Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Васина Анна Владимировна

Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ  в отрицательных местоимениях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №7 им. Д. П. Уланова

Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ

в отрицательных местоимениях»

Подготовила  Васина Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

2018 г.

Урок в 6 классе

"Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях"

 Цели урока:

- формировать умения опознавать и правильно писать отрицательные местоимения, употреблять их в речи; учить конструировать предложения с отрицательными местоимениями;

- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка, культуру речи: предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении отрицательных местоимений.

Оборудование:  учебник "Русский язык", 6 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов), плакат с зарифмованным правилом "Отрицательные местоимения", карточки с заданиями, иллюстрации по картине В.М. Васнецова "Аленушка", словарь "Слитно или раздельно?"

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Я сейчас прочитаю четверостишие. А вы попробуйте вместо пропусков подставить пропущенные слова:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль … ! /местоимения/

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю … . /имена/

- Да, ребята, на этом уроке мы с вами продолжим изучать местоимение как часть речи.

- На прошлом уроке мы познакомились с группой отрицательных местоимений.

- Каковы же особенности отрицательных местоимений? (отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-; они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества)

- Какая из приставок в отрицательных местоимениях пишется под ударением (не: некого, нечего), а какая является безударной (ни: никто, ничто, никакой, ничей)?

- Изменяются ли по падежам отрицательные местоимения? (Да)

- Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа? (некого, нечего)

Откройте тетради, запишите число

Задание 1

Отгадайте загадки. Определите, какую синтаксическую роль выполняют отрицательные местоимения в предложениях.

Работа по карточкам (первые две загадки разбираем вместе на доске, остальные – самостоятельно на карточках )

Никто меня не видит, а всякий слышит.  (Эхо) (подлежащее)

Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.  (Ветер) (дополнение)

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать. (Гром) (дополнение)

Висит на стене – без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек.  (Часы) (дополнение) Маленький, кругленький, беленький, разобьётся, никакой столяр не склеит. (снежок) (Определение)

Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит. /Ива /. (Дополнение)

Проверка по цепочке (устно)

III. Сообщение темы урока и целей урока. Запись темы в тетрадь.

- Еще раз посмотрите на отрицательные местоимения, которые встретились нам в первом задании. Как написаны эти местоимения с НИ, слитно или раздельно? (Слитно). Как вы считаете, всегда ли отрицательные местоимения с НЕ и НИ пишутся слитно? Я понимаю ваши сомнения, поэтому на этом уроке мы с вами выучим правило "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях".

Запишите в тетрадках тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем учиться опознавать и правильно писать отрицательные местоимения, употреблять их в речи; учиться составлять предложения с отрицательными местоимениями.

  1. Изучение новой темы.

Объяснить новую тему мне помогут ваши одноклассники.

Сценка

- Жили-были две девчушки – две подружки НИ и КЕМ.  Были они неразлучны, все делали вместе и никогда не расставались. Однажды их встретил озорник. Он НИ С КЕМ не дружил, НИ В КОМ не нуждался, НИ ЗА КОГО не заступался. Поссорил он подружек: "Не хочу, чтобы вы дружили. НИ С КЕМ не дружите, НИ С КЕМ не делитесь,  НИ С КЕМ не общайтесь".

Испугались подружки, разбежались в разные стороны. А озорник встал между ними.

Сказали подружки: "Не будем стоять рядом с тобой! На письме, ребята, не соединяйте нас с ним".

С тех пор стали люди писать их раздельно. Но когда  озорника не было, девочки опять дружили, и на письме их не разделяли. Стоило только появиться озорнику, как они тут же разбегались.

- О каком отрицательном местоимении идет речь в сказке? /НИКЕМ/ 

- Как пишется это местоимение? (Слитно)

- Как же пишется это местоимение, когда появляется предлог? (читаем: НИ С КЕМ – частица, предлог, местоимение).

- Какие еще отрицательные местоимения встретились в сказке?

- Какой вывод о написании НЕ и НИ в отрицательных местоимениях можно сделать из этой сказки?

В местоимениях отрицательных,

Когда предлог стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три.

Два слова - помните! - никогда.

Никем - ни с кем.

- Запомнили?

- А теперь давайте посмотрим, как это правило сформулировано в учебнике. (Работа с учебником. Чтение правила на с. 81)

Чтение зарифмованного правила

НИ У КОГО нет и сомнения:

Частица, предлог, местоимение

Раздельно пишутся – в три слова.

Нет легче правила такого.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание 2

Работа с учебником. Упр. 467 (самостоятельно)

- Составьте с получившимися местоимениями словосочетания.

Физкультминутка.

Мы с вами хорошо поработали, устали. А теперь давайте немного отдохнем.

Эмоциональная разрядка:

•        нахмуриться, как злая волшебница

•        улыбнуться, как кот на солнце

•        устать, муравей, притащивший большую муху

•        отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак

Задание 3. "Подставь местоимение".

- Перед вами, ребята, картина Виктора Михайловича Васнецова. Вы уже знакомы с творчеством  художника. Он писал полотна на темы русской истории, народных былин и сказок.  Перед вами картина "Аленушка", рассмотрите ее.

На доске записаны предложения к этой картине. Вместо вопросов запишите отрицательные местоимения.

Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.

(Кому?) рассказать Аленушке о своей печали, (у кого?) просить помощи. (Что?) не нарушит тишины старого леса.

(Один учащийся у доски)

- Определите падеж отрицательных местоимений.

- Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений.

VI. Знакомство со словарем "Слитно или раздельно?"

Если у вас возникнут сложности в слитном или раздельном  написании слов, не только отрицательных местоимений, вам поможет специальный словарь, который так и называется "Слитно, раздельно или через дефис?"

VII. Рефлексия.

- Чем занимались мы сегодня на уроке?

- Чему научились мы на этом уроке?

VIII Домашнее задание.

Упражнение 471


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"

Методическая разработка урока  по теме: «Правописание приставок на -з,  -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).

Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».Обобщение по данной  теме ...

Методическая разработка урока по теме «Положительные и отрицательные числа»

Методическая разработка урока по теме "Положительные и отрицательные числа" для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, включает в себя презентацию, приложения, содержит ссылки на ЦОР ...

Методическая разработка урока по теме "Правописание не с наречиями"

Обобщающий урок по данной теме в игровой форме разработан полностью мной и показан для председателей ШМО учителей русского языка и литературы во время педагогического семинара по теме "Современные фор...

Методическая разработка урока по теме: "Степень с целым отрицательным показателем"

Представленный материал содержит презентацию и  план-конспект урока алгебры  по теме "Степень с целым отрицательным показателем". Данный материал может быть использован на уроках алгебры в 9...

Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»

Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний  в 6 классе....

Методическая разработка урока по теме "Сложение отрицательных чисел"

Разработка урока по теме "Сложение отрицательных чисел"...