Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Из опыта работы. Методические рекомендации по совершенствованию работы учителя русского языка в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetentnosti_1.ppt | 974 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Филология сближает человечество и лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Только овладевший определенными компетенциями учитель способен решить поставленные перед ним задачи . Д.С.Лихачёв
Учитывая своеобразие профессиональной компетенции учителя – филолога, выделяются «ключевые» компетенции, среди которых наиболее приоритетными являются следующие : своеобразие :
Ценностно- смысловые компетенции Общекультурные компетенции Коммуникативные компетенции Информационно-технологические компетенции Профессиональная компетенция
Ценностно – смысловые компетенции формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную педагогическую траекторию с учетом требований модернизации образования
Общекультурные компетенции владение эффективными способами организации рабочего времени; освоение картины мира; познавать и организовывать деятельность в педагогической области и в области общечеловеческой культуры; познавать духовно-нравственные основы жизни и человечества, отдельных народов; Владеть культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
Коммуникативные компетенции уметь представить себя устно и письменно, написать резюме, эссе, сделать презентацию. уметь представлять свою творческую микрогруппу, школу в режиме диалога культур; владеть способами взаимодействия с окружающими;, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в многоконфессиоанльном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп .
Профессиональная компетенция – Профессиональная компетенция – способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане
Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика профессиональных, личностных, деловых качеств учителя , отражающая уровень знаний, умений, способностей, опыта, а также нравственную позицию личности: характеристика качеств, достаточных для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Самым перспективным кажется подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я.Лернера, В.В. Краевского, А.В.Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих: • когнитивная • операционально-технологическая • личностная
когнитивная личностная Операционально -технологическая Единство трех составляющих
когнитивная составляющая ( наличие системы педагогических и специальных предметных знаний),
операционально-технологическая составляющая (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету
личностная составляющая ( этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).
Наивысшим критерием профессиональной компетентности является общественная значимость результатов труда учителя в деле обучения и воспитания.
Основные направления качество знаний по предметам, по параллелям, по классам, уровень работы с одарёнными детьми; мониторинг уровня воспитанности и системы воспитательной работы; мониторинг здоровья и здорового образа жизни; мониторинг социальной успешности выпускников; мониторинг осуществления всеобщего среднего образования.
Мониторинг развития педагогического коллектива складывается из мониторинга успешности педагогической деятельности каждог о конкретного педагога.
Мониторинг успешности педагогической деятельности невозможен без входного диагностирования - определения точки отсчёта. Диагностика осуществляется, в первую очередь, на основе того, что думает и сообщает учитель о себе сам. При поиске и отборе диагностического инструментария успешности учителя, именно это имеет принципиальное значение, т.к. сегодня наступило то время, когда при оценке любого учителя необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку.
Кроме того, диагностика успешности учителя состоит не только в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем, так как успешный учитель всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику.
Педагогическая диагностика даёт возможность увидеть труд учителя как сложную реальность, представленную в виде многомерного пространства, со с тоящего из 3-х взаимосвязанных пространств, без которых н евозможно повышени е качества образования: - личности учителя; - педагогической деятельности; - обучения педагогов.
При изучении труда учителя важно соблюдение ряда условий диагностики: изучение профессиональных компетенций учителя должно носить не только диагностический, но и прогностический характер, т.е. охватывать не только прошлый профессиональный опыт, но и ближайшую и отдаленную перспективы профессионального развития;
важно исходить из пластичности, компенсаторности возможностей учителя и принимать во внимание его оценку своих потенциальных возможностей; желательно учитывать логику индивидуального развития данного учителя. Поэтому целесообразно сравнивать достижения учителя с его же успехами в прошлом, а не с успехами других учителей.
Профессиональное развитие учителя можно рассматривать по В.П. Беспалько, как процесс овладения педагогом 4-х уровней профессионализации, отличающихся друг от друга способом решения педагогических задач
Первый уровень (узнавание) - учитель решает; задачу, узнаваемую им, решённую когда-либо ранее. Второй уровень (воспроизведение) - зная задачу и понимая ситуацию, учитель ищет ответы, пользуясь усвоенными способами действий.
