Методическая разработка урока-проекта по французскому языку Ecole de demain (Школа будущего)
методическая разработка по французскому языку (5, 6 класс) на тему
Разработка урока-проекта, продуктом которого является разработка модели школы будущего на французском языке. Предназначена для учащихся 5-6 классов школ с углубленным изучением французского языка в рамках изучения темы "Школа. Школьная жизнь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_proekta.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект «L’école de demain » (Школа Будущего), 5 класс.
учебник по французскому языку для школ с углублённым изучением французского языка «Французский в перспективе» /« Le français en perspective» для 5-х классов (автор Кулигина А.С.)
Цель урока-проекта:
- Способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции для осуществления межличностного и межкультурного общения на темы, касающиеся школьного образования и школьной жизни;
- Способствовать развитию творческого мышления в различных областях;
- Побудить учащихся задуматься о целях, задачах, стоящих перед современной школой, о методах и путях их достижения, о возможностях модернизации школьного образования и возможностях своего личного участия в этом процессе.
Задачи урока-проекта:
Для учителя:
Создать условия для развития языковой, речевой, социокультурной иноязычной компетенции по тематике «Школа», «Школьная жизнь»;
Сформировать у учащихся интерес к школьной жизни и перспективам развития современной школы;
Создать условия для знакомства с основными составляющими функционирования образовательного учреждения;
Способствовать развитию у школьников чувства личной сопричастности и ответственности за качество получаемого образования.
Для учеников:
использовать проект
как способ выражения своих творческих идей ;
как средство активизации приобретенных иноязычных лексических навыков по теме «Школа, школьная жизнь»;
как возможность для интересного творческого общения с одноклассниками, в том числе на иностранном языке.
Классификация урока-проекта:
межпредметный (французский язык, обществознание), текущий, краткосрочный (мини-проект в рамках урока), групповой.
Возраст участников:
учащиеся 5-6-х классов (11-13 лет). Реализация данного типа урока возможна на нескольких этапах обучения: в 5-м классе на этапе изучения темы A l'école (В школе), в 6-м классе на этапе изучения темы La rentrée est derrière toi (Снова в школу).
Планируемый результат:
повышение уровня личной ответственности за личный образовательный результат, увеличение социальной активности в области школьного самоуправления, развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных умений учащихся.
Конечный продукт:
модель школы будущего, реализованная на французском языке.
Ресурсы проекта:
листы формата А4, ручки, карандаши;
рефлексивная карта проекта
канцелярские принадлежности для создания модели «Школы будущего» (листы формата А3, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши и т.д.);
компьютер (с наличием программного обеспечения для создания презентаций – Microsoft Power Point / Open Office Impress), сканер, принтер;
интерактивная доска, проектор.
Этапы реализации с содержанием деятельности
1 этап – подготовительный (разработка проектного задания).
- Формулирование проблемы и определение ее актуальности.
Для включения учащихся в работу над проектом, необходимо сформулировать основной вопрос. «Если бы вы участвовали в разработке школы будущего – какой бы вы ее сделали?», «В какой школе вы хотели бы учиться?»
2. Формирование групп.
Выслушав высказывания детей, учитель инициирует в классе обсуждение на тему «Какой вы видите школу будущего?». В результате обсуждения необходимо сформировать 2-3 группы единомышленников.
Подготовительный этап может проходить на французском языке.
2 этап – планирование.
На этом этапе необходимо:
Сформулировать цели и задачи проекта.
Определить перечень основных мероприятий по реализации проекта и необходимые ресурсы.
Определить временные рамки.
Распределить обязанности между членами команды
Определить способ оформления и презентации результатов.
На этом этапе учитель берёт на себя роль координатора, помогая детям спланировать работу над проектом. В результате обсуждения (в данном случае с использованием русского и французского языков) появляется список обязательных пунктов, на которые необходимо опираться при формировании модели школы будущего (также на русском и французском языках). См. Приложение 1.
3 этап - технологическая реализация проекта.
На данном этапе учащиеся:
Творчески перерабатывают собственные идеи.
Обсуждают полученные результаты.
Корректируют и оценивают промежуточные результаты создания модели школы будущего.
Оформляют результаты в выбранной форме.
Роль учителя на данном этапе сводится к координации работы групп. Работа над реализацией проекта должна проводиться в строго отведённые по плану сроки. Обучающиеся, в соответствии с планом работы, осуществляют самостоятельную деятельность по созданию модели школы будущего, продумывая и реализуя каждый из обязательных пунктов. Руководитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность обучающихся и групп.
