Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).
Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».
Обобщение по данной теме лучше начинать с многоэтапной творческой деятельности через поиск, путём постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций. На этапе актуализации знаний учащиеся используют приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и устном общении. Данный урок заставляет обучающихся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, помогает усвоить некоторые лингвистические понятия («оттенки значения», «смысловые оттенки», «модальные частицы»). Ребята приобретают необходимые навыки: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, рассуждать. В процессе урока ученики овладевают умением
работать с различными информационными источниками, а также навыками работы в группах над решением поставленной проблемы.
Работа на уроке предусматривает повторение не только грамматических характеристик частиц, но и их семантики, особенности функционирования в разных стилях речи. Презентация на уроке помогает организации работы
класса с текстами, упражнениями, давая возможность быстро и эффективно проверить свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 51 КБ |
презентация | 939 КБ |
Предварительный просмотр:
Шеина Галина Егоровна
МБОУ №65
Общий стаж- 29 лет
1 квалификационная категория
Зачётная работа представлена в виде методической разработки урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).
Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».
Обобщение по данной теме лучше начинать с многоэтапной творческой деятельности через поиск, путём постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций. На этапе актуализации знаний учащиеся используют приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и устном общении. Данный урок заставляет обучающихся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, помогает усвоить некоторые лингвистические понятия («оттенки значения», «смысловые оттенки», «модальные частицы»). Ребята приобретают необходимые навыки: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, рассуждать. В процессе урока ученики овладевают умением
работать с различными информационными источниками, а также навыками работы в группах над решением поставленной проблемы.
Работа на уроке предусматривает повторение не только грамматических характеристик частиц, но и их семантики, особенности функционирования в разных стилях речи. Презентация на уроке помогает организации работы
класса с текстами, упражнениями, давая возможность быстро и эффективно проверить свою работу.
Тема урока « Правописание и употребление частиц».
Цели:
закрепить теоретические знания по теме «Частицы»;
отработать навык правописания частиц;
убедиться в богатых возможностях частицы как части речи.
Задачи:
обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности;
обогащение речи учащихся за счет употребления частиц;
воспитание интереса и внимательного отношения к языку;
воспитание личностных качеств учащихся.
Оборудование:
1. Задание для творческой работы в группах (3 группы).
2. Иллюстрации.
3. Журнал « Золотой ключик».
4. Презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, список отсутствующих.
1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока. Запись эпиграфа.
( Слайд №1) (Слайд №2).
Слушать, так душе отрадно,
Кто придумал их так ладно?
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал и сидел…
А.С.Пушкин.
- Вы согласны с Пушкиным, что частицы – это необыкновенная часть речи.
Давайте поговорим о том, что мы знаем о них.
Блиц- опрос
1. Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении – это (союз)
2. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)
3. Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)
4. Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)
5. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)
6. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)
7. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)
8. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)
9. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.
10. Чем отличаются они от самостоятельных частей речи? (Слайд №3)
11. Какие разряды частиц вы знаете? Приведите примеры. Проверка (Слайд№4).
2. Отличие частиц от других частей речи.
Выписать из ряда слов частицы. (Слайд№5)
Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели, если, впоследствии, да, бы, зато, для, в связи, даже, едва, вон, это, мой, именно, что, ведь, про, почти.
Работа с раздаточным материалом «Найдите соответствие».
(Ученики выбирают из первого столбика частицу и определяют, какую роль она играет).
Вот, вон вопрос
Ли, разве указание
Пускай, бы ограничение
Не, ни усиление
Только, лишь формообразование
Что за, как сомнение
Даже, ведь, же отрицание
Вряд ли, едва ли восклицание
Проверка (Слайд№6)
Работа по правописанию частиц.
Индивидуальная работа по карточкам двух учеников на доске.
1.Раскрыть скобки «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»
(Ни)чем (не) нарушаемая тишина, (не)повторимый запах весны, (не)приведена в порядок, (не)чего надеяться, (не)яркое пламя, чувствовал себя (не)уверенно, (не)ожиданно приехавшие, (не)заменят (ни)когда свободы, указал на (не)справедливость.
2. Правописание частиц бы и же, ли.
Что(бы) тебе подарить? Проверь что(бы) прогноз погоды был точным. Так(же), как и её родители, Варя всегда говорила правду. Прочитай то(же) стихотворение, с которым выступала вчера. Я так(же) с ним согласна. Можно(ли) написать сочинение в один вечер?
