ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей.
Думаю, в условиях формализации и стандартизации образования олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития наших детей.
В течение многих лет я проводила кружковые занятия: «Стилистика речи», «Анализ поэтических и прозаических произведений», «Поэтический клуб», элективный курс «Основы деловой стилистики», которые развивают способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.
Были разработаны индивидуальные маршруты для отдельных учащихся, которые принимали участие не только в олимпиадах по русскому языку и литературе, но и по праву, экономике, английскому языку, обществознанию и занимали призовые места. Хотя,
Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, нужно включать вопросы для расширения кругозора учащихся.
истории языка и культуры русского народа.
Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни
Учащиеся, готовясь к олимпиаде, ведут тетради для записи всего изученного на занятиях, на уроках, ведут отдельные тетради, в которые выписывают эпиграфы, описания внешности главных героев, начало и конец произведения, у каждого ребенка – свой словарь: «Пишу и запоминаю».
На дополнительных занятиях, которые будут проводиться в новом году после уроков для одаренных детей, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, буду предлагать материалы по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфографию не выделяем в отдельную тему, работа над ней будет осуществляться попутно.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу я свою роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_shkolnikov_k_olimpiadam_po_russkomu_yazyku_i_literature.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Думаю, в условиях формализации и стандартизации образования олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития наших детей. При подготовке к олимпиадам я ставлю следующие задачи:
1) выявление детей и подростков, литературно одаренных;
2) развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы;
3) повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере;
4) помощь в профессиональном самоопределении учеников старших классов;
5) проблема подготовки будущих филологов, литературоведов, способных двигать вперед науку об искусстве слова.
6) сохранение интеллектуального потенциала общества.
7) подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
8) сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
9) научить пользоваться справочной литературой и словарями;
В течение многих лет я проводила кружковые занятия: «Стилистика речи», «Анализ поэтических и прозаических произведений», «Поэтический клуб», элективный курс «Основы деловой стилистики», которые развивают способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.
Были разработаны индивидуальные маршруты для отдельных учащихся, которые принимали участие не только в олимпиадах по русскому языку и литературе, но и по праву, экономике, английскому языку, обществознанию и занимали призовые места. Хотя, как сказал английский историк и философ, «не успех, а усилие заслуживает награды».
Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, нужно включать вопросы для расширения кругозора учащихся.
Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, опираюсь на языковое чутье и смекалку школьника. Язык не существует отдельно от истории и культуры русского народа. Поэтому целесообразно познакомить учащихся с основами знаний в области истории языка и культуры русского народа.
Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни.
При работе с учащимися рождаются миниатюры, которые говорят о творческом становлении. Миниатюра «Одуванчик» принадлежит перу Первушиной Лады, ученицы 8а класса. Послушайте фрагмент из этой миниатюры:
«На лужайке, недалеко от прудика, рос одуванчик. Он мечтал поскорее стать белым и воздушным, но пока не мог, так как одуванчики становятся белыми в июле…
Как-то раз, одним прекрасным июльским утром, одуванчик заметил, что его мечта сбылась, он стал белым и воздушным. Его счастью не было предела, он хотел рассказать об этом всему миру...».
Теперь рассмотрим вопрос о том, что обычно включается в олимпиадные задания.
- Постановка знаков препинания в тексте.
- Комплексный анализ текста (тема и идея, тип и стиль речи, анализ языковых средств и их роль в тексте).
- Задания по расстановке ударения в словах, по разбору слов по составу (современному и историческому), по подбору синонимов, по выбору правильно построенных предложений и другие.
Кроме того, необходимо изучить орфоэпические нормы. Как известно, в русском языке нормы ударения не постоянные, они могут изменяться. Почему важно правильно ставить ударение? Неправильно поставленное ударение оскорбляет слух грамотного человека.
К примеру, в последнее время появилось много статей по поводу произношения слова «звонЯт». Опрос показывает, что молодежь чаще произносит звОнят. Некоторые языковеды склоняются к тому, чтобы признать именно эту норму произношения.
К заданиям по комплексному анализу текста мы готовим детей как на уроках, так и во внеурочное время. Эта работа требует большого внимания. Особенно когда речь идет об изобразительно-выразительных средствах языка и их распознавании в тексте. Учащиеся легко и с огромным желанием усваивают такие понятия, как оксюморон, литота, градация, парцелляция, ассонанс, аллитерация и другие тропы и фигуры.