Анализ результатов и оформление проекта. Участники проекта оформляют окончательный вариант представления своих исследований. В рамках урока это может быть плакат, рисунки. Дети готовятся к защите проекта, составляют план своего выступления, тезисы к нему. План выступления соответствует тому плану, по которому проходила работа над моделью Школы будущего.
4 этап – защита проекта.
Ответственные за презентацию (представление проекта) защищают проект перед слушателями, используя подготовленные наглядные материалы. Рассказывают о том, как проходила работа над проектом, какие результаты получились в ходе исследований. Продолжительность выступления не более 5 минут. Все результаты презентуются на французском языке. Вопросы, которые докладчики получают от слушателей, также должны быть сформулированы на французском языке.
5 этап – рефлексивный.
Этот этап является завершающим и позволяет всем участникам проекта обсудить результаты своей работы, отметить успехи, разобрать ошибки, чтобы избежать их в последующем. На этом этапе учащиеся:
- Соотносят цели и результаты.
Учащиеся высказывают своё мнение о проекте, отмечают плюсы и минусы, оценивают, удалось ли создать полноценную функциональную модель Школы будущего.
2. Осознают личную значимость.
На этом этапе учащиеся оценивают своё участие в проекте и работу своих коллег по проекту. С помощью оценочного листа (Приложение 3) обсуждается:
что было самым трудным в работе;
что было самым интересным;
чему научились во время работы над проектом.
3. Определяют перспективы и практическое применение проекта
Приложение 2
Рефлексивный этап осуществляется преимущественно на русском языке и включает в себя обсуждение лингвистических трудностей при создании иноязычного проекта.
Методический комментарий.
Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении суммы знаний, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому одним из главных требований к современному уроку является необходимость организации активной познавательной деятельности школьника, приобретение им личностно-значимых знаний. Этим во многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной творческой работы учащихся, как проект.
Под проектом имеется в виду особая форма урока, которая предполагает проработку изучаемой темы путем выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов (изготовление альбомов, плакатов, журналов и т.д.), представление их участникам проекта. Цель урока-проекта не только в получении определенной суммы знаний, но и в активной самореализации уникальных возможностей каждого ребенка, самореализации личности ученика. Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи.
Центральной организующей структурой класса на уроке-проекте становится группа. Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.
Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели проекта, видов деятельности, подготовка оборудования, печатного материала); собственно на уроке учитель – помощник: он наблюдает, советует, но не навязывает свою точку зрения, задает целесообразные вопросы в роли участника проекта, обеспечивает плавный логический переход от одного вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы, придает необходимый импульс занятию (темп не дает укорениться скуке); основной же задачей учителя становится создание на уроке атмосферы психологического комфорта.
Проект может быть предметным, межпредметным, над- или внепредметным, длительным (предполагающим домашнюю, внеурочную деятельность), собственно урок-проект как правило занимает один - два урока.
Представляемый урок-проект адресован учащимся 5-6 классов и ориентирован на развитие творческих способностей обучающихся, а также на развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности на иностранном языке. Реализация подобного проекта позволяет погрузить учащихся в реальную ситуацию иноязычного общения, а также получить продукт, созданный полностью на иностранном языке. Однако, на каждом этапе осуществления проекта учащиеся имеют возможность использовать родной язык, что, надо признать, необходимо на данном уровне развития речевой и языковой компетенции.
Тема школьной жизни, несомненно, актуальна для детей. Раздел «Школа» входит в программу курса обществознания, а также включается, как обязательный пункт предметного содержания речи в программу изучения французского языка в с 5 по 9 класс. Как правило, дети с удовольствием вступают в диалог по поводу своих представлений об идеальной школе и школе будущего, активно высказывают свои творческие идеи. Однако, на этапе планирования необходимо заранее обговорить, что проект должен быть максимально реалистичным, без избытка элементов научной фантастики.
На этапе первоначального обсуждения проекта, необходимо также направить участников проекта на мысль, что школа, как образовательный институт, имеет свои цели и задачи. Именно поэтому мы включаем пункт «Портрет выпускника школы будущего» в качестве обязательного элемента создаваемой модели. В процессе работы над проектом обучающиеся должны прийти к выводу, что результат обучения напрямую зависит от содержания обучения.
Подготовленные и оформленные результаты проекта защищаются. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку полученных результатов. Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и других учащихся. Также во время защиты проекта можно предложить жюри заполнить оценочные листы (Приложение 3), анализ которых поможет более объективно оценить результаты проекта.
Традиционный урок чаще всего являются исключительно рассудочной формой обучения, не включающей чувства, эмоции человека, а значит, не несущей личностного смысла. Главный принцип проекта – включение в работу и головы (рассудка – добывание информации), и сердца (проявление творчества, фантазии, эмоций, обязательность нравственного аспекта изучения проблемы), и рук (результат должен быть наглядным, материализованным). Использование нестандартных приемов работы позволяет осуществлять познавательную деятельность учащихся через ощущения и переживания.
