Рабочая программа элективного курса "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками.
Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист программы | 15.96 КБ |
абочая программа спецкурса | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
«Согласовано» Организатор ДПОУ ________ О.В.Кучинская «____» __________2016г. | «Утверждаю» директор МБОУ СШ № 8 _________Н.В.Купавцева «____» __________2016г. |
Рабочая программа
спецкурса по русскому языку
« Углубление и систематизация лингвистических знаний на основе повторения блоками»
для обучающихся 9 класса
Составитель: Телегина Л.Л.,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ «СШ №8»
г. Нижневартовска
«Утверждена на
Методическом совете
Протокол № 1 от «____» __________2016г.
2016-2017 гг.
Предварительный просмотр:
Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками.
Пояснительная записка:
Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Основные требования к освоению курса
- Знание основных понятий разделов «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи».
- Владение систематизированными знаниями в области правописания и умениями ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания.
- Владение навыками литературного анализа.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Формой итоговой отчетности учащихся может стать
- тестирование;
- комплексный анализ текста.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения;
- практикум;
- тестирование;
- творческие задания.
Планируемые результаты: курс будет способствовать системному, экономному по времени, интенсивному постижению наиболее трудных вопросов орфографии, развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также поможет учащимся 11 класса подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Курс рассчитан на 35 часов. Количество учебных часов в неделю: 1 час в неделю.
Программа элективного курса «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» рассчитана на учащихся 9- 11 классов, находящихся на завершающих этапах обучения русскому языку, интересующихся русским языком и желающих подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с систематизацией и обобщением знаний в области правописания и формированием умения ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, а также совершенствуются у школьников умения и навыки литературного анализа. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Курс связан с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»). В основу занятий по орфографии положена система повторения Е.И.Скобликовой «Обобщающая работа по орфографии». (Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994)
Курс состоит из трех основных разделов:
- Фонетика. Лексика. Орфография.
- Синтаксис и пунктуация.
- Культура речи. Стилистика.
Элективный курс «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» обеспечен учебными и вспомогательными материалами.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Занятие 1. Фонетика, графика, лексика, словообразование.
Слово и его звуковая оболочка. Звуки языка, гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Обозначение звуков на письме.
Лексика. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы. Синонимы. Синонимы контекстуальные. Антонимы нейтральные и контекстуальные.
Словообразование. Морфема – значимая часть слова. Способы словообразования.
Занятие 2. Орфограммы в приставках и корнях.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з (с) – фонетический принцип 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфемный принцип написания.
Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.
Гласные Ы и И после приставок.
Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас—кос-, -лаг—лож-, бер—бир-, -тер—тир- и др. 2) –раст—(-ращ-)—рос-, -скак—скоч-; 3) –гар—гор-, -твар—твор-, -клан—клон, -зар—зор.
Занятие 3. Орфограммы в суффиксах глаголов и глагольных форм.
Суффиксы –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Инфинитив. Роль гласной на конце инфинитива. Сохранение гласной буквы основы инфинитива в глагольных формах (прошедшее время, условное наклонение, действительные и страдательные причастия прошедшего времени).
Суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(ть), -ирова(ть), -ича(ть).
Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- (обезлесить – обезлесеть).
Занятие 4. Тестирование.
Занятие 5. Ъ и Ь, О и Е после шипящих.
Употребление разделительных знаков. Употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц.
Занятие 6. Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Отглагольные и отыменные прилагательные. Правописание суффиксов отыменных прилагательных. Правописание –Н- и -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных. –Н- и –НН- в суффиксах наречий.
Занятие 7. Орфограммы в окончаниях.
Окончания разных частей речи. Окончания имен существительных. Склонение имен существительных. Различение окончаний -Е и -И .
Окончания имен прилагательных, причастий, порядковых имен числительных.
Окончания глаголов. Спряжение глаголов.
Занятие 8. НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц.
Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий.
Правописание НЕ с глагольными формами. НЕ с прилагательными, существительными и наречиями. Разграничение приставок и частиц.
Частицы НИ и НЕ в предложении.
Занятие 9. Тестирование.
Занятие 10. Слитное и дефисное написание слов.
Роль смыслового анализа при выборе написания. НЕ с разными частями речи. Приставка НИ- и союз НИ, частица НИ.
Правописание наречий: дефисное, слитное и раздельное написание.
Отличие союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.
Написание сложных существительных и прилагательных.
Занятие 11. Орфоэпические, лексические и морфологические нормы.
Языковые нормы и отклонения от нее. Орфоэпические нормы.
Нормы словоупотребления.
Грамматические нормы (морфологические): ошибки в роде существительного, употреблении числа и падежных форм; ошибки в образовании сравнительной степени прилагательного; употреблении местоимений, форм имен числительных и глагола.
Занятие 12. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных членах.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания внутри простого предложения: между однородными членами (не соединенными союзом, соединенными неповторяющимся и повторяющимся союзом, двойными союзами).
