Элективный курс для 9-х классов "Я имею право..."
элективный курс по праву (9 класс) по теме
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. В нем содержится материал о правовой грамотности и способах защиты прав несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования МУ «Город Вуктыл»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г. В. Кравченко»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Я ИМЕЮ ПРАВО…»
для 9-х классов
Автор программы:
Учитель истории и
обществознания
Терехова И. А.
Вуктыл, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правовое образование - одна из многочисленных задач современной школы. Наши дети, разумеется, не все станут юристами, но вследствие невероятной популярности этой профессии правовое образование в школе часто приобретает характер подготовительных курсов для поступающих в вузы. Отсюда низкий коэффициент полезного действия изучения основ права. Правовое знание должно даваться через призму прав человека. Самосознание через постижение формулы «правообязанность - право» должно стать духовной «плотью и кровью» учащихся
Таким образом, создание курса «Я имею право…» вызвано необходимостью повышения уровня гражданско-правового образования школьников, поскольку тема прав человека имеет ярко выраженный граждановедческий, образовательно-воспитательный потенциал. Учебно-воспитательная работа с тематикой прав человека способствует формированию активной гражданской позиции учащихся.
В современной Российской действительности формирование правового сознания учащихся приобретает сверактуальное значение и не может ограничиваться исследованиями и коррекцией социально- правового положения школьников избежать необоснованных правовых реакций. Важно на начальной стадии ввести учащихся в мир обычного и «собственно» права, что позволит сформировать адекватные социально- правовые представления и выработать правовую рефлексию.
Элективный курс «Я имею право…» призван, в соответствии с возрастными особенностями, информировать учащихся об их основных правах, вызвать понимание ценности своей личности, воспитывать гражданина в духе уважения праву и свобод других людей.
Целью курса является формирование у учащихся систему правовых знаний и воспитании принципов предупреждения правонарушений с их стороны.
Задачи: 1) знакомство учащихся с основными принципами права;
2) формирование уверенности в ценности прав и свобод человека, а также возможности их защиты;
3) получение учащимися навыков анализа реальных ситуаций и принятия решений.
Отличительной особенностью курса является его практическая направленность. Он предполагает работу не только в форме усвоения знаний и определений, сколько работу, которая строится на эмоциональной включенности в учебный материал, на получении опыта осмысления жизненных ситуаций.
Уроки развития правовых знаний предполагают несколько типов заданий и работы с учащимися. Это: теория, групповое обсуждение проблемы, игры, творческие задания и др.
Курс рассчитан на 15 часов в 9 классе. Интенсивность- 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п./№ | Название темы | Лекции (кол-во часов) | Практические занятия (кол-во часов) |
1 | Введение в курс «Я имею право…» | 1 | |
2 | Правовой статус несовершеннолетних и система защиты прав несовершеннолетних Практическая работа « Деятельность правоохранительных органов (комиссия по делам несовершеннолетних)» | 1 | 1 |
3 | Несовершеннолетний как субъект семейного права и профилактика насилия в семье Решение практических задач (диспут) | 1 | 1 |
4 | Гражданские права и свободы несовершеннолетних и предупреждение их нарушения Решение практических задач (деловая игра) | 1 |
1 |
5 | Особенности административной защиты прав несовершеннолетних Решение практических задач (диспут) | 1 | 1 |
6 | Несовершеннолетний как субъект уголовно - правовых отношений Практическая работа «Деятельность правоохранительных органов (ГППН)» | 2 | 1 |
7 | Судопроизводство в отношении несовершеннолетних | 1 | |
9 | Итоговое занятие: выполнение и защита проектов | 2 | |
Всего: 15 | 9 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1
Введение в курс «Я имею право…»
Общее понятие права. Международно-правовые стандарты во Всеобщей Декларации прав человека, в Европейской конвенции прав ребенка.
Тема 2
Правовой статус несовершеннолетних.
Понятие и виды правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Понятие и разновидности юридических гарантий прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Нормативно- правовые гарантии: конституционные, законодательные, международно-правовые, подзаконные, муниципальные. Прокурорский надзор и деятельность адвокатуры, специализированных служб и подразделений государственных органов и органов местного самоуправления. Омбудсмен по защите прав детей.
