урок развития речи в 6 классе по теме "Описание помещения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Развитие речи. Описание помещения
Предмет русский язык
Класс 6
Цели: дать представление об интерьере, его типах и элементах; показать роль интерьера в жизни человека, в произведениях живописи и литературы; развивать навыки анализа текста, владения разными типами речи (описание, рассуждение), наблюдательность.
Задачи: создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты | ||
Предметные: понимание значения термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль. | Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи | Личностные: фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку.
|
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- интерактивная доска;
- толковый словарь;
- учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opis.pomeshch.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи. Описание помещения
Предмет русский язык
Класс 6
Цели: дать представление об интерьере, его типах и элементах; показать роль интерьера в жизни человека, в произведениях живописи и литературы; развивать навыки анализа текста, владения разными типами речи (описание, рассуждение), наблюдательность.
Задачи: создать условия для отработки умения обучающихся составлять описание помещения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты | ||
Предметные: понимание значения термина интерьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях искусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль. | Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи | Личностные: фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку. |
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- интерактивная доска;
- рабочий лист ученика;
- толковый словарь;
- учебник.
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
I. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Орфографическая работа | Проверка выполнения домашнего задания. Словообразование | Организует проверку выполнения домашнего задания учащимися. - Какие морфемы вы использовали для образования новых слов? - Слова какой части речи у вас получились? | проверяют в парах | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); | |
II. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:
| Организует учащихся к уроку через проблемный вопрос. - Посмотрите вокруг. Что вы видите, кроме своих одноклассников и учителя? - Как бы вы описали класс, в котором мы сейчас находимся? - Как называется внутренняя часть здания, пространство помещения и его убранство? | Настраиваются на плодотворную работу. Отвечают на вопросы учителя. Записывают тему урока «Описание помещения». | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) | |
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Компетентностно - ориентированное задание. Работа с текстом | Чтение & 32, стр. 92. Изучение теоретических сведений, составление схемы. | Организует беседу, консультирует учащихся. | Чтение текста параграфа, составление схемы. | Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой информации; – подведение под понятие) Коммуникативные | |
Презентация | Сопоставление составленных таблиц с материалом ЭОР. | Организует беседу, консультирует учащихся - Встречались ли вам описания помещения в литературе? -Что интерьер может рассказать о героях произведения? Интерьер – важное средство характеристики героев не только в художественной литературе, но и в живописи. | Сопоставляют записи в рабочих листах с таблицей. Рассказ И.С.Тургенева «Муму»; На иллюстрации В.М.Васнецова к народной сказке «Царевна-лягушка». О привычках героев, их характере, роде занятий. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) | ||
Работа по теме урока | Работа с текстом. Грамматико-орфографическая работа | Упр. 164, стр. 92. Упр. 165, стр.93. | Консультирует учащихся. Основная мысль текста: Герасим – недюжинный человек. Чтобы раскрыть эту мысль, автор описывает его жилище. Такому богатырю отвели каморку на кухне. Теснота помещения контрастирует с ростом и силой героя. Детали интерьера соответствуют богатырскому сложению Герасима (кровать из дубовых досок, истинно богатырская кровать, гипербола, эпитеты). Интерьер говорит не только об основательности Герасима, но и о его самостоятельности, привычке полагаться на себя и делать всё самому. Неё Богатырскую, столик. I.Уронит – глаг. (что сделает?) II.Н.ф. – уронить, сов.в., II спр., в ед.ч., в наст.вр., в 3-м лице. III. Герасим (что сделает?) уронит. Интерьер дома-музея В.М.Васнецова отражает его вкусы, интересы, пристрастия. Художник был поклонником русской старины, это отразилось не только в его творчестве, но и в образе жизни, в облике и убранстве его дома: в старинных вещах, предметах мебели, декоративных элементах. | - читают текст - определяют основную мысль - определяют как обстановка характеризует её хозяина -выполняют фонетический, морфемный и морфологический разбор слов. | Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям) Коммуникативные Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; – самостоятельное создание алгоритмов деятельности; – доказательство) | |
Ответы учащихся | Комментирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения | Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание | Коммуникативные Познавательные Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) | |||
Словарная работа | Каморка, богатырь, дощатый, орнамент. | Комментирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения | ||||
Закрепление знаний | Грамматико-орфографическая работа | Упр. 166, стр.94. | Комментирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения. «Сияние осени», «Свет осенних листьев» Элементы описания комнаты: бревенчатый потолок, освещённый светом из окна; страницы книг на столе. Освещал, неподвижный, сбросил. Серым, ровным, жёлтым, шёл, бревенчатый (брёвна), солнечный(чк/чн), светили(свет), листья(ь), ночь(ь), лежала(лёжа), сияние(синь), казались(кажется), страницы(словар.) | - озаглавливают текст - выписывают выделенные слова и обозначают значимые части слов. -выписывают слова с пропущенными буквами и со скобками. | установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное по-строение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | |
V. Подведение итогов, рефлексия | Беседа | Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? | Организует работу | Делают вывод о том, что такое интерьер. | Регулятивные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – формулирование и аргументация своего мнения. Личностные – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |
VI. Домашнее задание (дифференцированное) | Мини-проект | Сочинение-описание интерьера своей комнаты с иллюстрацией (на альбомном листе). Упр. 167, стр. 94, & 32. | Комментирует выполненное задание. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...