданий? -Как вы считаете, мы её достигли? -Где нам ещё пригодятся добытые знания? -Оцените свою работу. У вас на партах квадратики трёх цветов. Если вы хорошо поняли учебный материал, поднимите зелёный квадратик. Если в понимании есть затруднения- жёлтый. Если материал совсем остался непонятным- красный. А теперь мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение. Если хорошее- поднимите зелёный квадратик, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный. Домашнее задание: 1.П. 32, упр. № 239 или упр. № 244. 2.По желанию: составить информационный лист, демонстрирующий открытые нами способы определения лексического значения слова | Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют своё мнение, демонстрируют настроение | Личностные, коммуникативные, регулятивные |
Задания на свитках
1руппа:
Задание №1
Вы держите в руках предмет. Что это? Попробуйте определить лексическое значение слова, называющего этот предмет. Как вы это сделали? (В случае затруднения используйте словарь). Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его.
Задание №2
Составьте кластер к слову «радость»
2 группа:
Задание № 1
Подберите однокоренные слова к слову «царский». Определите лексическое значение этого слова. Помогли ли вам в толковании слова однокоренные слова? Как? Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его.
Задание №2
Составьте кластер к слову «умный»
3 группа:
Задание №1
Подберите синонимы к слову «указ». Определите лексическое значение этого слова. Помогли ли вам в толковании слова синонимы? Как? Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его.
Задание №2
3 группа:
Составьте кластер к слову «смеяться»
4 группа:
Задание №1
Подберите антоним к слову «добро». Определите лексическое значение этого слова. Помог ли вам в толковании слова антоним? Как? Сделайте вывод. Назовите способ толкования слова и запишите его.
Задание №2
Составьте кластер к слову «жара»
Рефлексивные вопросы:
1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
2.Какая информация была интересной?
3.Что ещё хотели бы узнать?
4.Что было трудным?
5.Что мешало в работе и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...