Тема 3
Несовершеннолетний как субъект семейного права и профилактика насилия в семье.
Правовой статус несовершеннолетних как субъекта семейного права. Права детей по семейному законодательству. Осуществление несовершеннолетними своих гражданских прав и свобод. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей. Основные вопросы профилактики нарушений прав детей в семье. Общая характеристика проблемы насилия в семье, жестокого обращения с детьми. Система защиты детей от насилия в семье. Право ребенка на охрану здоровья. Право ребенка на образование.
Тема 4
Гражданские права и свободы несовершеннолетних и предупреждение их нарушения.
Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Имущественные и личные неимущественные права ребенка. Имя, честь и достоинство ребенка. Эмансипация несовершеннолетних. Формы и способы нарушения прав несовершеннолетних. Система гарантий гражданских прав и свобод ребенка. Юридические гарантии. Опека и попечительство. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений гражданских прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних.
Тема 5
Особенности административных прав несовершеннолетних.
Несовершеннолетний как субъект административного права. Особенности административных правоотношений с участием несовершеннолетних. Право ребенка на труд. Административная ответственность несовершеннолетних. Субъекты, формы и способы нарушения прав несовершеннолетних при привлечении его к административной ответственности. Система гарантий прав несовершеннолетних. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений трудовых прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних.
Тема 6
Несовершеннолетний как субъект уголовно – правовых отношений.
Особенности уголовно – правовых отношений с участием несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Профилактика нарушений прав несовершеннолетних. Деятельность специализированных государственных и негосударственных органов, организаций по профилактике нарушений жилищных прав и свобод несовершеннолетних. Самозащита несовершеннолетних. Права несовершеннолетнего как осужденного. Особенности режима содержания несовершеннолетних осужденных.
Тема 7
Судопроизводство в отношении несовершеннолетних.
Особенности уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних. Формы и способы нарушения прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Роль и значение защитника в делах с участием несовершеннолетних.
Итоговое занятие
Выполнение и защита проектов. Работа в группах. Тематика: « Я имею право делать…», «Я не имею право делать», путеводитель « Если ты попал в милицию, то…» Оформление памяток для учащихся: «Я ребенок – я человек»; «Ты и школа»; «Охота на работу»; «Твои права и обязанности».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Знать:
- основы теории по данному курсу;
- основные российские и международные нормативно – правовые акты и документы, касающиеся правового регулирования положения несовершеннолетних, предупреждения правонарушений с их стороны, правосудия в отношении несовершеннолетних, несения несовершеннолетними юридической ответственности;
- принципы, формы, способы, механизмы защиты прав несовершеннолетних.
Уметь:
- использовать полученные знания на практике;
- правильно толковать свои права и обязанности;
- в случае нарушения прав и свобод несовершеннолетних обратится в соответствующие правоохранительные органы за защитой.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
- Гражданский кодекс РФ от 1996 года.
- Журнал «Основы государства и права» (2000 – 2005 гг.)
- Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
- Мушинский В. О. Основы правоведения. М.: Междунар. отношения, 1994.
- Никитин А. Ф. Словарь – справочник по праву. М.: Акалис, 1995.
- Семейный кодекс РФ от 10 апреля 2006 г.
- Трудовой кодекс РФ от 2002г.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года.
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"
Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические занятия Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...
Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"
Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В хо...
элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права"
Данное календарно-тематическое планирование элективного курса "Некоторые аспекты частного и публичного права" для 10 класса составлено с указанием элементов содержания, видов деятельности учащих...
Элективный курс "Мы и наши покупки (защита прав потребителя)"
курс разработан в 2011 году...
элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права. Часть 2".
Данная программа является продолжением элективного курса "Некоторые аспекты частного и публичного права" для 10 класса. Курс расчитан на 34 часа, 1 час в неделю....
Элективный курс "Некоторые аспекты частного и публичного права. Часть 2".
В планировании указаны элементы содержания, деятельность учащихся и формы контроля....
Программа элективного курса по правоведению."Мы в мире правил".
Знакомство с нормативно-правовыми актами ,освоение навыков и умений в области защиты своих прав....