Общая работа с классом. Написание словарного диктанта с объяснением орфограмм.
3. Творческая работа учащихся. Широкое употребление частиц в речи.
Работа в группе.
Игра «Ручеёк». (Каждая группа получает карточку, где написано простое предложение. Первая группа преобразует его в сложное, вторая добавляет формообразующую частицу, третья – смысловую.)
1группа. Весна пришла.
2группа. Мы любим спорт.
3 группа. Скоро День Победы.
Обращение к строкам стихотворения Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».
Слово о поэте .(Подготовленный ученик).
(Слайд№7)
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всём друг другу потакая,-
Тем более что жизнь короткая такая.
-Как думаете, в чём заключается основная мысль этих строк. (ответы учащихся).
Вывод. Вот такие пожелания даёт друзьям Б.Окуджава.
Работа с иллюстрацией ( Слайд №8).
- Что изображено на иллюстрации?
-Что вы можете сказать об этой спортивной семье?
-Опишите их.
-А вы любите заниматься спортом? А ваши родители?
- Какие мысли приходят, когда вы смотрите на людей, изображённых на иллюстрации?
Дифференцированное задание
-Что бы вы хотели пожелать своим друзьям?
1группа ребят (сильные)
- Напишите сочинение-миниатюру с использованием частиц.
2 группа ребят (слабые)
Вставьте подходящие по смыслу частицы в предложения:
Чаще двигайтесь. Учёными доказано, что…….восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным. ………..такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям.
Знаете ………..вы, что режим питания играет большую роль в формировании здорового образа жизни.
(Проверка. Учащиеся зачитывают мини-сочинения)
Работа с журналом «Золотой ключик».
Откройте статью, посвященную здоровому образу жизни.
Найдите предложения с частицами и выпишите их.
Определите разряд частиц, объясните правописание, произведите морфологический разбор одной частицы. (Два ученика у доски).
4.Проверка домашнего задания.
Прочитать подобранные вами пословицы, отрывки из стихотворений с частицами.
5. Подведение итога.
Слово учителя. Частицы требуют к себе почтение, очень нужны они в речи, без них не обойтись. Так давайте постараемся их использовать и правильно писать.
6.Выставление и комментирование оценок.
7. Домашнее задание.
1 группа Упражнение 414.
2 группа. Написать сочинение- рассуждение « Зачем нужны частицы?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слушать, так душе отрадно, Кто придумал их так ладно? И не пил бы , и не ел, Всё бы слушал да сидел. А.С.Пушкин
? Чем частица отличается от самостоятельных частей речи? Нет лексического значения Нельзя поставить вопрос Не является членом предложения Придает различные оттенки значения Может служить для образования форм слова
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте вопрос : разве, неужели, ли восклицание : что за, как, ну и, вот так усиление : даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это выделение только, лишь, (ограничение): почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз смягчение требования : - ка СМЫСЛОВЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни
Из данных слов выберите только частицы Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели, если, впоследствии, не, тот, несмотря на, давай, да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что; даже, едва ли, вон, в целях, это, мой, именно благодаря тому, что, ведь, -ка, про ,почти
Вот, вон --------------- указание Ли, разве ------------- вопрос Пускай, бы------------- формообразующие Не, ни -------------- отрицание Только, лишь -------- ограничение Что за, как ---------- восклицание Даже, ведь, уж-------- усиление Вряд ли, едва ли---- сомнение ?
Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова, Давайте жить, во всем друг другу потакая, - Тем более что жизнь короткая такая. Б.Ш. Окуджава «Пожелания друзьям» В чем заключается основная мысль строк песни?
Домашнее задание: 1группа Упражнение 414. 2 группа Написать сочинение- Рассуждение «Зачем нужны частицы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"
Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....
Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"
Методическая разработка урока по теме: «Правописание приставок на -з, -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Методическая разработка урока по теме "Правописание не с наречиями"
Обобщающий урок по данной теме в игровой форме разработан полностью мной и показан для председателей ШМО учителей русского языка и литературы во время педагогического семинара по теме "Современные фор...
Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»...
Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"
Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...
Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.
Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пра...
Открытый урок по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"
Для оценивания каждого учащегося используется рейтингово-накопительная система (РНС): в ходе урока каждый ученик набирает баллы согласно технологической карте. В технологической карте отраже...