Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_pravopisanie_ne_i_ni_.doc | 854 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №7 им. Д. П. Уланова
Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ
в отрицательных местоимениях»
Подготовила Васина Анна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2018 г.
Урок в 6 классе
"Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях"
Цели урока:
- формировать умения опознавать и правильно писать отрицательные местоимения, употреблять их в речи; учить конструировать предложения с отрицательными местоимениями;
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка, культуру речи: предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении отрицательных местоимений.
Оборудование: учебник "Русский язык", 6 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов), плакат с зарифмованным правилом "Отрицательные местоимения", карточки с заданиями, иллюстрации по картине В.М. Васнецова "Аленушка", словарь "Слитно или раздельно?"
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Актуализация опорных знаний.
- Я сейчас прочитаю четверостишие. А вы попробуйте вместо пропусков подставить пропущенные слова:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль … ! /местоимения/
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю … . /имена/
- Да, ребята, на этом уроке мы с вами продолжим изучать местоимение как часть речи.
- На прошлом уроке мы познакомились с группой отрицательных местоимений.
- Каковы же особенности отрицательных местоимений? (отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-; они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества)
- Какая из приставок в отрицательных местоимениях пишется под ударением (не: некого, нечего), а какая является безударной (ни: никто, ничто, никакой, ничей)?
- Изменяются ли по падежам отрицательные местоимения? (Да)
- Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа? (некого, нечего)
Откройте тетради, запишите число
Задание 1
Отгадайте загадки. Определите, какую синтаксическую роль выполняют отрицательные местоимения в предложениях.
Работа по карточкам (первые две загадки разбираем вместе на доске, остальные – самостоятельно на карточках )
Никто меня не видит, а всякий слышит. (Эхо) (подлежащее)
Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Ветер) (дополнение)
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать. (Гром) (дополнение)
Висит на стене – без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек. (Часы) (дополнение) Маленький, кругленький, беленький, разобьётся, никакой столяр не склеит. (снежок) (Определение)
Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит. /Ива /. (Дополнение)
Проверка по цепочке (устно)
III. Сообщение темы урока и целей урока. Запись темы в тетрадь.
- Еще раз посмотрите на отрицательные местоимения, которые встретились нам в первом задании. Как написаны эти местоимения с НИ, слитно или раздельно? (Слитно). Как вы считаете, всегда ли отрицательные местоимения с НЕ и НИ пишутся слитно? Я понимаю ваши сомнения, поэтому на этом уроке мы с вами выучим правило "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях".
Запишите в тетрадках тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем учиться опознавать и правильно писать отрицательные местоимения, употреблять их в речи; учиться составлять предложения с отрицательными местоимениями.
- Изучение новой темы.
Объяснить новую тему мне помогут ваши одноклассники.
Сценка
- Жили-были две девчушки – две подружки НИ и КЕМ. Были они неразлучны, все делали вместе и никогда не расставались. Однажды их встретил озорник. Он НИ С КЕМ не дружил, НИ В КОМ не нуждался, НИ ЗА КОГО не заступался. Поссорил он подружек: "Не хочу, чтобы вы дружили. НИ С КЕМ не дружите, НИ С КЕМ не делитесь, НИ С КЕМ не общайтесь".
Испугались подружки, разбежались в разные стороны. А озорник встал между ними.
Сказали подружки: "Не будем стоять рядом с тобой! На письме, ребята, не соединяйте нас с ним".
С тех пор стали люди писать их раздельно. Но когда озорника не было, девочки опять дружили, и на письме их не разделяли. Стоило только появиться озорнику, как они тут же разбегались.
- О каком отрицательном местоимении идет речь в сказке? /НИКЕМ/
- Как пишется это местоимение? (Слитно)
- Как же пишется это местоимение, когда появляется предлог? (читаем: НИ С КЕМ – частица, предлог, местоимение).
- Какие еще отрицательные местоимения встретились в сказке?
- Какой вывод о написании НЕ и НИ в отрицательных местоимениях можно сделать из этой сказки?
В местоимениях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
Два слова - помните! - никогда.
Никем - ни с кем.
- Запомнили?
- А теперь давайте посмотрим, как это правило сформулировано в учебнике. (Работа с учебником. Чтение правила на с. 81)
Чтение зарифмованного правила
НИ У КОГО нет и сомнения:
Частица, предлог, местоимение
Раздельно пишутся – в три слова.
Нет легче правила такого.
- Закрепление изученного материала.
Задание 2
Работа с учебником. Упр. 467 (самостоятельно)
- Составьте с получившимися местоимениями словосочетания.
Физкультминутка.
Мы с вами хорошо поработали, устали. А теперь давайте немного отдохнем.
Эмоциональная разрядка:
• нахмуриться, как злая волшебница
• улыбнуться, как кот на солнце
• устать, муравей, притащивший большую муху
• отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак
Задание 3. "Подставь местоимение".
- Перед вами, ребята, картина Виктора Михайловича Васнецова. Вы уже знакомы с творчеством художника. Он писал полотна на темы русской истории, народных былин и сказок. Перед вами картина "Аленушка", рассмотрите ее.
На доске записаны предложения к этой картине. Вместо вопросов запишите отрицательные местоимения.
Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.
(Кому?) рассказать Аленушке о своей печали, (у кого?) просить помощи. (Что?) не нарушит тишины старого леса.
(Один учащийся у доски)
- Определите падеж отрицательных местоимений.
- Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений.
VI. Знакомство со словарем "Слитно или раздельно?"
Если у вас возникнут сложности в слитном или раздельном написании слов, не только отрицательных местоимений, вам поможет специальный словарь, который так и называется "Слитно, раздельно или через дефис?"
VII. Рефлексия.
- Чем занимались мы сегодня на уроке?
- Чему научились мы на этом уроке?
VIII Домашнее задание.
Упражнение 471
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"
Методическая разработка урока по теме: «Правописание приставок на -з, -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).
Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».Обобщение по данной теме ...
Методическая разработка урока по теме «Положительные и отрицательные числа»
Методическая разработка урока по теме "Положительные и отрицательные числа" для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, включает в себя презентацию, приложения, содержит ссылки на ЦОР ...
Методическая разработка урока по теме "Правописание не с наречиями"
Обобщающий урок по данной теме в игровой форме разработан полностью мной и показан для председателей ШМО учителей русского языка и литературы во время педагогического семинара по теме "Современные фор...
Методическая разработка урока по теме: "Степень с целым отрицательным показателем"
Представленный материал содержит презентацию и план-конспект урока алгебры по теме "Степень с целым отрицательным показателем". Данный материал может быть использован на уроках алгебры в 9...
Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»
Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний в 6 классе....
Методическая разработка урока по теме "Сложение отрицательных чисел"
Разработка урока по теме "Сложение отрицательных чисел"...