Рабочая программа элективного курса "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Лариса Леонидовна Телегина

Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками. 

Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.

Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

 «Согласовано»            

 Организатор ДПОУ

 ________ О.В.Кучинская                   «____» __________2016г.                  

«Утверждаю»

директор МБОУ СШ № 8

_________Н.В.Купавцева

«____» __________2016г.

Рабочая программа

спецкурса по русскому языку

« Углубление и систематизация лингвистических знаний на основе повторения блоками»

для обучающихся 9 класса

Составитель: Телегина Л.Л.,

учитель русского

языка и литературы

МБОУ «СШ №8»

г. Нижневартовска

«Утверждена на

Методическом совете

 Протокол № 1 от «____» __________2016г.

2016-2017 гг.



Предварительный просмотр:

Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками.

Пояснительная записка:

Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.

Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Основные требования к освоению курса

  • Знание основных понятий разделов «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи».
  • Владение систематизированными знаниями в области правописания и умениями ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания.
  • Владение навыками литературного анализа.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Формой итоговой отчетности учащихся может стать

  • тестирование;
  • комплексный анализ текста.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  •  тренировочные упражнения;
  •  практикум;
  •  тестирование;
  • творческие задания.

Планируемые результаты: курс будет способствовать системному, экономному по времени, интенсивному постижению наиболее трудных вопросов орфографии, развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также поможет учащимся 11 класса подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Курс рассчитан на 35 часов.  Количество учебных часов в неделю: 1 час в неделю.

Программа элективного курса «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» рассчитана на учащихся 9- 11 классов, находящихся на завершающих этапах обучения русскому языку, интересующихся русским языком и желающих подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с систематизацией и обобщением знаний в области правописания и формированием умения ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, а также совершенствуются у школьников умения и навыки литературного анализа. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

Курс связан с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»). В основу занятий по орфографии положена система повторения Е.И.Скобликовой «Обобщающая работа по орфографии». (Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994)

Курс состоит из трех основных разделов:

  • Фонетика. Лексика. Орфография.
  • Синтаксис и пунктуация.
  • Культура речи. Стилистика.

Элективный курс «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» обеспечен учебными и вспомогательными материалами.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Занятие 1. Фонетика, графика, лексика, словообразование.

Слово и его звуковая оболочка. Звуки языка, гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Обозначение звуков на письме.

Лексика. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы. Синонимы. Синонимы контекстуальные. Антонимы нейтральные и контекстуальные.

Словообразование. Морфема – значимая часть слова. Способы словообразования.

Занятие 2. Орфограммы в приставках и корнях.

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з (с) – фонетический принцип 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфемный принцип написания.

Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.

Гласные Ы и И после приставок.

Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас—кос-, -лаг—лож-, бер—бир-, -тер—тир- и др. 2) –раст—(-ращ-)—рос-, -скак—скоч-; 3) –гар—гор-, -твар—твор-, -клан—клон, -зар—зор.

Занятие 3. Орфограммы в суффиксах глаголов и глагольных форм.

Суффиксы –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Инфинитив. Роль гласной на конце инфинитива. Сохранение гласной буквы основы инфинитива в глагольных формах (прошедшее время, условное наклонение, действительные и страдательные причастия прошедшего времени).

Суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(ть), -ирова(ть), -ича(ть).

Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- (обезлесить – обезлесеть).

Занятие 4. Тестирование.

Занятие 5. Ъ и Ь, О и Е после шипящих.

Употребление разделительных знаков. Употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц.

Занятие 6. Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Отглагольные и отыменные прилагательные. Правописание суффиксов отыменных прилагательных. Правописание –Н- и -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных. –Н- и –НН- в суффиксах наречий.

Занятие 7. Орфограммы в окончаниях.

Окончания разных частей речи. Окончания имен существительных. Склонение имен существительных. Различение окончаний -Е и -И .

Окончания имен прилагательных, причастий, порядковых имен числительных.

Окончания глаголов. Спряжение глаголов.

Занятие 8. НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц.

Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий.

Правописание НЕ с глагольными формами. НЕ с прилагательными, существительными и наречиями. Разграничение приставок и частиц.

Частицы НИ и НЕ в предложении.

Занятие 9. Тестирование.

Занятие 10. Слитное и дефисное написание слов. 

Роль смыслового анализа при выборе написания. НЕ с разными частями речи. Приставка НИ- и союз НИ, частица НИ.

Правописание наречий: дефисное, слитное и раздельное написание.

Отличие союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.

Написание сложных существительных и прилагательных.

Занятие 11. Орфоэпические, лексические и морфологические нормы. 

Языковые нормы и отклонения от нее. Орфоэпические нормы.

Нормы словоупотребления.

Грамматические нормы (морфологические): ошибки в роде существительного, употреблении числа и падежных форм; ошибки в образовании сравнительной степени прилагательного; употреблении местоимений, форм имен числительных и глагола.

