Рабочая программа по русскому языку, 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Шафеева Лейла Салихжановна

Учебная программа разработана на основе:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон «Об образовании в РТ»  № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;
  3. Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020 учебные годы
  5. Учебный план МБОУ «СОШ №» на 2017-2018 учебный год;
  6. Положение о  рабочей программе 
  7. Рабочая  программа по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

 

          Для реализации данной программы используется предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 2017-2018 гг. и соответствующих требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass_fgos.docx99.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Учебная программа предмета «Русский язык»  7 класс по ФГОС ООО

Пояснительная записка

Учебная программа разработана на основе: 

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон «Об образовании в РТ»  № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;
  3. Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020 учебные годы
  5. Учебный план МБОУ «СОШ №» на 2017-2018 учебный год;
  6. Положение о  рабочей программе  
  7. Рабочая  программа по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

          Для реализации данной программы используется предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 2017-2018 гг. и соответствующих требованиям ФГОС.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка

7 класс

Личностные результаты.

Ученик научится:

- Понимать определяющую роль русского языка  в развитии интеллектуальных,творческих способностей и моральных качеств личности.

- Иметь  потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

 Ученик получит возможность научиться:

- Осознавать эстетическую ценность русского языка.

- Стремиться  к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Умению контроля.

- Принятию решений в проблемных ситуациях.

-Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:

- Основам саморегуляции.

- Осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Организовывать деловое сотрудничество.

- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

- Вступать в диалог.

- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения  действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужного  текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами,  приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной  задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из  сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение,  классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Предметные результаты.

Ученик научиться:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;5-7
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Ученик  получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 Содержание учебного предмета «Русский язык»

7 класс

Речь. Речевая деятельность

Основные особенности   функциональных стилей (публицистического), языка художественной литературы.

Основные жанры научного стиля и устной научной речи ( тезисы, доклад); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, интервью).

Текст как продукт речевой деятельности.

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).

Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).  

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений,  текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Языковая норма, ее функции.

 Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Вариативность  нормы.  

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление.

 Историческое развитие русского языка.

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Традиционная классификация частей речи.

Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.  

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Структурные типы простых предложений   (предложения осложненной и неосложненной структуры).

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.  

Соблюдение основных орфографических норм.

Знаки препинания   в простом и сложном предложениях.

Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Изучение разделов «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность», отдельных тем раздела «Правописание: орфография и пунктуация», «Фонетика, орфоэпия и графика», «Морфемика и словообразование», « Лексикология и фразеология» предполагает интеграцию с другими разделами (например, изучение в разделе «Морфология» темы «Причастие» предполагает интеграцию с темой «Знаки препинания при причастном обороте» разделов «Синтаксис» и ««Правописание: орфография и пунктуация»), что должно быть учтено при составлении КТП

Согласно учебному плану

7 класс

2 ч. в неделю, всего 70 часов

Тема раздела

Количество

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Введение. Общие сведения о языке.  Речь. Речевая деятельность.

1

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений (работают в группах). Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.

Повторение.

 (Основные разделы науки о языке: Фонетика. Орфография. Лексикология и фразеология.  Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи. Речевая деятельность.)

6

Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию.

Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп.

Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками.

Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.

Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями.

Развивают речь: формулируют основную мысль текста, Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками.

Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Моделируют диалоги на заданную тему.

Основные разделы науки о языке

Морфология. (Культура речи. Синтаксис. Морфемика и словообразование. Правописание: орфография и пунктуация. Речевая деятельность.)

Причастие.

17

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.

Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Определяют причастный оборот. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота.

Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах. Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении.

Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом.

Находят причастия  разных разрядов в тексте. Анализируют  их роль в тексте. Производят синонимическую замену на прилагательные и глаголы.

Усваивают правила написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, слитного и раздельного написания не с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в разных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздельно).

Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.

Выделяют основную и дополнительную информацию, составляют план, сохраняют при письменном изложении типологическую структуру текста (по упражнению 151).

Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и применяют на практике.

Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка. Находят признаки публицистического стиля в текстах. Создают устное выступление в публицистическом стиле, записывают развёрнутый план и рабочие материалы. Выступают в аудитории с подготовленным текстом-убеждением.

