«Морфемный разбор слова», 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Хазипова Ильмира Нургалиевна

Открытый урок по русскому языку в рамках республиканского семинара «Пути обеспечения преемственности содержания   образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_preemstvennost.docx42.16 КБ
Файл 4_klass.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 12 .12.2017

Класс: 4б

Учитель: И.Н.Хазипова

Количество обучающихся: 20

Тема урока: Разбор слова по составу

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

содержательная: формирование:

а) представления о правильном выполнении морфемного  разбора слов в соответствии с предложенным алгоритмом;

б) способности использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических задач;

деятельностная: развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, сериации;

развитие речевых способностей и потребности в совершенствовании своей речи.

.

Формы деятельности: 

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Планируемые результаты: 

Предметные результаты: научатся выполнять морфемный разбор.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, А3.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

- сохранение интереса к учебному материалу;

- формирование установок на ЗОЖ;

метапредметных результатов:

коммуникативных результатов:

-планирование ученого сотрудничества,

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

познавательных результатов:

--проявлять познавательную инициативу,

-проводить анализ, сериацию объектов,

-формулирование проблемы, постановка цели,

-использование общих приемов решения,

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме,

регулятивных:

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

- целеполагание;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-- саморегуляция.

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Организационный момент

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый.

Вы готовы? Все готовы?

Мы сейчас не отдыхаем.

Мы работать начинаем!

Повернитесь друг к другу.

Поздоровайтесь и улыбнитесь!

Желаю вам получить удовольствие от урока.

Слушают, настраиваются на урок.

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 

II.Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии..

1.Записывает на доске части слов;

по, ик, во, а, ые, онок.

2. Что вам напоминают данные части?

3.Дает понятие – морфема.

4. Раздает вперемешку морфемы и определения, дает эталон. (Приложение 1)

5. Дает задание группе - записать с морфемами слова

1.Пишут красиво в тетради части слов

2.Отвечают на вопрос.

3. Записывают определение в тетради.

4. Находят соответствия в группе, проговаривают, выступают по слайду «Я должен это знать…», проверяют по слайду

5. Составляют слова, выделяют нужную морфему, отвечают, другие группы проверяют

личностные УУД:

интерес к учебному предмету

- коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

предметные:

определять соответствие между морфемами и определениями, находить в словах морфемы

- познавательные: 

выбор оснований для сериации;

III. Выявление места и причины затруднени.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

1. Разберите мне полностью одно слово

2. Дайте мне разбор слова. А с какой морфемы надо начать?

1. Разбирают

2. Отвечают

Регулятивные:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

1.Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.

Запись на доске: «Разбор слова по составу»

2. Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)

Да, сегодня мы будем учиться делать разбор слова по составу

3. Дает им вперемешку пункты разбора. (Приложение 2)

1. Записывают тему урока на А3

2.Научиться правильно разбирать слова  

3. Составляют план в группе, выступают

- регулятивные УУД:

целеполагание;

- познавательные: 

-проявлять познавательную инициативу,

-проводить анализ объектов,

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- коммуникативные УУД: 

– формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

V. Реализация проекта

Цель:  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.  

1. Дает им эталон

1. Редактируют свой план, презентуют свое слово по плану

- регулятивные УУД: 

понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале;

 последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- предметные УУД:

выведение плана разбора слов

Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Руководит зарядкой.

Руки  вверх – суффикс, прыжок – окончание, руки вперед – приставка, приседание  - корень.

-  В слове поехать ПО – это …

Решают и выполняют.

-Выполняют  упражнение – руки вперед

личностные:

 формирование установок на ЗОЖ

- регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Полностью с вами согласна.

2. Предлагает разобрать 2-3 слова, проговаривая по алгоритму.

3. Записать слова, сделать письменный разбор.   учит, учитель, выучить, самоучка.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

4. Что объединяет эти слова?

5. А сейчас мы прочитаем сказку «Чужак».

Приготовьте выраз.чт.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Кто из родственников Воды пришёл к ней в гости?

6. Организует беседу

-Почему рассказ называется так?

- Поместите в гнездо только родственников.

-Сколько слов получилось? Почему?

7. Ребята, а знаете, как надо назвать это гнездо?

Есть такой термин «Словообразовательное гнездо». Это все однокоренные слова.

1.Отвечают, что необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

2. Разберут в группе устно по алгоритму.

3. Пишут в тетради, по цепочке разбирают слова.

Затруднений нет

4. Отвечают

5. Готовят выраз.чт., читает ученик.

6.Отвечают на вопросы

Чужак – слово «Водитель», оно не родственное.

-Работают над проектом, помещают в гнездо птичек с однокоренными словами.

-7. Воды-воду... – формы одного и того же слова.

7. Записывают на проекте.

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале;

 последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

предметные:

- применять план разбора для слов;

- познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков,

-моделирование.

VII.  Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Вы уверены в своих умениях?  

-Как проверить?

1.Самостоятельная работа (Приложение 3). 