Третий уровень (применение) - педагог видит задачу, но ситуация ему не ясна, т.к. она нетипична. Этот. уровень требует от учителя эвристической деятельности, активного преобразования; усвоенных знаний и умений. Четвёртый уровень (творчество) - и щ ет ярко выраженную исследовательскую основу - это творческий уровень.
Э тапы развития его профессиональных компетенций: Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приёмов деятельности . Использование в учительской практике наряду с апробированными средствами оригинальных подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности . Умение учителя не только предлагать новые идеи, применяя их в своей деятельности, но и умение научно обоснованно оценивать их эффективность и способность передавать другим учителям .
Приобретение учителем ряда профессионально- педагогических умений пр и водит к с тановлению у него ряда неотъемлемых личностных позиций : овладение приёмами передачи знаний по предмету приводит его в позицию учителя- предметника; отбор и овладение методами обучения – в позицию учителя-методиста; прогнозируя своё дальнейшее развитие , он выступает как субъект педагогической деятельности.
Способность к самореализации в формах созидательного труда - вершина развития человека, важнейший признак высокого развития личностных качеств.. Следовательно, наша задача закрепить максимальную точку эффективной деятельности
С ф ормировать такие способности , как: коммуникативны е – способность к обучению; дидактические – способность объяснять, передавать знания, обучать; организаторские – способность включать учащихся (и не только их) в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним, делегировать полномочия и направлять интересы участников на реализацию поставленных задач; конструктивные – способность к отбору, проектированию учебно-воспитательного процесса в целом, и учебно-воспитательных мероприятий в частности;
гностические – способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания; прогностические – способность осуществлять педагогическое предвидение,умение прогнозировать результат ближних и дальних усилий экспрессивные – способность к эмоциональной вы разительности, яркости и н а правленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.
Методы диагностики Самоанализ Самообследование Оценочное собеседование Анкетирование Наблюдение Посещение уроков Диагностические работы Смотры творческих лабораторий День общественной экспертизы Портфолио учителя
Анкета для учителя КАКИЕ МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВАМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ? КАКИЕ СПОСОБЫ СООБЩЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ ВИДЫ РАБОТЫ ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ? КАК ВЫ ОРГАНИЗУЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ? КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? КАКИЕ УМЕНИЯ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ СФОРМИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ?
КАК ВЫ АКТИВИЗИРУЕТЕ ВНИМАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЩИХСЯ? КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ РАЗВИТЬ У УЧАЩИХСЯ? КАКИЕ ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ И TCО ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? КАКИЕ СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? КАКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ?
КАКИЕ СПОСОБЫ СООБЩЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
I. КАКИЕ СПОСОБЫ СООБЩЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? 1. Изложение учебного материала в виде лекции 2. Изложение учебного материала в виде рассказа 3. Изложение учебного материала в виде описания 4. Изложение учебного материала в виде объяснения 5. Изложение учебного материала в виде характеристики 6. Объяснение сущности явлений и процессов 7. С использованием наглядности и ТСО 8. Создание проблемных ситуаций
КАКИЕ ВИДЫ РАБОТЫ ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ?
КАКИЕ ВИДЫ РАБОТЫ ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ? 1 Воспроизводящие 2. Тренировочные (применение занятий по образцу) 3. Обзорные (систематизация) 4. Логически-поисковые 5. Констатирующие 6. Экспериментально-поисковые 7. Теоретико-практические (самостоятельное составление и решение задач)
КАК ВЫ ОРГАНИЗУЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ?
КАК ВЫ ОРГАНИЗУЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ? 1. Самостоятельную работу не провожу 2. В виде упражнений З. В виде выполнения определенных операций 4. В виде выполнения комплексных работ 5. В виде проверочных работ 6. В виде лабораторно-практических работ 7. В виде творческих работ
КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
. КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? 1. Индивидуальная 2. Фронтальная 3. Коллективная а) парная б) звеньевая в) межгрупповая
КАКИЕ УМЕНИЯ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ СФОРМИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ?
