Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему
Предлагаемые материалы могут быть использованы в качестве тренировочных при подготовке к олимпиадам, а также как готовые - при проведении олимпиад по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_8_klass.rar | 235.55 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
I. Нормы русского литературного языка
1. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
2. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.
3. Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
II. История русского языка
1. Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?
2. Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
3. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца
4. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.
III. Язык художественного произведения
1. Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
2. Перед вами фрагменты разных текстов. Внимательно прочитайте их, сравните и определите, какой художественный прием лежит в основе их построения.
1) Не морозом ретивое сердце познобило Познобило сердце тоской-кручиной. (Народная песня) | 2) Закатилось красно солнышко До самой до земли; Мне не видывать милёночка До самой до зимы. (Частушка) |
IV. Современный русский язык
1. Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.
Б) Определите части речи в данном двустишии.
2. Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек,
otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как будет по-турецки: двадцать островов? люди?
3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:
разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
4. Объясните значение следующих фразеологизмов:
недремлющее око
дворянское гнездо
5. Почему местоимения его, её, могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?
6. Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине».
Проведите пунктуационный анализ. Свой ответ аргументируйте.
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил
Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова
7.Какие этимологические словари русского языка вы знаете? Как строится словарная статья в этимологических словарях?
8. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.
V. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре заметки в газету на тему: «Книга».
Ответы.
I. Нормы русского литературного языка
1.
А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
2.
Верный ответ – Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).
3.
Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
4.
Артиллерия, интеллект, дрожжи.
II. История русского языка
1.
Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали земли от растительности, при этом сжигали деревья. Сожжённое место называли палом, а обожженные колья – палки. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожжённые) колья.
2.
Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу».
В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом.
В современном языке выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
3.
Десница - правая рука, виктория - победа, ланиты - щёки, политес - этикет, вежливость, ветрило - парус, шуйца - левая рука.
4.
Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).
«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».
3. Язык художественного произведения
1.
Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении: Лексический и синтаксический повтор:
повтор слова: мело, мело…
повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):
Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.
Развернутое сравнение:
Как летом роем мошкара
летит на пламя…
Олицетворение:
Слетались хлопья со двора
К оконной раме…
Метафора:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы…
Контекстуальные синонимы: по всей земле - во все пределы.
Ассонанс: [э] – [о] и аллитерация: [м], [л , [р].
2.
1) Антитеза, художественное отрицание.
2) Параллелизм – один из видов сравнения, возникающий из сопоставления рядом стоящих предложений, при котором психологическое состояние человека сравнивается с состоянием природы.
IV. Современный русский язык
1.
как?
1. Слагаются навзрыд - вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.).
как?
Слагаются случайней - вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.).
как?
Слагаются вернее - вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, ( глаг.) + (нареч.).
2. И (союз) чем (часть двойного союза – чем – тем) случайней (нар.), тем (союз) вернее (нар.) слагаются (глаг.) стихи (сущ.) навзрыд (нар.).
2.
Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki - два , otuz - двадцать) предшествует существительному, также легко выделяется суффикс множ. числа – lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного.
Поэтому ответ: otuz ada, adamlar
3.
[ж] [ш] [ж] [ш] [ш] [ж] [ш]
Разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
4.
Недремлющее око – бдительный, неусыпный надзор, наблюдение.
Дворянское гнездо – уклад жизни, где живут большой семьей, соблюдая традиции.
5.
Местоимение его (р., в.п. <он), её (р., в. п. < она) и их (р., в. п. <они) могут являться формами косвенных падежей личных (лично-указательных) местоимений, а также могут выступать в роли притяжательных: его (чья?) книга; её (чья?) книга. И в этой роли они синонимичны местоимению свой.
6.
Далёко от тебя, о родина святая,
Уж целый год я жил в краях страны чужой.
И часто о тебе грустил, воспоминая
Покой и счастие, минувшее с тобой,
И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,
Где, так же одинок, и я печально жил,
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.
О родина святая – обращение с частицей О;
воспоминая покой и счастие - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;
зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединённые союзами;
Где и я печально жил – придаточное предложение;
так же одинок – уточнение;
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.