2. Критерии.

«5» – все правильно

«4» – 4 правильных ответа,

«3» – 3 правильных ответа,

«2» – 1-2 правильных ответа.

- Кто допустил ошибки? Как поступить?

- А теперь надо доделать проект.

Да.

Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

1.Выполняю задание самостоятельно

2. самопроверку по эталону.

3.Исправляют ошибки самостоятельно, воспользовавшись эталоном.

-Выполняют работу.

-регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты деятельности.

- личностные:

сохранять интерес к учебному материалу; 

VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.

1.- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

2.- Тогда  ответьте мне на вопрос: зачем нужно уметь делать разбор слова по составу?

Составьте транскрипцию слов вода и подводник.

Подводник.

[падво́дн'ик].

3. в слове подводник пишем букву о?

4. почему?

1.Отвечают, что могут делать разбор, отличать однокоренные слова.

Да.

2.Составляют транскрипцию

3. Отвечают

4. Отвечают и записывают на А3

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Предметные:

- применять правила правописания слов, основываясь на морфемный разбор;

 

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- Какая цель была поставлена на уроке?

1.-Достигнута цель?

 

2.-Оцените свою деятельность на уроке.

 

3.Домашнее задание.

Составить словообразовательное гнездо слова «добро».

Научиться ПРАВИЛЬНО 1.отвечают: РАЗБИРАТЬ СЛОВА, ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ.  

2. оценивают

3.записывают д.з.

Познавательные:

- умение структурировать знания

Регулятивные:

- саморегуляция

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение

- оценивание качество своей и общей учебной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.

Морфема

- это часть слова.

Окончание

- это изменяемая часть слова, которая образует формы слов и служит для связи слов  в предложении.

Основа

- это  часть слова без окончания.

Корень

–  это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных (однокоренных) слов.

Приставка

– это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс

– это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

2. План  разбора слова по составу

  1. Измени слово и выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
  4. Выдели приставку (если есть). Подбери другие слова с такой же приставкой.
  5. Выдели суффикс (если есть). Подбери другие слова с таким же суффиксом.

3.    Тест «Разбор слова по составу»

1. Изменяемая часть слова это

А) окончание  Б) суффикс В) приставка Г) корень

2.В каком ряду представлены однокоренные слова?

А. Дорожка, путь, дорожный, подорожник.

Б. Осина, подосиновик, осинник, осиный.

В. Слеза, слезливый, слезать.

Г. Гора, гореть, горец, горный.

Д. Соль, солить, солонка, солёный.

3. В какой  строке даны разные формы одного и того же слова.

А)лист, листок, листочек

Б)дар, дарить, подарок

В)скрипач, скрипачи, скрипачей

Г)лес, лесной, лесник

4. Какое слово  неверно разобрано по составу.

1)игрушк-а  2)вы-печ-к-а  3)под-вод-н-ый  4)степ-н-ой.

5. Выбери верный алгоритм разбора слова по составу.

А). окончание, корень, основа слова, суффикс или/и приставка

Б). окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс

В). окончание, основа слова, суффикс, приставка, корень


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Морфема - часть слова

Слайд 4

МОРФЕМЫ  - ОКОНЧАНИЕ - КОРЕНЬ  - ПРИСТАВКА  - СУФФИКС ˽- ОСНОВА

Слайд 5

Я должен это знать ОКОНЧАНИЕ - ЭТО ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ ОБРАЗУЕТ ФОРМЫ СЛОВ И СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВА - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ. КОРЕНЬ – ЭТО ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, В КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧЕНО ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСЕХ РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВ. ПРИСТАВКА – ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ. СУФФИКС – ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.

Слайд 6

ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВЕ ВСЕ МОРФЕМЫ ПЕРЕПИСКА

Слайд 7

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Слайд 8

План разбора слова по составу Измени слово и выдели окончание. Выдели основу слова. Подбери однокоренные слова. Выдели корень. Выдели приставку (если есть). Подбери другие слова с такой же приставкой. Выдели суффикс (если есть). Подбери другие слова с таким же суффиксом.

Слайд 9

ПЕРЕПИСКА СДЕЛАЙТЕ РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ СОГЛАСНО ПЛАНУ

Слайд 12

РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ УЧЕНИЦА, УЧИТЕЛЬ, ВЫУЧИТЬ, САМОУЧКА.

Слайд 13

СКАЗКА «ЧУЖАК» Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.

Слайд 14

СКАЗКА «ЧУЖАК» Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.

Слайд 15

СЛОВ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО - ЭТО ГНЕЗДО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ.

Слайд 16

Тест. Ключи. 1.а 2.г 3.в 4.а 5.б

Слайд 17

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Критерии. «5» – все правильно «4» – 4 правильных ответа, «3» – 3 правильных ответа, «2» – 1-2 правильных ответа.

Слайд 18

? Подводник. [ падво́дн'ик ].

Слайд 19

ПРОЕКТ «РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".

Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская....

Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...