Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Использование на уроках русского языка и литературы инновационных методов оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка.
Одной из технологий, заинтересовавших меня, стала технология учебного портфолио, которая, на мой взгляд, позволяет в полной мере применить личностно- ориентированный подход в обучении.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся за определенный период его обучения. Этот способ ориентирован на процесс самооценивания. В нашем случае рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Конечная цель учебного портфолио – свидетельство прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, а основной смысл – «показать все, на что ты способен». Опираясь на существующие типы портфолио, мы с учениками выделили три тематических части в папке:
Рефлексивная, раскрывающая динамику личностного развития учащегося, помогает отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы.
Проблемно-исследовательская, связанная с написанием реферата, доклада, подготовкой к выступлениям на конференции. Здесь набор материала по определенной рубрике.
Тематическая, связанная с изучением какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
В портфолио учащихся входят: домашние работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, в том числе и черновики, схемы; алгоритмы; проекты; письменные творческие работы; фотографии, таблицы и т. п., анкеты и результаты их обработки; читательские дневники, грамоты, сертификаты и другие свидетельства определенных достижений учащихся. В процессе работы над созданием портфолио у ребят формируются общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.), проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение результатов деятельности, планирование), организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные и т. д.). Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который реализуется следующим образом:
- оценивается только процесс и характер работ над портфолио;
- оцениваются по заданным критериям только обязательные рубрики портфолио;
- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
- портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии.
Критерии оценивания, как правило, я определяю совместно с учащимися, но могут быть предложены в отдельных случаях и мною. Основной закон инновационной педагогической технологии по созданию учебного портфолио – делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя.
В последние годы все большее значение получает рейтинговая система контроля обучения учащихся. Преимущество этой системы очевидно, она обеспечивает формирование единых требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся; возможность получения своевременной информации о ритме работы каждого ученика, класса в целом, использования полученной информации для принятия решения о поощрении учеников, мер организующего воздействия. В пакет документов практического применения рейтинговой системы оценки знаний моих учеников по предмету «Русский язык и литература» входят:
1. Виды занятий в соответствии с типами уроков.
2. Методы текущего контроля знаний учащихся.
3. Содержание видов контроля и оценка знаний учащихся.
4. Шкала итоговой оценки знаний учащихся (текущий контроль).
5. Список повышающих и понижающих показателей работы учащихся по итогам периодического контроля.
6. Шкала рейтинговой оценки знаний учащихся.
7. Экран – рейтинг оценки знаний учащихся.
Для диагностики успешности обучения активно используются тесты, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности. Я использую данный метод для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний. Для учебного процесса в качестве методических инноваций использую проективные тесты «Закончите предложения». Выбор в этом случае делается не из готовых ответов, требуется сформулировать ответ и сделать это правильно.
Эти тесты заставляют думать, учат выражать мысль, находя соответствующую языковую форму. В большинстве данных текстов остается игровая форма занятий, а игровые формы уроков весьма эффективны в усвоении знаний. Данные тесты можно использовать даже на лекциях: они занимают немного времени, могут выступать в качестве психологической разрядки, выведения учащегося из состояния усталости, восстанавливая притупившееся во время лекции внимание. Следовательно, тест «Закончите предложения» мною был использован в дидактических целях, в решении образовательной и воспитательной задач.
За последние годы в содержании образования произошли коренные изменения, которые обусловлены тем, что с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения акцент переносится на формирование общеучебных умений, что влечет за собой изменение системы оценивания.
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.001 № 1765 – Р, говорится о необходимости формирования у учащихся оценочной самостоятельности, когда учащиеся совместно с учителем и одноклассниками оценивают свою работу.
Сегодня много говорится о недостатках традиционной пятибалльной системе обучения, среди которых выделяются отсутствие у учащихся полной оценочной самостоятельности, затруднение индивидуализации обучения, малая информативность традиционной системы обучения и травмирующий характер отметки, т.к. она полностью сосредоточена в руках педагогического коллектива.
Всё вышеуказанное позволило пойти на своеобразный эксперимент – в пятом классе на уроке русского языка я использую элементы системы безотметочной системы обучения. Нельзя говорить о том, что в течение всего учебного процесса на уроках класс работал по этой системе, для этого необходима определённая правовая база, куда входят “Положение о безотметочном обучении” и “Правила оценочной безопасности”, которые на данный момент в нашем учебном заведении находятся в стадии разработки. Об этих документах много сказано на оперативных совещаниях при директоре школы и на педагогических советах.
При безотметочной системе обучения мы вместе с учащимися выясняем для себя три важных вопроса: Что оценивать, как оценивать и какими средствами оценивать. После выполнения данной работы ученики приобретают умение видеть ошибкоопасные места и применять правила правописания в определённой ситуации. Результаты данной работы были занесены в “Лист индивидуальных достижений”, который имеется у каждого ученика.
Меня в безотметочной системе обучения привлекает то, что ученик вправе сам выбрать задание того уровня, которое сегодня будет предложено учителем для работы в классе. При этом ученик выбирает как определённый уровень задания, так и тип задания, над которым будет работать.
При выполнении данной работы оценивались несколько параметров: для заданий любого уровня необходимо было умение правильно подбирать проверочное слово к слову с безударной гласной в корне слова, умение правильно выделять корень. Для учащихся, работающих со вторым уровнем сложности, необходимо умение видеть морфологические особенности слов и умение составлять предложения. Для самого высокого, третьего уровня, необходимо знание орфоэпических норм и умение работать со словарём.
Определённым достижением можно считать то, что многие учащиеся к концу изучения темы чувствовали себя уверенно, редко обращались за помощью к учителю и выбирали задания 2-3 уровня.
Система безотметочного обучения нова, на пути её реализации есть определённые сложности, но уже то, что учащиеся, многие родители относятся к ней заинтересованно, говорит о том, что эта система имеет право на существование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...
Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы
Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...
Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы
В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....
Методы и приемы способствующие повышению качества образования на уроках русского языка, при работе со словарными словами
Работа со словарем...
Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы
Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...