При подготовке к олимпиаде обращаем внимание на морфемный разбор слов. Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического (исторического) и современного разбора слов. Вот два примера. В слове застрять современный разбор требует выделить корень «застр-», суффикс «-я-» и суффикс «-ть». Для этимологического членения слова мы выделяем приставку «за-», корень «-стр-» и два суффикса. В слове придирчивый при современном разборе мы выделям корень «придир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый». Этимологически мы выделяем в этом слове приставку «при-», корень «-дир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый».
Мы знаем, что олимпиадные задания включают обширный материал по фразеологии. Поэтому много времени отводится на тренировку по данному разделу. Здесь изучается история рождения фразеологизмов и их лексическое значение. Основательно повторяем к олимпиаде раздел «Синтаксис» и тренируемся в синтаксическом разборе и составлении схем сложных по конструкции предложений, раздел «Морфология» и морфологический разбор частей речи.
Не менее интенсивно идет подготовка детей к олимпиаде по литературе. На мой взгляд, здесь важно выбрать того ученика, который с интересом относится к чтению книг не только по программе, но и сверх нее.
Чаще всего мы начинаем с теории литературы. Отрабатываем роды и жанры, тему и идею произведения. Учащиеся знакомятся с планом анализа лирических и прозаических произведений. Тренируются как под руководством учителя, так и самостоятельно. Несколько занятий посвящаем работе над изобразительно-выразительными средствами языка.
Восьмиклассников знакомлю с основными направлениями в литературе: реализмом, классицизмом, сентиментализмом, модернизмом, постмодернизмом, а в девятом - изучаем углубленно.
Учащиеся, готовясь к олимпиаде, ведут тетради для записи всего изученного на занятиях, на уроках, ведут отдельные тетради, в которые выписывают эпиграфы, описания внешности главных героев, начало и конец произведения, у каждого ребенка – свой словарь: «Пишу и запоминаю».
Кроме того, дети пишут небольшие сочинения-рассуждения и сочинения-эссе на самые разнообразные темы, сочиняют стихи. Вот небольшое, по- детски наивное стихотворение ученицы Шайхутдиновой Альбины (сочинила в 6 классе):
Сумочка
Сумочка прикольная,
Сумочка смешная,
Сумочка красивая,
Сумочка цветная.
На сумочке моей,
Полоски так сверкают,
Как будто бы фонарики
На сумочке мигают.
Сумочка изящная,
Сумочка большая.
В сумку влезет всё на свете:
И слоны, и даже дети,
И жираф, и бегемот,
И, может быть,
весь наш народ!
Гордится Малой родиной в своем сочинении Жданова Алина (6а класс):
«Я хочу, чтобы дети моей многонациональной республики дружили, чтобы мой край, край песни и танца и Рудольфа Нуриева, процветал!
Башкортостан - это чудный край, край, который мы любим и бережем, изучаем, чтобы больше узнать о нем».
Интересное сочинение- эссе по творчеству Расула Гамзатова получилось у ученицы 9б класса Венслав Людмилы, призера многих олимпиад:
«Поэзия Гамзатова мне видится как обращение к нам, потомкам, с просьбой искренне любить родину, свой народ. Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают его творчество. «Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без гнезда», - говорил Расул Гамзатов…».
На дополнительных занятиях, которые будут проводиться в новом году после уроков для одаренных детей, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, буду предлагать материалы по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфографию не выделяем в отдельную тему, работа над ней будет осуществляться попутно.
Цель занятий – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей;
– подготовить к олимпиадам и конкурсам различного уровня (школьным, городским).
Задачи:
1) повышать познавательный интерес школьников к предмету;
2) развивать творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
3) учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
4) развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа);
-знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку и литературе.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу я свою роль.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературе
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.
- Казбек- Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М. «Айрис-пресс», 2006г.
- Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
- Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.
- Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс, 1998г.
- Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.
- Различные справочники и словари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Тесты (из опыта работы) Учебное пособие
Это учебное пособие предназначено для преподавателей русского языка, учащихся 6-11 классов и их родителей....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....
Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе
Выступление "Работа с одаренными детьми"...