Интеллект-карты как прием активизации речемыслительной деятельности на уроках "русского языка и литературы"
статья по русскому языку по теме

Лобова Анна Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_metoda_intellekt-kart_.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы.

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Нарастающий поток информации, информатизация общества, появление новых возможностей самореализации влияют на то, что молодое поколение выбирает Интернет как информационный ресурс и виртуальное, почти слоговое общение через «вконтакте» и «смс». При этом теряется умение находить, воспринимать, обобщать и самостоятельно делать выводы из получаемой информации, передавать ее без искажений и просто свободно и непринужденно общаться, то есть осуществлять грамотную речемыслительную деятельность; снижается уровень культуры речи учащихся.

Задача, которая стоит перед учителем – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания, т.е. ведут активную речемыслительную деятельность. При этом не стоит забывать, что основная задача современной школы, как основного социокультурного института общества, - совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего повышение качества образования школьников. Что же делать учителю в сложившейся ситуации? Однозначно – искать пути решения. В свете всего сказанного выше проблема активизации речемыслительной деятельности приобретает исключительную значимость. Что же будет способствовать решению данной проблемы? На мой взгляд, одно из возможных решений – использование интеллект-карты как одного из приемов активизации речемыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Исходя из существующей проблемы, была выдвинута следующая цель работы: Доказать положительное влияние использования интеллект-карт на речемыслительную деятельности учащихся.

Многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении.

Борис Герасимович Ананьев и Алексей Николаевич Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т. п.

Леонид Владимирович Занков исследовал влияние использования графической наглядности на развитие мышления учащихся и овладение ими теоретическими знаниями, способы сочетания наглядности и слова учителя и выявил наиболее эффективные из них для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Людмила Яковлевна Зорина раскрыла связь между применением схематической наглядности и систематичностью знаний учащихся.

Николай Сергеевич Рождественский и Тамара Григорьенва Рамзаева считали, что широкое использование схем, таблиц, выделение языкового материала шрифтом, цветом, особыми значками приобретают большое значение на всех этапах обучения и особенно при обобщении.

Как мы видим, принцип наглядности давно является одним из ведущих в обучении школьников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. Преимущества визуализации в обучении неоспоримы:

Визуализация:

- помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;

- развивает критическое мышление;

- помогает учащимся интегрировать новые знания;

- позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

- способствует развитию монологическо речи.

Наиболее эффективным и доступным приемом визуализации, используемый мною в своей работе, является интеллект-карта.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Теоретическое обоснование интеллект-карт было впервые представлено миру весной 1974 году. Этот метод предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Он считал интеллект-карты наиболее эффективным методом экономии времени на изучение информации. Отечественные ученые в свою очередь так же занимались изучением данного метода, ими были ученые Санкт-Петербургского университета: Бершадская Елена Александровна и Михаил Евгеньевич Бершадский. Изначально основными сферами использования интеллект-карт были бизнес и психология, но в последние годы широкую популярность этот прием приобрел в сфере образования.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используютпреимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

- записывается много ненужной информации;

- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

- теряется время на поиск ключевых слов

Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:

- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

- чѐтко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счѐт еѐ разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.

Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), с помощью презентации или специальных программ.

Из практики.

Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома. Одна из карт, составленных на уроке русского языка, была посвящена теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий».

Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем, учащиеся заполняли каждый из признаков через систему подобранных мною заданий и вопросов. Например, в каких прилагательных всегда пишется НН? Н? Объясните по какому принципу сгруппированы слова (на примере кратких форм) и т.д. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих примеров и графических изображений. Так постепенно выстраивалась ИК.

ИК эффективны при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему, например, по теме «Дефисное написание разных частей речи» и прошу учащихся объяснить понятия. Учащиеся быстро и правильно воспроизводят материал, опираясь на схему.

Очень удобен метод при подготовке к ГИА, ЕГЭ. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание корней», «Правописание суффиксов» и др. Данная схема по правописанию корней была составлена учащимися с использование программы iMindMap, с которой мы познакомились на уроках, и работа с ней была предложена учащимся как альтернатива «ручному» составлению.

Использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Использование этого метода способствует:

обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;

концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

мышлению. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.

Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей или характеристику героя.

С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка»

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоци...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языка

Активизация речемыслительной деятельности обучающихся способствует повышению эффективност и качеству обучения иностранному языку....

Использование игровых приемов на уроках английского языка как способ активизации речемыслительной деятельности в классах с полиэтническим составом.

В последние годы усиление процесса миграции населения из бывших союзных республик привело к тому, что в школах появились классы с полиэтническим  составом обучающихся. Не исключением являются и ш...

Приемы активизации речемыслительной деятельности на уроках литературы

Цель работы: теоретически  обосновать и опытно-экспериментальным путем  определить приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках литературы.Особенностью речемыслительно...