Однокоренные слова: воспоминая – минувшее;
формы одного и того же слова: от тебя – о тебе, с тобой, к тебе;
страны – в стране.
7.
Этимологические словари объясняют происхождения слов. Слова располагаются по алфавиту, сгруппированы по первообразным словам или по корням. Обязательно приводятся примеры их употребления, есть ссылки на писателей, в тексте которых встречается данное слово.
Первым этимологическим словарём был «Корнеслов русского языка, сравнённого со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными словами» Ф.С. Шишкевича (1842 г.). В словаре разработано 1378 корней распространённых русских слов.
1880 г. – «Опыт словаря русского языка сравнительно с языками индоевропейскими» М. Изюмова.
1910-1916 г.г. – «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского.
1961 г. - «Краткий этимологический словарь русского языка» под ред. Н.М. Шанского.
1973 г. – «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера, самый обширный словарь, 4 тома.
8.
Топонимика – раздел лингвистики, исследующий географические названия (топонимы). От греч. topos-место, onyma - имя, название. По характеру объектов выделяется виды топонимии: ойконимия - названия населённых пунктов (г. Москва); гидронимия - названия водных объектов (река Волга); оронимия – названия рельефа (Альпы, Кавказ).
V. Творческое задание
Оценивается
качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.
8 класс
I. Фонетика, орфоэпия.
Сколько звуков [и] в данной фразе (за правильный ответ 1 балл)
ДВА ЩЕНКА ЩЕКА К ЩЕКЕ ЩИПЛЮТ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ.
2. Расставьте ударение (за каждый правильный ответ- 1 балл):
АЛФАВИТ, КАТАЛОГ, МЕДИКАМЕНТЫ, СТОЛЯР, СВЕКЛА, ЦЕМЕНТ, ЩАВЕЛЬ.
3. Выпишите выделенные курсивом слова и расставьте в них ударения (за каждый правильный ответ- 1 балл):
ФЕНОМЕН ЗВОНИТ ПО СРЕДАМ.
ПРИНЯВ ДОГОВОР ПО ГОДАМ,
ОН ОТДАЛ ЭКСПЕРТАМ ЭСКОРТА
ХОДАТАЙСТВО АЭРОПОРТА.
МЫ С ШОФЕРОМ ПУСТИЛИСЬ ПО ГРЯЗИ
И, ПОДОЛГУ БУКСУЯ В ГРЯЗИ,
ПРОРВАЛИСЬ К ОТДЕЛЕНИЮ СВЯЗИ –
НАМ ТИПОГРАФ ПРИСЛАЛ ЖАЛЮЗИ.
II. Лексика, фразеология.
Объясните значение устаревших слов (за каждый правильный ответ – 1 балл): ЕНДОВА, БУРЛАК, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ТУГА, ВИРШИ, РАМЕНА. Из приведенных выше слов назовите один историзм и один архаизм (максимальное количество баллов - 2)
Объясните значение иностранных слов (за каждый правильный ответ – 1 балл): МЕНТАЛИТЕТ, КАБАЛА, КАНОНАДА, ПРИВИЛЕГИЯ.
Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов (максимальное количество баллов – 10; за каждое правильно указанное значение и происхождение отдельного фразеологизма – 2 балла):
ТРИШКИН КАФТАН, СОБАЧЬЯ ЖАРА, СТОИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ТАНТАЛОВЫ МУКИ, ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, ЯБЛОКО РАЗДОРА.
III. Морфемика, слообразование.
Определите состав следующих слов (за каждое правильно разобранное слово 1 балл):
ЛЕСОМ (ехать), СДЕЛАВ, КУПИ, САНКЦИЯ, ВОЛЧИЙ, ЛЕКЦИЙ, ЧУЛОК, РАЗБЕЙТЕ, ПРИЕЗЖИЙ.
2. Постройте словообразовательную цепочку от слова «РАД» (1 бал за правильно построенную цепочку).
