Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе в условиях дистанционного образования.
методическая разработка по русскому языку
Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе в условиях дистанционного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе
в условиях дистанционного образования.
В соответствии с техническими возможностями образовательная организация обеспечивает процесс обучения русскому языку и литературе в условиях дистанционного режима в форме учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. Рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учётом возможностей обучаемых и системы дистанционного обучения, создавать и использовать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания.
Прежде всего, обратим внимание на организацию обучения. Важно, что в условиях дистанционного образования существенно меняются акценты при организации учебного процесса в сравнении с дистанционным сопровождением очного обучения. Сложно осуществлять контроль за освоением материала, не видя учеников. Непросто спланировать урок, не перегружая ученика сидением за компьютером, а учителя – бесконечными проверками присланных домашних заданий. Поэтому несколько рекомендаций по организации уроков.
Примерный минимальный комплект сопровождения урока в ДО: краткая и чёткая пошаговая инструкция для ребёнка (обозначить, на что следует обратить внимание на каждом этапе), ссылки на видео и другие материалы каждого этапа урока, дополнительный материал (это формируется постепенно в процессе апробации и накопления опыта).
Остановимся на некоторых позициях более конкретно.
1. Объяснение нового материала. По примеру РЭШ, основным элементом такого урока может быть объяснение нового материала в формате видео. Учитель подбирает ссылку на соответствующий видео сюжет на любом ресурсе или записывает собственное видео с объяснением материала.
2. Самопроверка и контроль. В зависимости от темы урока предлагается вариант задания от самопроверки в тестовых системах до выполнение творческого задания. Многие учителя активно используют платформу ЯКласс (там есть и теория, и интеграция с другими ресурсами) как на этапе самопроверки, так и контроля, поскольку база заданий достаточно велика, что практически исключается одинаковый вариант заданий ученикам, а учитель видит результат автоматической проверки заданий и время, потраченное на выполнение задания. При этом, учеников следует предупредить, в каком случае за тест они получают оценку, а какой они делают в режиме самопроверки, несмотря на то, что учитель видит результаты их работы в обоих случаях.
Несомненно, это не единственный вариант организации текущей проверки на основе тестов. Например, есть подборка тестов на сайте «Решу ЕГЭ».
Если имеющиеся материалы не устраивают или Вы не смогли интегрировать их в урок, есть возможность самостоятельно разработать материалы для самопроверки.
Замечательно, если в качестве контрольного задания по теме ученики сделают, например, кроссворд по основным понятиям темы или викторину. позволяет разработать более десятка разных форматов интерактивных заданий. Важно, чтобы к заданиям такого рода были разработаны и предъявлены ученикам чёткие критерии оценивания работ (Сколько слов в кроссворде, отсутствие ошибок как в формулировке понятий, так и орфографии, и т.д.)
Привычные домашние задания по учебнику, скорее всего, абсолютно бессмысленны, т.к. для них существуют ГДЗ. Не стоит тратить лишнее время ни учеников, ни собственное на проверку списанного.
В учебниках литературы Б.А Ланина (Корпорация «Российский учебник») вы найдёте после каждой темы список интернет-источников для самостоятельной работы учащихся, кроме того в данных учебниках масса творческих заданий на сравнительный анализ художественных текстов и фильмов, спектаклей, полотен и т.д. Данный учебник может стать прекрасным подспорьем в реализации дистанционной программы по литературе.
3. Форматы совместной работы. Упростить формат взаимодействия и сделать работу более разнообразной и интересной может использование сетевых форматов документов, позволяющих совместно создавать презентации, писать отзывы или заполнять таблицы выполненных заданий. Это могут быть сервисы Google, Microsoft или конкретные сетевые инструменты типа интерактивных досок, плакатов (такая форма работы есть на платформе Zoom) и т.д. Отметим и то, что такие документы удобны для совместного планирования работ, о чём речь пойдет ниже.