Список использованной для подготовки урока литературы.
- Даутова О.Б Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Новые практики формирования и оценивания./ О.Б. Даутова – СПб: КАРО, 2015. – 160с.
- Даутова О.Б. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб: КАРО, 2016. – 160с.
- Любарт Т., Муширу К., Торжман С., Зенасни Ф. Психология креативности/ Пер. с фр. М.: Когито-Центр, 2009 – 215с.
- Кулигина А.С. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Твой друг французский язык». 5-9 классы: пособия для учителей общеобразоват. организаций/ А.С. Кулигина, А.В. Щипилова. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2016. – 167с.
- Кулигина А.С. Французский язык. VI класс: учеб. для шк. с углуб. изучением фр. яз. / А.С. Кулигина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 192с.
- Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ И.В. Комарова. – СПб: КАРО, 2015. – 128с.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. СПб: КАРО, 2015 – 176с.
- Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ./ В.Н Янушевский – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 126с.
Приложение 1
1 | Territoire de l’école, bâtiment. | Территория школы, здание. | |
2 | Salles de classes : surface, meubles, équipement. | Классы: площадь, мебель, техническое оборудование. | |
3 | Emploi du temps, matières | Изучаемые дисциплины, расписание уроков | |
4 | Leçons, récrés. | Уроки, перемены. | |
5 | Classes (nombre d’élèves) | Классы (количество учеников, принцип формирования). | |
6 | Règles pour les élèves (uniforme, discipline etc) | Правила для учеников (форма, дисциплина и т.д.) | |
7 | Portrait du professeur. | Портрет учителя школы будущего. | |
8 | Notation, devoir, contrôle. | Оценки, домашние задания, контроль. | |
9 | Résultat. Portrait de l’élève sortant de l’école (connaissances, compétences) | Результат. Портрет выпускника школы (что знает, что умеет). |
Приложение 2
(Рефлексивная карта)
Отчёт о работе над проектом «Школа будущего»
Classe (Класс):____________________________________________________
- Au cours de la réalisation du projet nous avons appris à … (Во время работы над проектом мы научились…) ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Le plus difficile c’était… (Самым трудным было…) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Le plus intéressant c’était… (Самым интересным было…)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3 Оценочный лист
Дата____________________
ФИО эксперта жюри_______________________________________________________
№ | Параметры оценивания | Самооценка | Оценка педагога | Оценка одноклассников |
Глубина раскрытия темы |
|
|
| |
Практическая ценность проекта |
|
|
| |
Обоснованность выводов |
|
|
| |
Правильность и грамотность оформления на французском языке |
|
|
| |
Аккуратность и дизайн оформления |
|
|
| |
Самостоятельность при выполнении работы |
|
|
| |
Грамотное построение доклада |
|
|
| |
Умение изложить самое интересное и ценное |
|
|
| |
Владение материалом |
|
|
| |
Умение защищать свою точку зрения |
|
|
| |
Владение аудиторией при защите |
|
|
| |
Итоговая оценка (суммарный балл) |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Программа «Аудирование на французским языке».
Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными док...
Методическая разработка урока - проекта по немецкому языку в 4 классе. Тема « Мое любимое животное» «Mein Lieblingstier»
Разработка расчитана на 2 урока. 1. Тема урока : «Mein Lieblingstier» 2. Тип урока: урок обобщения и контроля знаний 3. Задачи урока: Расширить запас лексики по подте...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по французскому языку "Мне приснился Париж".
Литературно-музыкальная композиция на французском и русском языках, в которой реализуется принцип диалога культур России и Франции....
Методическая разработка внеурочного мероприятия по французскому языку "День словарей 2017"
Методическая разработка внеурочного мероприятия по французскому языку "День словарей" для учащихся 5-6 классов (compte -rendu) будет интересна тем педагам, кто заинтересован ...
Методическая разработка "Тестовый вариант ЕГЭ" (французский язык).
Составитель - Варгашова Ю.А....
Методическая разработка: Презентация к уроку французского языка по теме "Регионы Франции.Бретань".
Представленная методическая разработка является вариантом урока-экскурсии по теме "Регионы Франции.Бретань" УМК "Французский в перспективе" для 8 класса школ с углубленным изучение...
Методическая разработка.Рабочая программа по французскому языку для 6 класса, по УМК le français en perspective А.С.Кулигина.
Рабочая программа 6 класс французский язык по УМК le français en perspective А.С.Кулигина...