Урок-игра
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Черных Людмила Александровна

Урок-игра "Знатоки русского языка  (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра  « Знатоки русского языка» (6 класс)

Цели урока:

Учебная: закрепление умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка.

Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, внимания к слову, чувства коллективизма.

Правила проведения урока: класс делится на 2 или 3 команды. Если команда отвечает неправильно, ход переходит к другой команде. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, ведущий называет правильный ответ, за каждый правильный ответ -1 балл.

Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд, карточки для некоторых заданий.

ХОД УРОКА

I.Представление команд (название, девиз).

1 раунд. «История языка»

- Какая буква самая молодая в русском алфавите?

( В 1797году писатель Николай Михайлович Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё, в 1997году ей исполнилось 200 лет, до этого времени произносили «пес», «мед».)

- Кто был создателем первого славянского алфавита? Назовите два имени.

( Кирилл и Мефодий в 9 веке нашей эры создали первый славянский алфавит, а пользоваться им стали в 10-11 веке).

- Кто составил « Толковый словарь живого великорусского языка?

(Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)

- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?» Что получил писатель в ответ, как вы думаете?

(!)

- Как называются в русском языке слова- близнецы, одинаково написанные,  но не имеющие ничего общего по смыслу?

(омонимы)

- Что за часть речи описана в следующем предложении?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

- С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во- первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?

(Каллиграфия)

- Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему слова звучат именно так, а не иначе. Почему именно – «стол», «дом», «солнце»? Устанавливая историю слов, учёные, прежде всего, исследуют письменные памятники, то есть древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаём, что означало когда-то то или иное слово. Как же называется наука, которая изучает происхождение слов?

(Этимология)

-Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи , то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки?

(Знаки препинания)

-Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?

(Неологизмы)

2 раунд. « В мире слов».

- В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов - от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200000слов! А сколько слов знаете вы? Придумайте, как можно больше слов, состоящих из 5 букв, начинающихся и заканчивающихся на букву К.

К

а

т

о

К

К

у

л

ё

К

К

у

с

о

К

К

о

н

ё

К


- Придумайте, как можно больше слов, состоящих из трёх букв.

( кот, мяч, сок, ток и т.д.)

3 раунд. « Шарады».

- Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.

1. КРОТ+КАША =

2.БОБР+ РЕДУТ=

3.СУД+ТЕНЬ=

4.ТОСКА+ПАР+ШОВ=

(картошка, бутерброд, студень, простокваша)

-Из каждой пары слов остались только «голова» первого и «хвост» второго. Нужно догадаться, что должно стоять посередине.

ГО. . . НИК (род, город-родник)

КЛУ. . . АЛ (бок, клубок- бокал)

ПАРО. . .ГЛАС (воз, паровоз-возглас)

МЕ. . . ОЛАД (шок, мешок- шоколад)

ДУ. . .ИТА (рак, дурак- ракита)

Назовите « ШЕСТЬ РАКОВ»

Р

А

К

Этот РАК из сатина сшит.

Р

А

К

Этот РАК на Луну летит.

Р

А

К

Этот РАК- долгожданный день.

Р

А

К

Этот может вспорхнуть на пень.

Р

А

К

Этот РАК сторожит дворец.

Р

А

К

Этот кисленький леденец.

(рубашка, ракета, праздник, куропатка, охранник, карамелька)

- Назовите « ШЕСТЬ ОС».

О

С

А

На этой ОСЕ в октябре позолота.

О

С

А

А эта растёт на лугу, у болота.

О

С

А

А эта ОСА на Луну улетает.

О

С

А

Эта на Солнце худеет и тает.

О

С

А

С этою спит в колыбели малыш.

О

С

А

Эта по классу крадётся, как мышь.

(осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка)

4 раунд. «Фразеологизмы».

- Вспомните, как можно больше фразеологических оборотов со словами : НОС, ГЛАЗ, УХО.

(НОС - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу и т.д.;

ГЛАЗ - мозолить глаза, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи и т.д.;

УХО - держать ухо востро, пропускать мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха и т.д.)

5 раунд. «Звёздный час».

-Придумайте из слова МЕТРОПОЛИТЕН, как можно больше других слов, только имена существительные в единственном числе.

(Когда время заканчивается, проверяем задание так: команда с максимальным количеством баллов начинает первая отвечать, другая команда, если у неё такое слово есть, зачёркивает , называет своё слово.

У кого оказалось больше незачёркнутых слов, тот победил в этом этапе.)

Подведение итогов игры. Вручение призов победителям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...