IV. Морфология
Исправьте морфологические ошибки (за каждый правильный ответ 1 балл):
АНГЛИЧАНЫ, ГРИНЕВ ЖИЛ НЕДОРОСЛЬЮ, ОН НЕ БОЯЛСЯ ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ, ВО ДВОРЕ ПОСТРОИЛИ БОЛЬШУЮ КАЧЕЛЬ, ВЫШЕВ НА СЕРЕДИНУ КОМНАТЫ, В ДАЛЬНЕМ УГЛУ СИДЕЛ УЛЫБАЮЩИЙ РЕБЕНОК.
2. Напишите числительные и существительные, употребив их в нужной форме (максимальное количество баллов - 8):
К 457 ПРИБАВИТЬ 268. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТО 375 (ГОЛОС) ПРОТИВ 42 (ГОЛОС). ДЕРЕВНЯ НАХОДИТСЯ В 174 (КИЛОМЕТР) ОТ ГОРОДА.
V. Синтаксис, пунктуация.
Определите грамматическую основу в предложении (за правильный ответ 1 балл, если названа только одна основа – 0,5)
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ТАК ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ, ПРОСТО НЕ МОГ ПИСАТЬ ПЛОХИЕ СКАЗКИ.
2. Расставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Когда ни вход..шь в лес в глаза бр..саются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет н.. одного человека у нас не знающего березы. Скромное неброское дерево но н..кто не пройдет мимо не заметив его. Кто не зна..т березового сока! В небольшой надрез на коре встав..шь с..лом..нку под..ждешь десять-п..тнадцать минут и п..ешь не нап..ешься из наполнивш..йся туристской круж..чки. Нет..ропливо делаешь гло..ки а сверху поглядывают неут..мимые грачи не успевшие еще закончить гнездо. Но не забудь во что бы то н.. стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как н.. в чем н.. бывало разрежет кору. Сока возьмет немного и уйдет не замазав надрез. Так может сделать только человек не думающ..й н.. о ком. Плач..т березы и нельзя без боли см..треть на эти молчаливые слезы. Кто только не говорит о любви к березе кто не пиш..т не поет о ней! Не один художник рис..вал березовые рощи. Но нед..статочно восп..вать березу. Нужно береч(?) ее что(бы) не плакал этот добрый друг человека. (Оценивание работы проводится в соответствии с нормами оценивания контрольных диктантов. Максимальное количество баллов – 5)
Ответы на задания олимпиады по русскому языку для 8 класса.
I. Фонетика, орфоэпия.
1. 4
2. АЛФАВИТ, КАТАЛОГ, МЕДИКАМЕНТЫ, СТОЛЯР, СВЕКЛА, ЦЕМЕНТ, ЩАВЕЛЬ.
3. ФЕНОМЕН ЗВОНИТ ПО СРЕДАМ.
ПРИНЯВ ДОГОВОР ПО ГОДАМ,
ОН ОТДАЛ ЭКСПЕРТАМ ЭСКОРТА
ХОДАТАЙСТВО АЭРОПОРТА.
МЫ С ШОФЕРОМ ПУСТИЛИСЬ ПО ГРЯЗИ
И, ПОДОЛГУ БУКСУЯ В ГРЯЗИ,
ПРОРВАЛИСЬ К ОТДЕЛЕНИЮ СВЯЗИ –
НАМ ТИПОГРАФ ПРИСЛАЛ ЖАЛЮЗИ.
II. Лексика, фразеология.
ЕНДОВА – старинная русская посуда для вина в виде широкой чаши с носиком или рыльцем,
БУРЛАК - наемный рабочий на реках, тянувший суда вдоль берега бечевой или передвигавший их по воде с помощью весел,
ЛАНИТЫ — щёки,
ДЕСНИЦА — правая рука,
ТУГА — печаль,
ВИРШИ — стихи,
РАМЕНА — плечи.
2. МЕНТАЛИТЕТ – образ, способ мышления и мировосприятия, присущие отдельной личности, социальной группе, народу.
КАБАЛА – (от араб. кабала - расписка в получении чего-либо, обязательство) - тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин "К." появился на рубеже XIV-XV вв. К. назывались также юридические акты.
