«Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка»
статья по теме

Пирогова Наталья Викторовна

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоциативный смысл закрепляется в сознании и формирует связанные информационно-смысловые структуры. (А.П.Загорский). Путем расширения аналогий, образов, идей ассоциативное мышление способствует развитию индуктивного и творческого мышления, в логическом мышлении увеличивает вероятность рождения догадки. Важно, что происходит как бы «озарение», что вызывает положительные эмоции, что в свою очередь формирует устойчивую положительную мотивацию к речемыслительной деятельности. Процесс обучения становится естественным, без психологического напряжения. Говоря языком образов, который понятен всем, данный метод можно назвать – «озарение», или Flashcom.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ассоциативно-концептуального метода активизации речемыслительной деятельности на английском языке

Работая в школе, постоянно задаешь себе вопрос: «Как сделать процесс обучения ярким, познавательным, эффективным и помочь  детям учиться?»

В традиционной методике обучение основано на заучивании информации, когда учитель, являясь рассказчиком у доски, «передает» информацию, т.е. свои знания, учащимся. Известный британский преподаватель и методист Джим Скривнер называет такой метод преподавания «кувшин и кружка». В соответствии с этим методом обучения, учитель – кувшин, при объяснении нового материала переливает свои готовые знания в пустую кружку – ученика. А если «переливание» не очень успешно, то либо учитель некачественно переливал (плохо подготовился к уроку, непонятно объяснял), либо кружка была бракованная (ученик – ленивый, невнимательный и т.д.)

Современное обучение должно отходить от традиционных методик или хотя бы дополнять их чем-то новым, более интересным и эффективным. Нужны такие подходы в обучении, которые вооружат ученика способностью самостоятельно добывать знания, уметь пользоваться информацией, ведь только рефлексивные знания, основанные на понимании, помогут человеку успешно функционировать в современном обществе.

Одним из эффективных методов формирования рефлексии считается использование ассоциаций в процессе обучения.  Цели ассоциативного мышления – создание новых идей, смыслов и смысловых связей. Ассоциативный смысл закрепляется в сознании и формирует связанные информационно-смысловые структуры. (А.П.Загорский). Путем расширения аналогий, образов, идей ассоциативное мышление способствует развитию индуктивного и творческого мышления, в логическом мышлении увеличивает вероятность рождения догадки. Важно, что происходит как бы «озарение», что вызывает положительные эмоции, что в свою очередь формирует устойчивую положительную мотивацию к речемыслительной деятельности. Процесс обучения становится естественным, без психологического напряжения. Говоря языком образов, который понятен всем, данный метод можно назвать – «озарение», или Flashcom.

Все виды ассоциаций можно применять как на уроке, так и вне его; на любом уровне владения языком и этапе обучения, будь то грамматика, лексика или другие виды речемыслительной деятельности:

- по сходству / контрасту :используются синонимы-антонимы,

 - по подобию / отличию:  палочки Cuisenaire Rods и значение Adverbs of Frequency;

- по смежности во времени и пространстве: Brain Storm;

 - причинно-следственные ассоциации: составление логических цепочек предложений с союзом «если» при изучении Conditionals.

Рассмотрю несколько примеров работы с методом «озарения» из моей практики, где используются задания на контролируемые ассоциации:

  1. Привести синонимы/ антонимы.
  2. Назвать / описать части целого и наоборот, по отдельной части догадаться о целом.
  3. Описать предмет при помощи известных слов, например, «Это шкаф, там холодно, в нем есть еда», для нового лексического понятия «холодильник». Так можно вводить лексику по различным темам.
  4. Ответить на направляющие вопросы, например, «Какой вкус у лимона?» при введении лексики – прилагательные. Используя слово, формируем в сознании учеников цепочку: слово (лимон)  – образ (можно использовать картинку)  – концепт (то есть понимание, что лимон кислый) – новое слово (кислый) . Если подкрепить образ мимикой, то перевод не нужен. Но чтобы проверить 100% понимание, используем проверочные вопросы, например, «Сахар кислый?», «Что еще кислое?». На основе подобных вкусовых ассоциаций вводим лексику, например, сладкий (сахар), горький (кофе), острый (перец) и т.п.
  5. Ассоциативный ряд, связанный со знакомым понятием, например, «море». Вызываемые ассоциации формируем на основе сенсорно-наглядного мышления при помощи вербальных стимулов – глаголов чувственного восприятия – видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать. Вводимые лексические единицы могут быть и существительными, и прилагательными, и глаголами.
  6. Техника анекдотов (anecdote technique) по Д.Скривнеру используется при объяснении новой лексики (одного-двух понятий), связанной одной темой. Такой короткий юмористический рассказ учителя должен быть эмоциональным, интересным, вызывающим яркие образы. Эффективность повышается при невербальном сопровождении рассказа: демонстрация, жесты, мимика, картинки, реалии и т.п.
  7. Использование стимулов – цвета (например, хорошо - белый, значит, плохо – черный; цвета светофора при изучении модальных глаголов: зеленый – можно, красный – нельзя, желтый – разрешено и т.п.), формы (на каждое слово рисуется схематическая форма – контур Word Shape), оборудования (пластиковые палочки, отличающиеся по цвету и длине Cuisenaire Rods).
  8. Звуки также являются стимулами формирования образов при изучении тем: различные сигналы -  транспорт, помещения, возгласы – эмоции, звуки – животные.
  9. Запахи трудно использовать в искусственной среде языкового погружения, но можно пробовать работать со словами-стимулами или выполнять задания на основе направляющих вопросов, например, «Чем пахнет Новый год?» и т.п.

Как видно, ассоциации эффективны именно потому, что могут рождаться на основе любых средств – стимулов и формировать яркие, запоминающиеся образы. Каждый человек лучше воспринимает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимся у него опытом познания действительности. И чтобы сто-то понять и усвоить новое, ему достаточно связать разные факты в единое целое. Таким образом, метод «озарения» развивает образное мышление, делает уроки яркими, разнообразными, мотивируя учащихся к получению рефлексивных знаний.

Использованная литература:

  1. А.П.Загорский «О психологическом компоненте предмета»
  2. Л.С.Выготский «Мышление и речь»
  3. J.Scrivener “Learning Teaching”
  4. J.Harmer “How to teach English”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка

Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка...

Методы активизации учебной деятельности на уроках английского языка

Материал дан для ознокомления и применения преподователями английского языка...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...