КАКИЕ УМЕНИЯ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ СФОРМИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ? Умение соотносить данные события и факты с определенной ситуацией. В ыделять определяющие факты среди второстепенных. Умение анализировать и обобщать материал. Применять теоретические знания для анализа, сопоставления, обобщения с оценкой явлений (ситуации). Обоснованно высказывать свои суждения по спорным вопросам различных ситуаций. Умение самостоятельно совершенствоваться в учебно-познавательной деятельности. Умение рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи. Выбирать и обосновывать пути решения проблемы. У мение связанно и логично излагать свои мысли, пользуясь при этом специальной терминологией. Вести дискуссию. Умение применять учебный материал в новых нестандартных ситуациях.
КАК ВЫ АКТИВИЗИРУЕТЕ ВНИМАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧ А ЩИХСЯ?
. КАК ВЫ АКТИВИЗИРУЕТЕ ВНИМАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧ А ЩИХСЯ? 1. Используете методы проблемного обучения, эвристических ситуаций. 2. Используете различные приемы поддержания и развития внимания. 3. Используете приемы развития памяти. 4. Используете средства развития творческого воображения. 5. Используете средства развития логического мышления. 6. Используете метод эмпатии.
КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ РАЗВИТЬ У УЧАЩИХСЯ?
. КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ РАЗВИТЬ У УЧАЩИХСЯ? 1 . Внимание 5. Анализа 2. Восприятие 6. Синтеза 3. Воссоздающее и творческое 7. Сравнения воображение 8. Обобщения 4. Мышление (мыслительные 9. Абстракции операции)
КАКИЕ ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ И TCО ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ
КАКИЕ ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ И TCО ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? 1. Натуральные 2. Схемы, графики, таблицы 3. Макеты 4. Действующие модели, приборы 5. Фрагменты кино-, видео- и диафильмов 6. Справочно-информационную литературу 7. Результативный материал 8. Кодопозитивные материалы с заданиями, иллюстрациями
КАКИЕ СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ
КАКИЕ СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ? 1. Задания и вопросы по воспроизведению материала 2. Задание на самостоятельное решение проблемы 3. Разноуровневые задания 4. Индивидуальные карточки задания 5. Письменные проверочные работы 6. Самостоятельно проведение учащимися эксперимента 7. Тестовый контроль
На основе данных мониторинга развития педагогического коллектива осуществляется рейтинговая оценка труд а учителя как система мотивации педагогов .
Проведение мониторинга успешности деятельности педагогов направлено на повышение качества образования , на создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся через обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для развития школы.
Методическая служба школы при планировании работы по повышению квалификации педагогических кадров опирается на данные мониторинга развития педагогического коллектива.
Данные, полученные в ходе педагогического мониторинга, позволяют организовать дифференцированную работу с педагогическими кадрами. В течение года ведется работа с молодыми учителями в рамках «Школы молодого учителя», функционирует «Школа передового педагогического опыта», с основным контингентом учителей организуется как фронтальная, так и групповая и индивидуальная работа.
Мониторинг результативности методической работы показал, что ряд учителей успешно внедряют новые формы, методы работы, эффективные педагогические технологии, в том числе метод проектов, компьютерные технологии, исследовательскую технологию, технологию коллективных творческих дел.
О бразовательный мониторинг позволяет отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы учителей школы, а, следовательно, и к повышению качества образования в свете требований модернизации образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ИКТ
Читателю предлагается перечень форм работы с примепнением ИКТ для большей эффективности учебного процесса...
Самоанализ урока-как инструмент совершенствования работы учителя в условиях модернизации образования. Тезисы работы
Исследовательская работа учителя по проблеме Самоанализа урока учителем, как средстве совершенствования мастерства педагога.Новизна работы заключается в представлении изменений подхода к самоанализу у...
Самоанализ урока-как инструмент совершенствования работы учителя в условиях модернизации образования. Презентация
Презентация иллюстрирует работу учителя по теме, предлагает выводы и рекомендации...
Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества
Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...
Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"
Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...
"Мы сами: авторепетитор по русскому языку и литературе в условиях семейного образования и/или вынужденной самоизоляции»
Уважаемые коллеги и родители!Ассоциация «Образование» при поддержке Фонда «Русский мир» подготовила электронный учебно-методический ресурс «Мы сами: авторепетитор п...