Элективный курс "Наши имена"
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе, т.е. после изучения таких разделов основного курса по русскому языку, как «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография». Знание особенностей образования собственных имён, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять в речи эту категорию слов, но и поможет воспитать у них навыки культуры общения. Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_nashi_imena.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения элективного курса «Наши имена»:
- активизация интереса к лингвистическим знаниям через знакомство с ономастической лексикой
- знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;
- рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией, литературой);
- развитие интереса учащихся к своему имени, его происхождению, к истории названий городов, сёл, рек и т.д.;
- приобщение к поисковой деятельности, развитие собственных познавательных сил;
- анализ неразрывной связи народа с его языком, отражённым в собственных именах, воспитание патриотических чувств.
Задачи организации учебной деятельности:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие ассоциативного мышления учащихся;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- овладение ономастической терминологией и некоторыми теоретическими вопросами;
- приобщение учащихся к поисковой деятельности.
Основные учебные цели: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку (ономастике), социализация учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Собственные имена существительные составляют один из самых многочисленных, но всё ещё слабо изученных пластов словарного состава любого языка. С этим большим и необычным языковым материалом (наименования людей, географические названия, названия космических объектов, народов, мифических существ, клички животных, названия разнообразных произведений материальной и духовной культуры, персонажей художественной литературы и устного народного творчества) учащиеся встречаются на каждом шагу – в школе и дома, - и он обычно вызывает у них живейший интерес.
Личные собственные имена людей (антропонимы), географические названия (топонимы), названия племён и народов (этнонимы) и т.д. в сжатой форме содержат память народа: познание им окружающей природы, этапы развития общественной мысли, социальных отношений, отголоски древнейших миграций и межплеменных контактов, эволюцию орудий труда, строительной и военной техники и т.д.
Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе, т.е. после изучения таких разделов основного курса по русскому языку, как «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография». Знание особенностей образования собственных имён, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять в речи эту категорию слов, но и поможет воспитать у них навыки культуры общения.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения элективного курса «Наши имена» учащиеся должны
знать:
- основные понятия ономастики;
- отдельные факты из истории топонимов родного края;
- основные понятия литературной ономастики;
уметь:
- работать с ономастическими словарями (ономастиконами);
- различать виды имён собственных в зависимости от обозначаемого объекта;
- правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи;
- вести поисковую, исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;
- анализировать функционально-семантические особенности имён собственных в произведениях русских поэтов и прозаиков.
Тематическое планирование уроков элективного курса «Наши имена»
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Из них | ||
Теоретическая часть | Проверочные работы | Контрольные работы | |||
1 | Ономастика как наука | 3 | 2 | 1 | - |
2 | Имя человека | 9 | 7 | 1 | 1 |
3 | Географические названия | 9 | 5 | 1+2 | 1 |
4 | Названия звёздного неба | 5 | 3 | 1 | 1 |
5 | Имена литературных персонажей | 5 | 4 | 1 | - |
6 | Другие разряды собственных имён | 2 | 1 | - | 1 |
7 | Заключение | 1 | 1 | - | - |
ИТОГО | 34 | 23 | 5+2 | 4 |
Содержание программы
№ п/п | Раздел программы | Содержание, основные понятия | Знания и умения учащихся | Виды деятельности учащихся |
1 | Ономастика как наука | Ономастическая наука. Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. Ономастика и другие науки. Межредметные связи: имена собственные и литература, география, история, астрономия | Учащиеся должны знать, что такое ономастика как наука и как совокупность собственных имён
Учащиеся должны уметь правильно определять разряды имён собственных, грамотно использовать их в собственной речи | Участие в эвристической беседе. Работа со справочной литературой. Составление опорного конспекта, понятийных словарей |