Определяют тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, используют в своём тексте прилагательные и причастия, подбирают синонимы, описательные обороты.

Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение. Выполняют анализ текста: тема, идея, микротемы, стиль, языковые средства.

Деепричастие.

5

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.

Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.

Усваивают правило написания не с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Опознают вид деепричастия. Образуют деепричастия определённого вида, выделяя суффиксы.

Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Собирают материал к  рассказу-описанию, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой. Составляют план.

Создают рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой.

Наречие.

14

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.

Рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий.

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий.

Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Находят наречия с текстообразующей функцией. Систематизируют знания о правописании НЕ с разными частями речи, составляя единый алгоритм, заполняя таблицу по видам орфограмм. Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е и применяют на практике. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.

Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.

Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий и применяют на практике.

Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий.

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста.

Отбирают материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись).

Пишут подробное изложение рассказа. Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины. Готовят отзыв о сочинении и доклад и выступают с ним перед классом.

Категория состояния

2

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями. Выделяют слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Пересказывают кратко художественный текст. Выполняют морфологический разбор. Пересказывают исходный текст, выбирая необходимую информацию, используя необходимые языковые средства связи предложений и смысловых частей, а также  наречий и слов категории состояния для описания природы.

Самостоятельные и служебные части речи. 

Предлог.

4

Различают самостоятельные и служебные части речи. Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога.

Группируют словосочетания по значению предлога.

Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля.

Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных.

Распознают производные и непроизводные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению.

Распознают простые и составные предлоги. Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм.

Выполняют морфологический разбор предлогов.

Пишут сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строят своё высказывание с использованием сложных композиционных фор, соблюдая стилевое единство.

Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Союз.

7

Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза.

Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов.

Распознают простые и составные союзы.

Распознают сочинительные и подчинительные союзы. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.

Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений.

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы.

Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.

Создают текст-рассуждение.

Частица.

7

Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях. Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замену частиц и наблюдают за изменением смысла. Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Выполняют морфологический разбор частиц. Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением.

Пишут сочинение-рассказ по данному сюжету. Готовят устный рассказ на заданную тему.

Междометия и звукоподражательные слова.

2

Определяют грамматические особенности междометий и звукоподражательных слов.

Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют диалог, включив в него междометия. Составляют устный рассказ и вводят в текст междометия.

Повторение. Правописание: орфография и пунктуация.

5

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Систематизируют знания, умения и навыки по изученным в 5-7 классах темам.

                         Итого                                                                                                      

70

*Из школьного компонента добавлен 1 час (всего 35 часов в год): в КТП данные уроки обозначены* и использованы в основном для расширения и углубления знаний по темам «Историческое развитие русского языка», «Тексты смешанного типа», «Выдающиеся отечественные лингвисты».

Итого за год – 70 часов + 35 часов = 105 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Реализация учебной программы по русскому языку возможна с помощью различных УМК, в соответствии с  приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с учетом изменений - приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253». 

№ п/п

Автор учебника

Наименование

Класс

Издательство

1.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Русский язык

7

«Просвещение»

Наименование объектов и средств МТО

Количество

Учебно-методические пособия, печатные (таблицы, сюжетные картинки, репродукции)

Стенды с информацией по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Лингвистические словари.

Тесты. Раздаточный материал.

Шипицына Г. М. Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.

Ганжина Н. Ю., назарва Н. Ф. Сборник изложений. 5-7 класс. – Саратов: «Лицей», 1999.

Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.

Технические средства обучения

Интерактивное оборудование

Мультимедийное оборудование (проектор и экран)

Ноутбук

Оборудование класса

Ученические столы, стулья 

Стол учительский

Классная настенная доска 

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru-  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия  «Википедия».

www.slovari.ru  Электронные словари.

www. zaharina Образовательный портал

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

К концу 7 класса ученик научится:

- выразительно читать текст публицистического стиля;

- определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

- подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.;

- сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;

-  видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица.;

- создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»);

- писать заметки в газету, рекламные аннотации.

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

-  распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

- определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

-  характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами.

- обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

 Ученик получит возможность научиться

- просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов;

- слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

- создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного,

- с учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения,

- правильно   произносить употребительные слова изученных частей речи.