Занятие 12. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных членах.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания внутри простого предложения: между однородными членами (не соединенными союзом, соединенными неповторяющимся и повторяющимся союзом, двойными союзами).

Занятие 13-14. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (при причастном обороте, при обособленном приложении, деепричастном обороте, обособленном дополнении, при уточняющих членах), при сравнительных оборотах, при обращении и междометиях.

Занятие 15. Культура речи. Редакционная работа.

Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

Редакционная работа. Нахождение орфоэпических, лексических и морфологических ошибок в тексте.

Занятие 16. Вводные конструкции, обращения, междометия.

Вводные конструкции. Значения и пунктуация при вводных словах. Отличие вводных слов от вводных предложений.

Обращения. Пунктуация при обращении. Употребление частицы О при обращении.

Междометия. Пунктуация при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.

Занятие 17. Тестирование.

Занятие 18. Сложносочиненное предложение.

Виды сложных предложений. Постановка запятой, точки с запятой в ССП. Общий второстепенный член в ССП.

Занятие 19. Сложноподчиненное предложение.

Основные признаки СПП. Виды придаточных предложений. Виды подчинения в CПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сочетании союзов.

Занятие 20. Бессоюзное предложение.

Отличительные признаки БСП. Постановка запятой, точки с запятой, тире и двоеточия. Основные смысловые отношения в БСП.

Занятие 21. Тестирование по пунктуации.

Занятие 22. Работа по тексту.

Орфографический и пунктуационный разбор предложений.

Занятие 23. Анализ текста. Стили и типы речи.

Комплексный анализ текста: определение стиля, типа речи, определение темы, основной мысли, орфографический и пунктуационный разбор.

Занятие 24. Тренировочные задания по культуре речи.

Работа над ошибками и недочетами в словоупотреблении. Исправление речевых ошибок. Работа над лексическими ошибками.

Занятие 25. Задания, проверяющие коммуникативные умения.

Работа по тексту: определение стиля, типа речи, темы, идеи. Работа над лексическими средствами. Редактирование речевых ошибок.

Занятие 26. Комплексный анализ текста. Выразительные средства языка.

Комплексный анализ текста: определение стиля, типа речи, определение темы, основной мысли, орфографический и пунктуационный разбор, анализ выразительных средств.

Занятие 27. Тестирование.

Занятие 28. Комплексный анализ текста.

Занятие 29. Исправление традиционных ошибок по культуре речи.

Редактирование орфоэпических, лексических и морфологических ошибок в тексте.

Занятие 30. Культура речи. Тренировочные упражнения.

Занятие 31. Работа по орфографии и пунктуации.

Тестовые задания по основным разделам орфографии и пунктуации.

Занятие 32. Работа с текстом. Написание сочинения.

Занятие 33. Тестирование.

Занятие 34. Подведение итогов.

Проверка полученных знаний и умений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учрежд./ А.И.Власенков и др.- М.: Просвещение, 2003.

2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2002.

3. Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.

4. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994

5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с.22

6.Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001

7. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Орфография, морфология, лексика, словообразование, фонетика, культура речи, стилистика: 10-11 классы / Л.И.Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.

2. Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

3. Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

4. Комплексный анализ тектса. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

К-во часов

1

Фонетика, графика, лексика, словообразование.

1

2

Орфограммы в приставках и корнях.

1

3

Орфограммы в суффиксах глаголов и глагольных форм.

1

4

Тестирование.

1

5

Ъ и Ь, О и Е после шипящих.

1

6

Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

7

Орфограммы в окончаниях.

1

8

НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц.

1

9

Тестирование.  НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц.

1

10

 Слитное и дефисное написание слов. 

1

11

Орфоэпические, лексические и морфологические нормы.

1

12

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных членах.

1

13-14

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.

2

15

Культура речи. Редакционная работа.

1

16

Вводные конструкции, обращения, междометия.

1

17

Тестирование

1

18

Сложносочиненное предложение.

1

19

Сложноподчиненное предложение.

1

20

Бессоюзное предложение.

1

21

Тестирование по пунктуации.

1

22

Работа по тексту.

1

23

Анализ текста. Стили и типы речи.

1

24

Тренировочные задания по культуре речи.

1

25

Задания, проверяющие коммуникативные умения.

1

26

Комплексный анализ текста. Выразительные средства языка.

1

27

Тестирование.

1

28

Комплексный анализ текста.

1

29

Исправление традиционных ошибок по культуре речи.

1

30

Культура речи. Тренировочные упражнения.

1

31

Работа по орфографии и пунктуации.

1

32

Работа с текстом. Написание сочинения.

1

33

Тестирование.

1

34-35

Подведение итогов

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение физики"

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение физики"...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

Элективный курс "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками", 11 класс

Данный элективный курс поможет учащимся вспомнить основные разделы русского языка для подготовки к ЕГЭ....

Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"

Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"...