2 | Имя человека | Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов. Сходство и различие в системах именования человека у разных народов. Русская трёхчленная модель именования (фамилия, имя, отчество и её происхождение). История русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Имена византийско-греческого происхождения. Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам. Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные. Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события. Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные. Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств. Правописание, произношение антропонимов. Использование антропонимов в речи. Уместность использования конкретных моделей и форм антропонимов при именовании человека и культура речи | Учащиеся должны знать, что такое антропонимы, историю русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Учащиеся должны уметь находить сходство и различие в системах именования человека у разных народов, склонять русские и иноязычные фамилии, имена, отчества, правильно писать, произносить антропонимы, грамотно использовать их в собственной речи | Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др. Создание буклетов, презентаций. Практическая работа с собственным именем, творческая работа, презентации |
3 | Географические названия | Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия. Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор, долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы. Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов. Разная языковая принадлежность топонимии современной России. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г. Паустовский.) Исторические названия – памятники нашей культуры. Региональные микротопонимы. Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п. Орфография и орфоэпия топонимов | Учащиеся должны знать, что такое топонимы, орфографию и орфоэпию топонимов. Учащиеся должны уметь различать виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта, региональные микротопонимы, правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи | Собирание материала для творческой работы. Составление вопросов для викторины и кроссвордов. Сообщения учащихся на примере краеведческого материала. Обработка собранных материалов (фото- и видео). Исследования учащихся. Оформление альбомов и карт. Подготовка докладов, рефератов, индивидуальных проектов |
4 | Названия звёздного неба | Понятие о космониме. Космоним, космонимия, космонимика. Имена-космонимы. Предметы околоземного и космического пространства, обозначаемые собственными именами-космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного неба. Номинация космических объектов. Принципы называния (номинации) космических объектов. Мифы и легенды о происхождении космонимов. Русские (славянские) и заимствованные названия. Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба. Научная и народная космонимия. Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в народной космонимии истории народа, его языка и культуры | Учащиеся должны знать, что такое космонимы, мифы и легенды о происхождении космонимов Учащиеся должны уметь правильно номинировать космические объекты, правильно писать, произносить космонимы, грамотно использовать их в собственной речи. | Совместная творческая деятельность (создание буклета, газеты, листовки, презентации) для родительского собрания. Изучение мифов и легенд. Исследовательская работа. Работа со словарем |
5 | Имена литературных персонажей | Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Зависимость литературной ономастики (антропонимии, топонимии и т.д.) от реальной ономастики. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа. Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок | Учащиеся должны знать своеобразие имени собственного в художественном произведении, эстетические функции, использования в выразительно-изобразительных и стилистических целях Учащиеся должны уметь правильно писать, произносить имена основных персонажей произведений русских писателей, грамотно использовать их в собственной речи | Самоанализ и коллективное рецензирование практических и творческих работ Подготовка к защите проекта |
6 | Другие разряды собственных имён | Другие разряды собственных имен: Названия народов, племен и иных этнических общностей (этнонимы), названия мифических существ – богов, демонов (теонимы), клички животных (зоонимы), названия предметов материальной и духовной культуры: кораблей, поездов, театров, произведений литературы и искусства, исторических событий, научных и культурных программ, атмосферных явлений: тайфунов, ветров, морских течений и т.д. (ктематонимы) | Учащиеся должны знать такие разряды имен собственных, как этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы Учащиеся должны уметь правильно писать, произносить этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы, грамотно использовать их в собственной речи | Собирание материала для творческой работы |
7 | Заключение | Крупнейшие представители русской ономастической науки. А.М.Селищев, В.К.Чичагов, В.А.Никонов, О.Н.Трубачев, Э.М.Мурзаев и др. | Учащиеся должны знать имена крупнейших представителей русской ономастической науки | Сообщения учащихся. Анализ публикаций представителей русской ономастической науки |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы занятия | Кол-во часов |
I | Ономастика | |