КАНОНАДА – пушечная пальба.
ПРИВИЛЕГИЯ - преимущество, исключительное право.
3. ТРИШКИН КАФТАН. Такое положение, ситуация, дело и т. п., когда устранение одних недостатков влечёт за собой возникновение новых недостатков. Выражение из басни И. А. Крылова "Тришкин кафтан" Чтобы починить продранные локти своего кафтана, Тришка обрезал рукава, а для того чтобы надставить рукава, ему пришлось обрезать полы.
СОБАЧЬЯ ЖАРА - очень сильная жара, слишком жаркое время. Выражение связано с мифом о пастухе Икарие. После гибели Икария, его собаку Меру Дионис превратил в созвездие Большого Пса, а главная звезда созвездия была названа Сириусом (старое древнегреческое название - "пес, собака"). Сириус был виден в Греции только в жаркие летние дни и находился по отношению к солнцу ближе остальных звезд. Древние греки считали, что жара исходит именно от этой звезды и самую знойную погоду стали называть собачьей жарой.
СТОИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - стойкость, способность переносить тяжелые испытания. Стоики - последователи философской школы Стоя, основанной в Афинах и позднее достигшей Рима. Высшая стоическая мудрость и добродетель состояли в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков.
ТАНТАЛОВЫ МУКИ - невыносимые и нескончаемые страдания, нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь. Тантал, сын Зевса и царь города Сипила, был любимцем богов и самым богатым и счастливым царем на земле. Возгордившись, стал считать себя равным богам. Прославился воровством амброзии и разглашением тайн богов. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Зевса, стало злодеяние Тантала. Царь решил испытать богов и узнать насколько они всеведущи. Пригласив их к себе на пир, он подал на стол, под видом прекрасного блюда, мясо убитого им самим своего сына Пелопса. Боги оживили мальчика, прокляв весь род Тантала и низвергнув его самого в царство Аида. Тантал стал известен благодаря своему наказанию в аду: находясь по горло в воде, он не может утолить жажду, т.к. вода исчезает, стоит лишь наклониться; над ним висят ветви с плодами, но они отодвигаются, когда он протягивает к ним руки. Терзает Тантала и вечный страх, т.к. над его головой нависает скала, готовая ежеминутно упасть и раздавить.
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ - подарок с тайным злым умыслом. Знаменитая военная хитрость, благодаря которой греки смогли взять Трою. В полом деревянном коне, построенном с помощью Афины, была спрятана группа воинов под предводительством Одиссея. После того как Синон убедил троянцев в том, что греки сдались и уплыли от стен Трои, оставив коня как жертву Афине, конь был затащен в город, не смотря на предостережение прорицателя Лаокоона. Ночью отряд выбрался из своего сооружения, и судьба Трои была решена.
ЯБЛОКО РАЗДОРА - причина ссоры, вражды. На свадьбе Пелея и морской нимфы Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью "Прекраснейшей". По совету Зевса богини Гера, Афина и Афродита призвали Париса выбрать из них прекраснейшую: Гера пообещала ему власть над миром, Афина - военную славу, Афродита - самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите, которая помогла ему увезти прекрасную Елену в Трою, что послужило поводом к Троянской войне. Отвергнутые Гера и Афина выступили на стороне ахейцев.
III. Морфемика, слообразование.
ЛЕС-ОМ (ехать), С-ДЕЛ-А-В, КУП-И, САНКЦИ-Я, ВОЛЧ-ИЙ, ЛЕКЦ-ИЙ, ЧУЛОК, РАЗ-БЕЙ-ТЕ, ПРИ-ЕЗЖ-ИЙ.
РАД РАДОСТЬ РАДОСТНЫЙ
IV. Морфология
1. АНГЛИЧАНЫ, ГРИНЕВ ЖИЛ НЕДОРОСЛЬЮ, ОН НЕ БОЯЛСЯ ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ, ВО ДВОРЕ ПОСТРОИЛИ БОЛЬШУЮ КАЧЕЛЬ, ВЫШЕВ НА СЕРЕДИНУ КОМНАТЫ, В ДАЛЬНЕМ УГЛУ СИДЕЛ УЛЫБАЮЩИЙ РЕБЕНОК.
