Статья "Использование ИКТ для индивидуализации обучения русскому языку и литературе при работе с слабоуспевающими детьми и обучающимися на дому"
статья по русскому языку на тему
Использование информационных и коммуникационных технологий для индивидуализации обучения русскому языку и литературе при работе с слабоуспевающими детьми и обучающимися на дому ( из опыта работы с "Матрицей назначения заданий" в системе комплексного электронного образовательного продукта «Мобильная электронная школа»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 902 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ для индивидуализации обучения русскому языку и литературе при работе с слабоуспевающими детьми и обучающимися на дому (из опыта работы)
В настоящее время в отечественной педагогике происходят существенные изменения. Для того чтобы идти в ногу со временем, в школьной и дошкольной практике используются современные, инновационные методики, которые в полной мере отвечают потребностям современного поколения. Одной из передовых педагогических технологий является теория личностно – ориентированного развития, которая включает в себя такое понятие, как индивидуализация и дифференциация обучения. Индивидуализация предполагает учет личностных характеристик детей во всех методах и формах обучения. Дифференциация – это вариант организации учебного и воспитательного процесса с обязательным учетом возможностей и интересов школьников.
Индивидуализация обучения – это форма, модель организации учебного процесса, при котором педагог взаимодействует лишь с одним учеником, а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Данная технология позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; следить за его продвижением от незнания к знаниям. Кроме того, под ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЕЙ понимается "ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям" (М.К.Акимова.).
Индивидуализация предполагает:
- индивидуально ориентированную помощь учащимся в осознании собственных потребностей, интересов, целей обучения;
- создание условий для свободной реализации данных природой способностей и возможностей;
- поддержку школьника в творческом самовыражении;
- поддержку ученика в саморефлексии.
В современном образовательном процессе данная модель активно используется : в процессе учебной деятельности, в дополнительном образовании, в процессе внеурочной деятельности, в процессе работы с одаренными (способными) детьми, а также при обучении на дому, при работе со слабоуспевающими детьми и при обучении учащихся с ограниченными возможностями. В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. В настоящее время практически в каждой школе используются такие элементы ИКТ, как интерактивные доски, электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, электронные энциклопедии и справочники, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, дистанционное обучение, обучающие игры и развивающие программы
Сегодня становится очевидным, что использование ИКТ в процессе обучения дает ряд преимуществ, среди которых можно выделить и индивидуализацию обучения, и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся, и широкое использование межпредметных связей, а также повышение мотивации и познавательной активности. Поэтому данные технологии можно и важно применять при работе с детьми, обучающимися на дому и при работе со слабоуспевающими.
Одним из инструментов для реализации индивидуализации обучения русскому языку и литературе при работе детьми, обучающимися на дому и при работе со слабоуспевающими, как мы считаем, является «Матрица назначения заданий» в системе комплексного электронного образовательного продукта «Мобильная электронная школа» «Мобильная Электронная Школа» — это именно система, объединяющая все необходимые образовательные инструменты «в режиме одного окна». Помимо онлайн-курсов с интересным и современным контентом, большим количеством тренажёров и творческих заданий, МЭШ включает систему статистики, личных сообщений, чатов, видеоконференций, инструмент назначения индивидуальных заданий. Это комфортная и демократичная образовательная среда, в которой могут учиться и общаться учащиеся, педагоги и родители».
Матрица назначений заданий — это инструмент, предназначенный для построения индивидуальной образовательной траектории учащегося. С помощью Матрицы назначения заданий, можно назначить учащемуся для выполнения те или иные задания, содержащиеся в Интернет-уроке. Матрица назначения заданий сформирована для каждого урока. Существует две возможности назначения заданий. Во-первых, задание можно назначить для выполнения на уроке.
Матрица как элемент урока смешанного обучения (может быть использована при работе со слабоуспевающими)
а) при проверки домашнего задания
б) рефлексия в конце урока
Во-вторых, задание можно назначить для выполнения дома.
Матрица как средство дистанционного обучения
(при работе с обучающимися на дому и нуждающимися в длительном лечении ). Урок литературы, 10 класс, тема «М. Е.Салтыков – Щедрин. Сказки»
Разнообразные виды заданий, представленные в Матрице назначения заданий помогают развивать универсальные учебные действия: (представленные примеры из опыта работы)
Восприятие информации. ( работа с детьми, обучающимися на дому; , 5 класс; Русский язык, тема «Род имени существительного»; Задание: «Внимательно рассмотрим фотографию из предыдущего упражнения…»)
Установление причинно – следственных связей (работа с детьми, обучающимися на дому; 10класс; Литература, тема «Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных», «Подумай и объясни»)
Перевод информации из одной формы в другую. (Литература, тема «Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных», задание «Подумайте, в качестве кого — адвоката или прокурора — вы выступили бы на суде над Раскольниковым. В зависимости от этого подготовьте свою речь»).
Навыки анализа и обобщения ( работа со слабоуспевающими детьми ; , 10 класс; Русский язык, тема «Повторение. Имя существительное»; задание « Размышляем и обобщаем»
Анализ и выявление признаков объекта ( Задание: «Найти и аргументировать» «Найти и выписать») ( Работа со слабоуспевающими детьми детьми;, 5вкласс; Русский язык, тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»)
Выдвижение гипотезы (Задание: «Предположить…» работа с детьми, обучающимися на дому; 10 класс; Литература, тема «Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных»)
Представленный выше материал, безусловно, не раскрывает всех возможностей и Матрицы назначения заданий, и, конечно, «Мобильной Электронной Школы», но из опыта работы и из этого незначительного материала можно увидеть, что Матрица позволяет:
- осуществить индивидуальную самостоятельную работу;
- создать оптимальные условия (в классе, дома)для получения определенного образовательного уровня в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями ( для слабоуспевающих), состоянием здоровья ( для обучающихся на дому, для длительно болеющих детей);
- осуществить индивидуально – ориентированную помощь в осознании собственных потребностей, интересов, целей обучения;
- оперативно выявить уровень усвоения учебного материала учащимися;
- учащимся исправить ошибки и улучшить оценку;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"
методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Программа работы со слабоуспевающими детьми
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование метод...
Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...
Особенности работы со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка, рекомендации.
Обобщение опыта работы....
Дорожная карта по работе со слабоуспевающими детьми по родному (татарскому) языку в 2021-2022 учебном году
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, ко...
Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка одарённых и слабоуспевающих учащихся
Индивидуализация обучения...