1 | Ономастика как наука и как совокупность собственных имен. Разряды имен собственных: антопонимы, топонимы, космонимы, энтонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы | 1 |
2-3 | Ономастика и другие науки. Межпредметные связи при изучении ономастики в школе: имена собственные и литература, география, история, астрономия | 2 |
4-5 | Познавательный и идейно-воспитательный потенциал науки о собственных именах. Крупнейшие представители русской ономастической науки: А.М. Селищев, В.К. Чичагов, В.А. Никонов, О.Н. Трубачев, Э.М. Мурзаев и др. | 2 |
II | Имя человека | |
6 | Понятие об антропониме (собственном имени человека), антропонимии (собственности антропонимов) и антропонимике (науке об антропонимах). Сходство и различие в системах именования человека у разных народов. Русская трехчленная модель именования (Фамилия, имя, отчество), ее происхождение | 1 |
7-9 | История русских имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Имена византийско-греческого происхождения, их состав по языкам-источникам. Состав современных мужских и женских русских личных имен: традиционные церковные, календарные) имена, новые имена, имена-заимствования. Мотивы выбора имен для новорожденных | 3 |
10 | Формы личных имен: имена полные (официальные, паспортные), сокращенные, ласкательные, пренебрежительные; их стилистическая окраска | 1 |
11-13 | Склонение русских и иноязычных фамилий, имен, отчеств. Правописание и произношение антропонимов. Уместность использования конкретных моделей, а также форм антропонимов при именовании человека | 3 |
III | Географические названия | |
14-15 | Понятие о топониме, топонимии. Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта: названия рек, озер, морей и др. (гидронимы), названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа (оронимы), названия городов, сел, деревень (ойконимы) | 2 |
16 | Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п. (микротопонимы) | 1 |
17 | Разновременность возникновения дошедших до нас топонимов. Разная языковая принадлежность топонимов современной России | 1 |
18-19 | Исторические названия – памятники нашей культуры. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народнопоэтического оформления» (К.Г. Паустовский) | 2 |
20-21 | Слово на карте родного края. Имя нашего дома (название города, улицы). Орфография и орфоэпия топонимов | 2 |
IV | Названия звездного неба | |
22-23 | Понятие о космониме, космохимии, космониматике. Предметы околоземного и космического пространства, обозначаемые собственными именами-космонимами: звезды (например, Полярная звезда), созвездия (Большая Медведица, Орион), планеты (Венера, Меркурий), кометы, астероиды и другие объекты звездного неба | 2 |
24 | Научная космонимия, ее связь с астрономией. Народная космонимия, отражение в ней истории народа, его языка, культуры. Принципы называния (номинации) космических объектов | 1 |
25-26 | Происхождение основных космонимов русского языка. Русские (славянские) и заимствованные названия. Мифы и легенды о происхождении русских и иноязычных научных и народных космонимов | 2 |
27 | Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских, отечественных и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звездного неба | 1 |
V | Имена литературных персонажей | |
28 | Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика | 1 |
29 | Имена основных персонажей произведений русских писателей. Эстетическая функция литературных имён, использование их в выразительно-изобразительных и стилистических целях | 1 |
30 | Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа. Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок | 1 |
VI | Другие разряды собственных имен | |
31-32 | Другие разряды собственных имен: Названия народов, племен и иных этнических общностей (этнонимы), названия мифических существ – богов, демонов (теонимы), клички животных (зоонимы), названия предметов материальной и духовной культуры: кораблей, поездов, театров, произведений литературы и искусства, исторических событий, научных и культурных программ, атмосферных явлений: тайфунов, ветров, морских течений и т.д. (ктематонимы) | 2 |
33-34 | Итоговые занятия. Защита проектов | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"
Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В хо...
Программа элективного курса "Имею право"
Программа элективного курса по обществознанию и праву "Имею право" для учащихся 9 классов....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ «Новые литературные имена Пермского края »
Каждое слово хочет, чтобы его сказали....
элективный курс для 9 класса "Имею право"
в современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство....
Элективный курс для 9-х классов "Я имею право..."
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. В нем содержится материал о правовой грамотности и способах защиты прав несовершеннолетних....
Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно
Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классахУзнать как можно больше о своем имени и его значении....
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...