Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы ы-и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_y-i_posle_ts.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: Буквы Ы-И после Ц

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

  1. обучающие: познакомить учащихся с правилом правописания букв И-Ы после Ц; научить  правильно применять правило на практике; повторить правописание о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, приставок на З и С; расширить лексический запас уч-ся;
  2. развивающие:   развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  3. воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Задачи урока:

  • обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц».
  • формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Оборудование : Учебник  для 5 класса ,Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., классная доска,  компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке.

Доброе утро, ребята! Соберите тетради с выполненной домашней работой и раздайте проверенные (по одному ученику из каждого ряда собирают тетради, один ученик раздает рабочие тетради). Открываем тетради, записываем число.

На доске записаны слова цирк, лекция, огурцы, Синицын, цыпленок.(Слайд 2)

Гербарий, лесные полосы, предлагать, росточек, произрастать, выставка, разрастаются, выращенный сад, загорала, притворишь.

  1. Повторение изученного материала, актуализация знаний

-Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?(О-Ё в корне после шипящих)

-Расскажите мне правило написания о-ё в корне после шипящих.

-Назовите слова-исключения.

1.Цифровой диктант.

Делим страницу на два столбика  - ё  |  о   ,и записываем цифру ,под которым слово диктовалось, в соответствующий столбик.(Слайд 3)

1)Решётка, 2)шорох, 3)щётка, 4) чёрный, 5)шов, 6)расчёт, 7)капюшон, 8)жёлтый, 9)пчёлы, 10)шомпол, 11)крыжовник, 12)щёлкать, 13)ожог (руки).             Ё- 1,3,4,6,8,9,12

                        О-2,5,7,10,13

2.Орфографический диктант с последующей взаимопроверкой. 

     Записываем слова под диктовку через запятую, выделяем орфограммы. Затем взаимопроверка, ставят оценки в тетради.

 Возраст, шёлк, разложить, заросли, слагаемое, крыжовник, росток, чёрточка, Ростов, творить, шёпот, жёрдочка, шоколад, шов , жёлтый, чёрный, шоссе, щёголь, шорты, шофёр, чёлка.

  1. Изучение нового материала

-Ребята, есть еще орфограмма, правописание которой нам нужно обязательно знать. О ней мы сегодня будем говорить. Послушайте стихотворение , и будьте внимательны

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на ц
имбалах, 
На мотоц
икле разъезжал,
И ц
ифр он знал немало.
Он из ц
илиндра доставал 
Морковь и огурц
ы
И только одного не знал
Где пишут Ц
И, где ЦЫ?(Слайд 5)

(Словарная работа(слайд 4) : цимбалы – музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками)

- Цыпленок не знал. А вы знаете?

Произнесите слова, которые записаны на доске ( записать слова цирк, лекция, огурцы, Синицын, цыпленок на доске перед уроком)

-Какие звуки слышатся во всех словах?(цы)

-А посмотрите, как написано(цы и ци)

-А почему? Вот наша задача- разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда- И

Итак, давайте сформулируем тему урока.

А теперь посмотрите внимательно на слова и те части слов, где находятся наши И,Ы. Попробуйте сформулировать сами правило, а если возникнут трудности, я помогу (дети формулируют правило).

-Ребята, почти каждое правило, как вы уже заметили, не обходится без исключений. В нашем случае их пять: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц. Но чтобы проще было запомнить , составим предложение из слов-исключений: Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»(Слайд 6)

А теперь откроем учебник на с.39и прочитаем правило, так ли мы сформулировали правило.

Сейчас обратимся к упр.461 с.39

Давайте запишем наше правило в виде таблицы(Слайд 7)

И

Ы

1.͡и (цирк, цилиндр)

2.на   –ция (лекция, информация)

1.□-ы,ый (царицы, куцый)

2.^ -ы (лисицын)

3. слова-исключения (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц)

 Давайте еще раз вместе повторим правило.

Объяснительный диктант (слайд 8)

 (записывают словосочетания и объясняют сразу, выделяя орфограмму карандашом)

Получить консультацию, написать цифры, прослушать лекцию, вырастить цыплят, заболеть цингой, встать на цыпочки, выращенная акация, расположиться на циновке, показалась из-за жёлтой дверцы, цыганская песня, любить цирк, купил расчёску и ножницы.

Цинга-болезнь десен, возникшая при отсутствии витаминов в пище

Циновка-изделие, сплетённое из соломы, тростника. Употребляется как подстилка, упаковочный материал

-Какие недавно пройденные орфограммы вы встретили в данных словосочетаниях?

  1.  Закрепление изученного материала

                 1.Упр.462,с.40

Куцый – короткий, обрубленный (о хвосте), например, куцый хвост.

Дикция – произношение, манера произносить слова, звуки

 НА доске написать ЦЕПЬ – ЦЕПОЧКА

-Какой звук вы слышите в слове ЦЕПЬ после буквы Ц?

А когда мы образовываем от этого слова родственное, например, ЦЕПОЧКА, тогда какой вы слышите звук после Ц?

Так как в безударном положении гласный, Е после Ц слышится неотчётливо. Но стоит поставить её под ударение, мы услышим[э]

Вы будете встречаться с подобными словами, будьте внимательны. Нужно уметь отличать слова, где гласный после Ц можно проверить ударением. (работа с учебником, упр464,с40)

                      2. Распределительный диктант (Слайд 9)

Делим страницу на два столбика-  И  |  Ы  

Слова распределяем по столбиком в зависимости от написания гласной. Затем проверяем.

Циркуль, лестницы, курицын, акация, цифры, демонстрация, белолицый, улицы, цыганский, информация, щипцы, станция, овцы, сестрицын, на цыпочках, цинк, цыплёнок, огурцы, цитата.

                3. Физкультминутка (слайд 10)

Встали с мест, спинки разогнули, плечики расправили.

-Если слово с буквой И после Ц – поднимаем правую руку, если Ы – левую руку.

Цыган , милиция, акация, нарцисс, ножницы, цитрус, сестрицын, улицы, панцирь, на цыпочках.

               4.Работа «минутка редактора» (Слайд 11)

-Теперь садимся на свои места, так как к  нам пришло письмо от Незнайки, и нам нужно узнать, о чем он нам пишет.

     Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.                                         

                                                                         Незнайка.

Словарная работа(слайд 12)

Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.

Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.

Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.

  Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот

-Правильно ли записаны все слова в письме Незнайки? Давайте проверим и исправим ошибки, если они будут.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

-Какую тему мы изучили сегодня на уроке?

-В каких случаях мы пишем И после Ц? Когда пишем Ы?

-Назовите слова исключения.

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-С каким настроением работали?

- Что вызвало затруднение?

  1. Домашнее задание(слайд 13)

1)        Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»

2)        Выполнить упражнение № 465,с.40,зад. к упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен прилагательных"

Урок изучения нового материла. Тема "Буквы о-ё после шипящих  в окончаниях  имен прилагательных"  Урок разработан с учетом особенностей детей с задержкой психического развития детей...

Конспект урока по русскому языку 5-м классе по теме "Правописание букв ы-и после ц" .

Образовательные задачи:   ·         Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;·...

Конспект урока по русскому языку 5-м классе по теме "Правописание букв ы-и после ц"

Тема : Правописание букв ы-и после ц. Образовательные задачи:   ·         Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;·...

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...