Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классах
Узнать как можно больше о своем имени и его значении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно
Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классах
Задачи: пробудить интерес к истории происхождения своего имени; вызвать эмоциональный отклик, стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных; помочь осознать высокий нравственный смысл имени.
Опорные слова, выражения: Имя, фамилия, отчество, тайна имени, создавать себе доброе имя, клянусь именем, испытывать гордость за свое имя
Подготовка
*Узнать как можно больше о своем имени; прочитать книги, в названиях которых используются имена героев;
* Сочинить и разучить именные частушки про своих сверстников;
* Составить кроссворды или викторины с использованием различных имен, подобрать загадки, где встречаются имена;
* Прочитать сказку Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»
Оформление: столы, накрытые скатертями, свечи, на доске запись
Имена, имена, имена
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна. С. Маршак
Ход занятия
1.Вспомним сказку английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях и прочитаем отрывок из сказки»Алиса в Зазеркалье»э
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
- Конечно нет,- растерянно сказала Алиса.
-Не знаю, не знаю,- пробормотал Комар.- Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит:»Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там».
Догадались ли вы, о чем пойдет речь на занятии?
2.Знакомство с лексическим значением слова ИМЯ.
Запись на доске: «Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении. ИМЯ - рекло, нарок, название, прозвище, прозвание, проименование, кличка».
3.Рассказ о возникновении имен. В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни. Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качество людей; особенности их характера , поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В древней Руси широко встречались такие имена, как Неждан ( т.е. человека, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый),Рябой, Кривой, Волк, Кот, Жук и т.д.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Большаков, Первухин, Буянов, Волков и т.д.
Прошу учащихся представиться: произнести свою фамилию, имя, отчество.( что позволит убедиться в правильности сказанного учителем)
3. Выяснение у ребят, знают ли они, для чего необходимо имя.
Дополнение их ответов своим рассказом:
- Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке ,- это то, что « в воде не тонет и в огне не горит».Доброго , уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т.е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь. Именами ( фамилиями) уважаемых , заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.
Учащиеся приводят примеры.
4.Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей:
- Меня зовут Алиса, и я …
- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил ее Шалтай.- Что оно означает?
Рассказ о происхождении и значении имен детей .(Обращение к газете «ИМЕНА, ИМЕНА, ИМЕНА»)
О роли имени говорят и русские народные пословицы…
* В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
*С именем Иван, а без имени болван.
* Без имени ребенок- чертенок.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
5.Полные и неполные имена.
6. Выяснение у ребят, знакомы ли они со словом ТЕЗКИ
ТЕЗКИ- люди, которые носят одинаковые имена
Чтение ст. З.Александровой «Восемь Тань»
7. ИМЕНИНЫ.ИМЕНИНИК. В древности, да и сейчас, имянаречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин.
8.Знакомство со словом ОТЧЕСТВО.
9. Проблема выбора имени.
Стихотворение С. Я.Маршака «В защиту детей»
Обсудив содержание стихотворения ,дети делают вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.
Имя не должно вызывать неприятных ассоциаций. Пусть день рождения ,день именин станет для каждого из вас настоящим праздником. Пусть каждый носит свое имя с гордостью и с удовольствием!
10.Ребята нашли много примеров использования имен собственных в малых жанрах фольклора
Ребята отгадывают загадки, вспоминают сказки, считалки, скороговорки, поют частушки.
Дополнительный материал к занятию.
Загадки. У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка-
Держит две косички (Бант)
Стоит Алена- платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Березка)
Стоит Филат, на нем сто лат. (Капуста)
Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая.(Гриб)
На лесной поляне
Красуется Татьяна;
Сарафанчик аленький
Да в белые крапинки. (Земляника)
Скороговорки.
Боря Ире дал ириску, Варя варит, Жора жарит,
Ира Боре- барбариску. Петя песенки поет.
Марина грибы мариновала, Все бусы склевали по бусинке гуси.
Марина малину перебирала. Вася косит косилкой свежий овес.
Приготовила Лариса Прохор ехал в Харьков,
Для Бориса суп из риса. Захар- из Харькова.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
Перечень пословиц и поговорок.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Голодному Федоту и репка в охоту.
Знают Фоку и сзади и сбоку.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Каков Пахом, такова и шапка на нем.
Наш Филат не бывает виноват.
Занимательные игры.
*Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой. (Имя)
*Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? ( Коля- Оля, Вася – Ася)
*В каком имени пол Я? ( Поля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Их имена носят наши улицы..."
Презентация к классному часу посвященная 70-летию освобождения Матрыновского района от немецко-фашистских захватчиков....
«Ведь наша встреча вовсе не случайна»!!!
Сочинение «Ведь наша встреча вовсе не случайна...» написано ученицей 9 класса Юдиной Анастасией после встречи с поэтом, пресс-атташе баскетбольного клуба "Надежда", выпускницей нашего учеб...
Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)
Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно"
сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно" можно использовать в 5-11 классах. Проводится классный час вместе с родителями, которые готовят рассказы о выборе им...
Познавательно-конкурсная программа, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов «Их имена в наших сердцах»
Познавательно-конкурсная программа, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов «Их имена в наших сердцах» Цель: воспитывать патриотические чувства у подростков, ...
Воспитательно-образовательный проект "Их имена, носят улицы нашего города"
Данное мероприятие проведено в рамках Недели Истории и обществознания, в рамках подготовки к 75-ти летию Великой Победы...