Текущая  аттестация

Предмет

7 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Русский язык

Диагностическая работа (тест)

Диктант с грамматическим заданием

Диктант с грамматическим заданием

Тест в формате ОГЭ

Календарно – тематическое планирование

 урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примерная по плану

Факт

1

Введение. Общие сведения о языке. Русский язык как развивающееся явление. Речь. Речевая деятельность.

1

2*

Историческое развитие русского языка. Реформы русского языка: изменения в языке при Петре 1 (1710 год); реформа Михаила Ломоносова в 1771 году; реформа русской орфографии 1917-1918  годов.

1

Повторение

3

Синтаксис. Синтаксический анализ предложения. Пунктуация. Пунктуационный анализ предложения. Диалог как текст. Виды диалога.  Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).  

1

4

Лексика  и   фразеология. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1

5

Р/р. Тексты и стили. Текст. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

1

6*

Тексты смешанного типа. Анализ и пересказ. Роль диалектизмов в художественном произведении: Ф. Абрамов. «Посевная» (из одного письма).

1

7

 Фонетика и орфография. Языковая норма, ее функции. Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. Орфографический анализ слова. Морфология и орфография. Морфологический анализ  слов.

1

8*

Выдающиеся отечественные лингвисты. Д.Н. Ушаков (1873-1942). Реформы русской орфографии.

9

Диагностическая работа (тест). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

1

10

Р/Р. Стили русского литературного языка.  Публицистический стиль. Основные особенности   функциональных стилей (публицистического), языка художественной литературы. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение). Специфика художественного текста. Анализ текста.

1

11*

Тексты смешанного типа. Обучающее изложение по тексту: О. Ларин. «Ложкарь из Замежного».

1

Причастие

12

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Причастие как часть речи. Склонение причастий  и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

13

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

14*

Историческое развитие русского языка. Причастие как  особая форма глагола и как самостоятельная  часть речи. История вопроса.

1

15

Р/р. Описание внешности человека. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

1

16

Действительные и страдательные причастия.

1

17*

Тексты смешанного типа. Анализ текста с лингвистическим заданием (по тексту А. Муранова).

18

Полные и краткие страдательные причастия.

1

19

Действительные причастия настоящего времени. Гласные  в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

1

20*

Выдающиеся отечественные лингвисты. А.Х. Востоков (1781-1864) как основоположник «Русской грамматики».

1

21

Действительные причастия прошедшего времени.

1

22

Р/р. Подготовка к  изложению по фрагменту книги Т. Сухотиной, дочери великого русского писателя Л. Толстого. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная информация.

1

23*

Р/р. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: избыточная информация.

1

24

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

25

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

26

Одна и две буквы  Н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.  Одна и две буквы  Н  в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных  прилагательных.

1

27*

Тексты смешанного  типа. Анализ текста с лингвистическим заданием (по тексту И. Каретниковой).

28

Р.Р. Выборочное изложение. М. Шолохов  «Судьба человека».

1

29

Анализ изложения. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

1

30*

Выдающиеся отечественные лингвисты. Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). Оригинальные теоретические взгляды по общей морфологии.  

1

31

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

32

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

33*

Различные точки зрения на место причастия в системе частей речи.  

1

34

Морфологический разбор причастия . Обобщение по теме «Причастие». Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен прилагательных, глаголов, причастий).

1

35

Диктант с грамматическим заданием по теме  «Причастие».

1

36*

Работа над ошибками. Тексты смешанного типа. Анализ текста: М. Разумный. «Скромность».

1

37

Р/р. Устное сочинение на тему «Успешный телеведущий». Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи. Омонимия слов разных частей речи.

1

Деепричастие

38

Деепри частие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

39*

Историческое развитие русского языка. Деепричастие  как  особая форма глагола и как самостоятельная  часть речи - история вопроса. Различные точки зрения на место деепричастия в системе частей речи.  

40

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический анализ  деепричастия.

1

41 *

Историческое развитие русского языка. Устаревшие формы деепричастий в  произведениях литературы  18-19 века. Суффиксы – учи, -  ючи.

42

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

1

43

Обобщение по теме «Деепричастие». Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм деепричастий).

1

44*

Тексты смешанного типа. Анализ и пересказ текста: М. М. Пришвин. «Кукушка».

