Методические приёмы подготовки одарённых обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Данная презентация - из опыта работы подготовки обучающихся к олимпиадам, какую работу необходимо проводить, чтобы добиться хороших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye.pptx | 652.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – рассказать о системе методических приёмов подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе. Задачи: Показать преемственность между НОО и ООШ ; рассмотреть основные критерии успешной подготовки обучающихся;
3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника Фома Аквинский
Олимпиада Предметные школьные олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам. Олимпиады для школьников – это конкурс на лучшие знания по предмету. Олимпиады способствуют подготовке обучающихся к жизни в современных условиях – условиях конкуренции.
Олимпиада Предметные олимпиады по русскому языку и литературе признаны решать задачи: 1 . выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка, выбор сильнейших из них. 2.стимулирование интереса обучающихся к русскому языку и литературе; 3.выявление обучающихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности, а также историей литературы; 4.популяризация русского языка и литературы как науки и школьного предмета; 5.оценка УУД, полученных обучающимися в школьном курсе русского языка; 6.активизация творческих способностей обучающихся.
Этапы подготовки к олимпиаде (начальная и основная школа)
Этап выявления наиболее подготовленных школьников входная диагностика знаний обучающихся; ознакомление с результатами диагностирования учителей - предметников ; наблюдение за деятельностью обучающихся на уроке; успеваемость обучающегося по смежным предметам; психологические исследования памяти, креативных способностей.
Создание команды школьников, готовящихся к олимпиадам
Этап планирования работы Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна удовлетворять следующим требованиям: включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности учитывать личностные интересы учащихся поддерживать и развивать самостоятельность в обучении обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации организовывать работу школьников с архивами, приборами и т. п. обучать учащихся оценивать результаты своей работы развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад
От успешного учителя – к успешному ученику. Русский язык: 2014- 2015 у.г.2 место – Масленников А., 3 место – Трифонова А. ( 7 кл ); 2015 – 2016 у.г . Трифонова А – 3 место (8 кл ); 2016-17 у.г . Дорофеева И. – 8 «А» кл . Литература: 2014-15 у.г .– 1 место – Трифонова А. , 2 место – Масленников А(7 кл .); 2015-2016 у.г . 1 место – Дорофеева И . 8 кл .– 1 место -Трифонова А., 2 место – Малов А. ( 8 кл .); 2016-2017 у.г . - 1 место – Малов А.10 кл ., 3 место- Трифонова А.– 10 кл . Малов А – участник регионального этапа по литературе – 2017 г. В нач.школе у этих детей - хороший результат по олимпиадам.
Наши достижения – результат подготовки Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает; подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года; курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества; уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач; использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Приёмы работы 1. Электронная тетрадь – дистанционная форма работы с учеником., способствует расширению, углублению знаний по какой – либо теме. 2. Дополнительное обучение: при ВИРО им.Л.И.Новиковой Трифонова А. закончила курсы «Юный журналист» - 2016г. 3. Обучающиеся Дорофеева И. – 8 «А» кл ., Трифонова А. – 10 класс успешно закончили обучение в Школе олимпийского резерва при ВИРО им. Л.И.Новиковой -2016-2017 у.г . по литературе. 4.Дорофеева И. продолжает обучение в этом году. «
Участие в мероприятиях НОУ «Интеллект» - секция литература; Ученик года»; «Дни науки»; «Пушкинская неделя». Общешкольный праздник. «Что за прелесть эти сказки!». Конкурс рисунков. Школьная научно – практическая конференция «Первые шаги в науку». Выступление обучающихся с исследовательскими и проектными работами. Интеллектуальный марафон. Литературная гостиная «Поэтическая Россия». (А.С. Пушкин, Ю. Друнина , С.Есенин, Ю.Левитанский , Д.Самойлов, Ю. Мориц , А. Тарковский, Б.Ахмадулина, В.Тушнова и др.)
Участие в мероприятиях 1. Всероссийские игры: «Русский медвежонок», «Пегас», дистанционные олимпиады. 2. Сетевые викторины и проекты на ВИКИ – Владимир: «Большое видится на расстояньи …», «Весёлые путешественники» - М.Зощенко, «Жизнь и творчество М.Булгакова», «О войне узнали мы из книг», «Мы о России будем говорить» и другие. 3. Всероссийский конкурс ученических портфолио по русскому языку и литературе. Победили: Малов А., Трифонова А. – 10 кл ., награждены бесплатными путёвками в ВДЦ «Орлёнок». Смена: «Русский язык в современном мире. Инновационные технологии»
Участие в мероприятиях 1. Олимпиада «Наследники великой Победы» (Законодательное собрание Владимирской области) – 1 место Малов А. за эссе. 2. Проект Депутата ГД И.Игошина «Историю Победы пишем вместе» ( Сочинения Дорофеевой И., Викульевой А., Малова А. вошли в книгу. Напечатаны в газете «Коммунар» 3. Всероссийский конкурс ( ВлГУ . Филологический факультет ) – эссе «Книга в жизни моей мамы»( Трифонова А., Малов А.) 4. Конкурс чтецов в ВлГУ « Мандельштамовские чтения» -2016 - 2 место Волкова М. 5. Районный конкурс «Лучший читатель года - 2015» - победитель Авдонин Д.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся творческие способности, стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который волнует современного учителя....
Методические ориентиры в формировании и развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Исследовательская деятельность учителя...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Семинар проведен на районном конкурсе "Учитель года - 2010"....
Методический семинар "Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках родного языка и литературы"
Конкурсное задание...
Развитие одарённости обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
При работе с детьми, необходимо создать только условия (среду). И не зря одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования является обеспечение специальных усло...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...