2. К ЧЕТЫРЕМСТАМ ПЯТИДЕСЯТИ СЕМИ ПРИБАВИТЬ ДВЕСТИ ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТО ТРЕМЯСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ПЯТЬЮ ГОЛОСАМИ ПРОТИВ СОРОКА ДВУХ ГОЛОСОВ. ДЕРЕВНЯ НАХОДИТСЯ В СТА СЕМИДЕСЯТИ ЧЕТЫРЕХ КИЛОМЕТРАХ ОТ ГОРОДА.
V. Синтаксис, пунктуация.
Когда ни входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет ни одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но никто не пройдет мимо, не заметив его. Кто не знает березового сока! В небольшой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь не напьешься из наполнившейся туристской кружечки. Неторопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают неутомимые грачи, не успевшие еще закончить гнездо. Но не забудь во что бы то ни стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как ни в чем не бывало разрежет кору. Сока возьмет немного и уйдет, не замазав надрез. Так может сделать только человек, не думающий ни о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только не говорит о любви к березе, кто не пишет, не поет о ней! Не один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспевать березу. Нужно беречь ее, чтобы не плакал этот добрый друг человека.
Олимпиада по русскому языку
7-8 класс
Часть 1. Вопросы и задания
- Разберите данные слова по составу:
а) небо, сто, радио, соло;
б) судья, друзья, гостья;
2.Вставьте пропущенные буквы; укажите. В каких словах
пропущенная буква является соединительной гласной:
а) ави…почта;
б) би…логия;
в) такс…парк;
г) авт…биография;
д) громк…говоритель;
ж) сорок…ножка.
3. Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:
а) сервиз-сервис;
б) компания-кампания;
в) колос-колосс;
г) приемник-преемник;
4. Укажите в приведенном перечне заимствованные слова. Из какого языка они заимствованы?
Азбука, алфавит, бал, карандаш, галстук, салат, суп.
5. Установите, в каком значении употреблено слово свежий в следующих словосочетаниях и предложениях:
а) свежий номер газеты;
б) купил свежий хлеб;
в) дует свежий ветерок;
г) надел свежую рубашку;
д) налить свежую воду.
6. Найдите и объясните ошибки в данном предложении. Дайте правильный вариант предложения.
Синоптики заранее предсказали о наступлении холодов.
7. Сформулируйте значение данных фразеологизмов-синонимов:
а) олух царя небесного;
б) пень березовый.
8. От каких самостоятельных частей речи образованы следующие наречия?
Впервые, ночью, дома, надвое, вкрутую, вслепую.
9. Определите падеж числительных:
а) десять делится на два без остатка;
б) три плюс два будет пять;
в) с работой справились за два дня.
10. Распределите данные слова по частям речи.
Три, тройка, тройня, трое, втроем, в-третьих, третий, тройной, троякий, трешка, тройчатка, треть, трижды, тройник, трехсотый, трехзальный, триста, трио, троечник, троица.
Часть 2. Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура немного мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как то напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!». Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь!
( Н.В.Гоголь)
Задания
- Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте
свой ответ.
- Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте
ответ.
3. Напишите сочинение (объемом 100-120 слов), в котором дается портретное описание известного вам человека в минуту радости. Созданный вами текст озаглавьте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе
Развитие одаренности на уроках русского языка и литературы....
Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе
Выступление "Работа с одаренными детьми"...
Список литературы для подготовки к олимпиаде по русскому языку
Литература для подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендованная специалистами Самарского государственного университета...
Создание каталога электронных ресурсов для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе
Для эффективной подготовки к олимпиадам важно, чтобы сама олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к оли...
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей....
Методические приёмы подготовки одарённых обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
Данная презентация - из опыта работы подготовки обучающихся к олимпиадам, какую работу необходимо проводить, чтобы добиться хороших результатов....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе.
В пособии даны материалы для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.Материал разработан Султановой Р.М., учителем русского языка и литературы первой категории...