1

45

Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

1

Наречие

46

Работа над ошибками. Наречие как часть речи.

1

47

Разряды наречий.

1

48*

Текст смешанного типа. Анализ текста: В. В. Короленко. «Огоньки».

49*

Текст смешанного типа. Изложение по тексту В. В. Короленко «Огоньки».

1

50

Степени сравнения наречий.

1

51

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е.

1

52

Морфологический анализ  наречия. Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

53*

Текст смешанного типа. Анализ текста с лингвистическим заданием (по В. Пескову).

1

54

Одна и две буквы Н в наречиях на -о и –е.

55

Р/р.  Описание действий.

1

56

P.p. Сочинение по репродукции картины С. Григорьева « Вратарь».

1

57*

Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (интервью).

1

58

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

59

Дефис между частями слова в наречиях.

1

60*

Историческое развитие русского языка. Связь русского языка с историей и культурой русской нации.  

61

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

62

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

1

63

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

64

Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Основные жанры научного стиля и устной научной речи.

1

65*

Р.Р. Учебно-научная речь. Основные жанры научного стиля и устной научной речи (тезисы).

1

Категория состояния

66

Категория состояния как часть речи.

1

67*

Историческое развитие русского языка. Различные точки зрения на место категории состояния  среди других  частей речи.

1

68

Морфологический разбор категории состояния.

1

Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги

69*

Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Основные жанры научного стиля и устной научной речи (доклад).

1

70

Самостоятельные и служебные части речи.

1

71

Предлог как часть речи. Употребление предлогов.

1

72*

Историческое развитие русского языка: этапы и формы развития письма.

1

73

Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.

1

74

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Морфологический разбор предлога.

1

75*

Историческое развитие русского языка. Условия эффективного разговора.

1

Союзы

76

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

77

Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

78*

Тексты смешанного типа. Анализ структуры  текста со смешанным типом речи: В. Флинт. О журавлях.

1

79

Сочинительные союзы.

1

80

Подчинительные союзы.

1

81*

Тексты смешанного типа. Сжатое изложение по тексту со смешанным типом речи: Г. Юрмин «Экзамены».

1

82

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Р/р.  Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

1

83*

Р/р Обучающее сочинение на лингвистическую тему «Родной язык так сросся с жизнью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося».

1

84

Морфологический разбор союза. Обобщение сведений о предлогах и  союзах.

1

85

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

86*

Работа над ошибками. Тексты смешанного  типа. Анализ текста: М. Разумный. «Удивлённый клён». Элемент «сочинение-рассуждение».

Частица

87

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

88

Смыслоразличительные частицы. Отрицательные частицы. Морфологический разбор частиц.

1

89*

Выдающиеся отечественные лингвисты. Л.В.Щерба (1880-1944). Понятие «лингвистический эксперимент».

1

90

Раздельное и слитное написание частиц.

1

91

Различение частицы Не  и приставки Не. Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

92

Частица ни, приставка ни, союз ни…ни.

1

93*

Тексты смешанного типа. Анализ текста с лингвистическим заданием (по В. Горбатову).

1

94

Обобщение и систематизация по теме «Частица».

1

95*

Выдающиеся отечественные лингвисты. Розенталь Д. Э. Справочник по  правописанию, произношению.

1

96

Контрольное тестирование по теме «Частица».

1

Междометие

97

Междометие. Междометие и звукоподражательные слова.  Дефис в междометиях.

1

98*

Тексты смешанного  типа. Анализ текста (по А. Платонову).

99

Знаки препинания при междометиях.

1

Повторение  и обобщение изученного в 5 – 7 классах

100

Разделы науки о русском я зыке. Текст и стили  речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).

Учебно-научная речь.

1

101

Комплексное повторение. Фонетика и графика. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы.  Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

1

102

Морфология. Орфография. Соблюдение основных орфографических норм. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.  

1

103

Синтаксис. Пунктуация. Структурные типы простых предложений   (предложения осложненной и неосложненной структуры) Знаки препинания   в простом и сложном предложениях. Соблюдение основных пунктуационных норм. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

1

104

Контрольная работа.  Тест в формате ОГЭ.

1

105*

Работа  над ошибками.  Историческое развитие русского языка.  Изменения в русском языке в настоящем и ближайшем или отдалённом будущем.

1

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...