Примерный план дистанционного урока в режиме онлайн
Элементы структуры урока | Формат взаимодействия | Содержание деятельности | Примечание |
Организационный момент 1 минута | Групповой чат, Учитель - ученик | Проверка готовности к уроку | |
Актуализация знаний – речевая зарядка 3 – 5 минут | Групповой чат, Учитель – ученик, Учитель – класс ученик – ученик | Упражнения на основе усвоенного материала домашнего задания | |
Целеполагание 3 – 5 минут | Групповой чат, Учитель – ученик | Побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. | |
Основная часть урока в соответствии с этапом усвоения речевого материала в теме. 20 – 15 минут | Групповой чат, Учитель – ученик, Учитель – класс ученик – ученик | Задания с использованием традиционных УМК, различных ЦОР. ЭОР | Результатом этапа урока является способность употреблять в речи ЛЕ или, грамматические структуры, ИЛИ умение строить монологическое высказывание или диалогическое общение, ИЛИ умение извлекать информацию из текстов в звуковом или графическом предъявлении, ИЛИ умение создавать связный письменный текст. |
Подведение итогов урока 3 – 4 минуты | Групповой чат, Учитель – ученик | Организация рефлексии, информирование о домашнем задании. |
Примерный план урока
при отсутствии условий проведения онлайн занятий
Этапы урока | Содержание учебной деятельности | Примечание |
Организационный момент 1 – 2 минуты | Ознакомление с планом урока, подготовка необходимых ресурсов. | |
Актуализация знаний 3 – 5 минут | Анализ выполнения домашнего задания на основе комментариев учителя, исправление ошибок. Выполнение задний на исправление ошибок. | Комментарии могут быть представлены как в графическом, так и в звуковом текстовом формате. |
Целеполагание 2 – 3 минуты | Ознакомление с целями урока и ожидаемым результатом деятельности. | Для учащихся старших классов, классов с углубленным изучением предмета возможны задания на определение целей и результатов деятельности самостоятельно, либо выбор целей и результатов из предложенного учителем списка. |
Основная часть урока в соответствии с этапом усвоения речевого материала в теме. 25 – 15 минут | Задания с использованием традиционных УМК, различных ЦОР. ЭОР | Для эффективной работы учащегося необходимы четкие инструкции и пояснения к выполнению заданий. |
Подведение итогов урока 5 – 7 минут | Организация рефлексии: выполнение задания, определяющего результативность и эффективность деятельности учащегося на занятии; заполнение листа рефлексии. Отправка выполненных заданий учителю. Изучение информации о домашнем задании | Результатом этапа урока является способность употреблять в речи ЛЕ или, грамматические структуры, ИЛИ умение строить монологическое высказывание или диалогическое общение, ИЛИ умение извлекать информацию из текстов в звуковом или графическом предъявлении, ИЛИ умение создавать связный письменный текст. |
4. Временные рамки выполнения работ должны быть чётко обозначены, при этом не стоит делать их чрезмерно жёсткими, если это позволяет выбранный формат. Контрольная работа, если она носит сугубо индивидуальный характер, может быть выполнена, например, до определенной даты завершения темы, что позволит некоторым ученикам сделать её раньше. Конечно, многие ученики все делают в последний момент, но и многие взрослые работают в таком же режиме, если говорить честно.
Если же Вы проводите контрольную в режиме онлайн или открываете тест ровно на 40 минут для всех в надежде, что ученики не успеют проконсультироваться друг у друга, то они должны быть предупреждены заранее о важности выполнения работы именно в это время.
5. Возможность получить консультацию и поддержку. Ученики должны иметь возможность получить помощь в ситуациях, которые представляются им тревожными. Например, не открывается ссылка или не понятен формат ответов, произошел сбой с работе компьютера и не удалось отправить задание вовремя и много других возможных ситуаций. Для этого можно использовать электронную почту, группы в соц. сетях, онлайн общение в строго определённое время. Режим обучения в формате ДО – это шанс определить новые интересы и способности учеников, поддержать их в освоении новых ресурсов и привить интерес к их использованию. Задания могут быть не выполнены по разным объективным причинам, в которые учителя могут и не посвящать. Надо помогать друг другу в этот период резкого перехода на формат ДО. И учиться друг у друга.
6. Следует минимизировать использование on-line режима на этапах объяснения и контроля. Это создает дополнительные технические и организационные проблемы и не всегда себя оправдывает. Гораздо удобнее, хотя и более затратно для учителя, записать непродолжительное (желательно, не более 10-15 минут) видео или аудио с объяснение самого главного или с инструкцией по выполнению заданий. Это видео можно будет использовать многократно в удобном режиме.
7. Планирование работы. Очень важно, чтобы задания всех учителей каждого класса были сведены в одну таблицу-расписание (вспомогательный документ), которая позволила бы наглядно увидеть объём всех заданий на каждый день по всем предметам. Важно не перегружать учеников заданиями – от этого эффективность их учебы вряд ли возрастёт, а стрессовых ситуаций добавится.
Расписание ДО не должно быть аналогом традиционного расписания, поскольку оно ориентировано в большей степени на самостоятельную индивидуальную работу. Каждый день выполнять ДЗ из учебника бессмысленно, мы уже говорили об этом. Работу целесообразно планировать укрупненными блоками с акцентом на формате контрольных мероприятий.
Попробуйте привлечь учеников к разработке уроков, не критикуя, а находя мотив к такой работе и поощряя шаги навстречу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён ...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования
Из опыта работы. Методические рекомендации по совершенствованию работы учителя русского языка в условиях ФГОС...
Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"
Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...
Из опыта преподавания русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения
В статье автор делится опытом преподавания русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения....
Уроки русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения (на платформе MOODLE)»
Выступление на НПК учителей...