Занятие 13-14. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (при причастном обороте, при обособленном приложении, деепричастном обороте, обособленном дополнении, при уточняющих членах), при сравнительных оборотах, при обращении и междометиях.
Занятие 15. Культура речи. Редакционная работа.
Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Редакционная работа. Нахождение орфоэпических, лексических и морфологических ошибок в тексте.
Занятие 16. Вводные конструкции, обращения, междометия.
Вводные конструкции. Значения и пунктуация при вводных словах. Отличие вводных слов от вводных предложений.
Обращения. Пунктуация при обращении. Употребление частицы О при обращении.
Междометия. Пунктуация при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.
Занятие 17. Тестирование.
Занятие 18. Сложносочиненное предложение.
Виды сложных предложений. Постановка запятой, точки с запятой в ССП. Общий второстепенный член в ССП.
Занятие 19. Сложноподчиненное предложение.
Основные признаки СПП. Виды придаточных предложений. Виды подчинения в CПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сочетании союзов.
Занятие 20. Бессоюзное предложение.
Отличительные признаки БСП. Постановка запятой, точки с запятой, тире и двоеточия. Основные смысловые отношения в БСП.
Занятие 21. Тестирование по пунктуации.
Занятие 22. Работа по тексту.
Орфографический и пунктуационный разбор предложений.
Занятие 23. Анализ текста. Стили и типы речи.
Комплексный анализ текста: определение стиля, типа речи, определение темы, основной мысли, орфографический и пунктуационный разбор.
Занятие 24. Тренировочные задания по культуре речи.
Работа над ошибками и недочетами в словоупотреблении. Исправление речевых ошибок. Работа над лексическими ошибками.
Занятие 25. Задания, проверяющие коммуникативные умения.
Работа по тексту: определение стиля, типа речи, темы, идеи. Работа над лексическими средствами. Редактирование речевых ошибок.
Занятие 26. Комплексный анализ текста. Выразительные средства языка.
Комплексный анализ текста: определение стиля, типа речи, определение темы, основной мысли, орфографический и пунктуационный разбор, анализ выразительных средств.
Занятие 27. Тестирование.
Занятие 28. Комплексный анализ текста.
Занятие 29. Исправление традиционных ошибок по культуре речи.
Редактирование орфоэпических, лексических и морфологических ошибок в тексте.
Занятие 30. Культура речи. Тренировочные упражнения.
Занятие 31. Работа по орфографии и пунктуации.
Тестовые задания по основным разделам орфографии и пунктуации.
Занятие 32. Работа с текстом. Написание сочинения.
Занятие 33. Тестирование.
Занятие 34. Подведение итогов.
Проверка полученных знаний и умений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учрежд./ А.И.Власенков и др.- М.: Просвещение, 2003.
2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2002.
3. Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.
4. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994
5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с.22
6.Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001
7. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Орфография, морфология, лексика, словообразование, фонетика, культура речи, стилистика: 10-11 классы / Л.И.Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.
2. Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.
3. Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
4. Комплексный анализ тектса. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | К-во часов |
1 | Фонетика, графика, лексика, словообразование. | 1 |
2 | Орфограммы в приставках и корнях. | 1 |
3 | Орфограммы в суффиксах глаголов и глагольных форм. | 1 |
4 | Тестирование. | 1 |
5 | Ъ и Ь, О и Е после шипящих. | 1 |
6 | Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 |
7 | Орфограммы в окончаниях. | 1 |
8 | НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц. | 1 |
9 | Тестирование. НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц. | 1 |
10 | Слитное и дефисное написание слов. | 1 |
11 | Орфоэпические, лексические и морфологические нормы. | 1 |
12 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных членах. | 1 |
13-14 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. | 2 |
15 | Культура речи. Редакционная работа. | 1 |
16 | Вводные конструкции, обращения, междометия. | 1 |
17 | Тестирование | 1 |
18 | Сложносочиненное предложение. | 1 |
19 | Сложноподчиненное предложение. | 1 |
20 | Бессоюзное предложение. | 1 |
21 | Тестирование по пунктуации. | 1 |
22 | Работа по тексту. | 1 |
23 | Анализ текста. Стили и типы речи. | 1 |
24 | Тренировочные задания по культуре речи. | 1 |
25 | Задания, проверяющие коммуникативные умения. | 1 |
26 | Комплексный анализ текста. Выразительные средства языка. | 1 |
27 | Тестирование. | 1 |
28 | Комплексный анализ текста. | 1 |
29 | Исправление традиционных ошибок по культуре речи. | 1 |
30 | Культура речи. Тренировочные упражнения. | 1 |
31 | Работа по орфографии и пунктуации. | 1 |
32 | Работа с текстом. Написание сочинения. | 1 |
33 | Тестирование. | 1 |
34-35 | Подведение итогов | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение физики"
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение физики"...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
Элективный курс "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками", 11 класс
Данный элективный курс поможет учащимся вспомнить основные разделы русского языка для подготовки к ЕГЭ....
Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"
Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"...