Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Счастливцева Любовь Владимировна

 

Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классах

Узнать как можно больше о своем имени и его значении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно

Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классах

Задачи: пробудить интерес к истории происхождения своего имени; вызвать эмоциональный отклик, стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных; помочь осознать высокий нравственный смысл имени.

Опорные слова, выражения: Имя, фамилия, отчество, тайна имени, создавать себе доброе имя, клянусь именем, испытывать гордость за свое имя

Подготовка

   *Узнать как можно больше о своем имени; прочитать книги, в названиях которых используются имена героев;

* Сочинить и разучить именные частушки про своих сверстников;

* Составить кроссворды или викторины с использованием различных имен, подобрать загадки, где встречаются имена;

* Прочитать сказку Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

Оформление: столы, накрытые скатертями, свечи, на доске запись

      Имена, имена, имена

      В нашей речи звучат не случайно.

      Как загадочна эта страна,

      Так и имя – загадка и тайна. С. Маршак

 

            Ход занятия

1.Вспомним сказку  английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях и прочитаем отрывок из сказки»Алиса в Зазеркалье»э

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Конечно нет,- растерянно сказала Алиса.

-Не знаю, не знаю,- пробормотал Комар.- Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит:»Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там».

Догадались ли вы, о чем пойдет речь на занятии?

2.Знакомство с лексическим значением слова ИМЯ.

Запись на доске: «Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении. ИМЯ - рекло, нарок, название, прозвище, прозвание, проименование, кличка».

3.Рассказ о возникновении имен.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни. Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качество людей; особенности их характера , поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В древней Руси широко встречались такие имена, как Неждан ( т.е. человека, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый),Рябой, Кривой, Волк, Кот, Жук и т.д.

Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Большаков, Первухин, Буянов, Волков и т.д.

 Прошу учащихся представиться: произнести свою фамилию, имя, отчество.( что позволит убедиться в правильности сказанного учителем)

3. Выяснение у ребят, знают ли они, для чего необходимо имя.

Дополнение их ответов своим рассказом:

- Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке ,- это то, что « в воде не тонет и в огне не горит».Доброго , уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными».

В разных концах Земли принято клясться своим именем, т.е. убеждать  другого в правоте того, о чем говоришь. Именами ( фамилиями) уважаемых , заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.

Учащиеся приводят примеры.

4.Обратимся еще раз к сказке  про Алису и ее друзей:

- Меня зовут Алиса, и я …

- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил ее Шалтай.- Что оно означает?

Рассказ о происхождении и значении имен детей .(Обращение к газете «ИМЕНА, ИМЕНА, ИМЕНА»)

О роли имени говорят и русские народные пословицы…

* В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.

*С именем Иван, а без имени болван.

* Без имени ребенок- чертенок.

Хорошо там и тут, где по имени зовут.

 5.Полные и неполные имена.

 6. Выяснение у ребят, знакомы ли они со словом ТЕЗКИ

ТЕЗКИ- люди, которые носят одинаковые имена

Чтение ст. З.Александровой «Восемь Тань»

7. ИМЕНИНЫ.ИМЕНИНИК. В древности, да и сейчас, имянаречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем  того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин.

8.Знакомство со словом ОТЧЕСТВО.

9. Проблема выбора  имени.

Стихотворение С. Я.Маршака «В защиту детей»

Обсудив содержание стихотворения ,дети делают вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

Имя не должно вызывать неприятных ассоциаций. Пусть день рождения ,день именин станет для каждого из вас настоящим праздником. Пусть каждый носит свое имя с гордостью и с удовольствием!

10.Ребята нашли много примеров использования имен собственных в малых жанрах фольклора

Ребята отгадывают загадки, вспоминают сказки, считалки, скороговорки, поют частушки.

 

                      Дополнительный материал к занятию.

Загадки. У маленькой Катюшки

               Уселся на макушке

               Не мотылек, не птичка-

               Держит две косички    (Бант)

Стоит Алена- платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.   (Березка)

Стоит Филат, на нем сто лат. (Капуста)

Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая.(Гриб)

На лесной поляне

Красуется Татьяна;

Сарафанчик аленький

Да в белые крапинки. (Земляника)

Скороговорки.

Боря Ире дал ириску,              Варя варит, Жора жарит,

Ира Боре- барбариску.            Петя песенки поет.

 

Марина грибы мариновала,         Все бусы склевали  по бусинке гуси.

Марина малину перебирала.        Вася косит косилкой свежий овес.

Приготовила Лариса                    Прохор ехал в Харьков,

Для Бориса суп из риса.              Захар- из Харькова.

А Борис  Ларису

Угостил ирисом.

             Перечень пословиц и поговорок.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Голодному Федоту и репка в охоту.

Знают Фоку и сзади  и сбоку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Каков Пахом, такова и шапка на нем.

Наш Филат не бывает виноват.

Занимательные игры.

*Что принадлежит только тебе, а употребляется  чаще другими, чем тобой. (Имя)

*Если от имени мальчика отнять  букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? ( Коля- Оля, Вася – Ася)

*В каком имени пол Я? ( Поля)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Их имена носят наши улицы..."

Презентация к классному часу посвященная 70-летию освобождения Матрыновского района от немецко-фашистских захватчиков....

«Ведь наша встреча вовсе не случайна»!!!

Сочинение «Ведь наша встреча вовсе не случайна...» написано ученицей 9 класса Юдиной Анастасией  после встречи с поэтом, пресс-атташе баскетбольного клуба "Надежда", выпускницей нашего учеб...

Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)

Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....

сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно"

сценарий классного часа "Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно" можно использовать  в 5-11 классах. Проводится классный час вместе с родителями, которые готовят рассказы о выборе им...

Познавательно-конкурсная программа, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов «Их имена в наших сердцах»

Познавательно-конкурсная программа, посвященная  Дню памяти воинов-интернационалистов «Их имена в наших сердцах» Цель: воспитывать патриотические чувства у подростков, ...

Воспитательно-образовательный проект "Их имена, носят улицы нашего города"

Данное мероприятие проведено в рамках Недели Истории и обществознания, в рамках подготовки к 75-ти летию Великой Победы...