Урок-игра
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра « Знатоки русского языка» (6 класс)
Цели урока:
Учебная: закрепление умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка.
Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, внимания к слову, чувства коллективизма.
Правила проведения урока: класс делится на 2 или 3 команды. Если команда отвечает неправильно, ход переходит к другой команде. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, ведущий называет правильный ответ, за каждый правильный ответ -1 балл.
Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд, карточки для некоторых заданий.
ХОД УРОКА
I.Представление команд (название, девиз).
1 раунд. «История языка»
- Какая буква самая молодая в русском алфавите?
( В 1797году писатель Николай Михайлович Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё, в 1997году ей исполнилось 200 лет, до этого времени произносили «пес», «мед».)
- Кто был создателем первого славянского алфавита? Назовите два имени.
( Кирилл и Мефодий в 9 веке нашей эры создали первый славянский алфавит, а пользоваться им стали в 10-11 веке).
- Кто составил « Толковый словарь живого великорусского языка?
(Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)
- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?» Что получил писатель в ответ, как вы думаете?
(!)
- Как называются в русском языке слова- близнецы, одинаково написанные, но не имеющие ничего общего по смыслу?
(омонимы)
- Что за часть речи описана в следующем предложении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Имя прилагательное)
- С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во- первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?
(Каллиграфия)
- Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему слова звучат именно так, а не иначе. Почему именно – «стол», «дом», «солнце»? Устанавливая историю слов, учёные, прежде всего, исследуют письменные памятники, то есть древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаём, что означало когда-то то или иное слово. Как же называется наука, которая изучает происхождение слов?
(Этимология)
-Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи , то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки?
(Знаки препинания)
-Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?
(Неологизмы)
2 раунд. « В мире слов».
- В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов - от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200000слов! А сколько слов знаете вы? Придумайте, как можно больше слов, состоящих из 5 букв, начинающихся и заканчивающихся на букву К.
К | а | т | о | К |
К | у | л | ё | К |
К | у | с | о | К |
К | о | н | ё | К |
- Придумайте, как можно больше слов, состоящих из трёх букв.
( кот, мяч, сок, ток и т.д.)
3 раунд. « Шарады».
- Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.
1. КРОТ+КАША =
2.БОБР+ РЕДУТ=
3.СУД+ТЕНЬ=
4.ТОСКА+ПАР+ШОВ=
(картошка, бутерброд, студень, простокваша)
-Из каждой пары слов остались только «голова» первого и «хвост» второго. Нужно догадаться, что должно стоять посередине.
ГО. . . НИК (род, город-родник)
КЛУ. . . АЛ (бок, клубок- бокал)
ПАРО. . .ГЛАС (воз, паровоз-возглас)
МЕ. . . ОЛАД (шок, мешок- шоколад)
ДУ. . .ИТА (рак, дурак- ракита)
- Назовите « ШЕСТЬ РАКОВ»
Р | А | К |
Этот РАК из сатина сшит.
Р | А | К |
Этот РАК на Луну летит.
Р | А | К |
Этот РАК- долгожданный день.
Р | А | К |
Этот может вспорхнуть на пень.
Р | А | К |
Этот РАК сторожит дворец.
Р | А | К |
Этот кисленький леденец.
(рубашка, ракета, праздник, куропатка, охранник, карамелька)
- Назовите « ШЕСТЬ ОС».
О | С | А |
На этой ОСЕ в октябре позолота.
О | С | А |
А эта растёт на лугу, у болота.
О | С | А |
А эта ОСА на Луну улетает.
О | С | А |
Эта на Солнце худеет и тает.
О | С | А |
С этою спит в колыбели малыш.
О | С | А |
Эта по классу крадётся, как мышь.
(осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка)
4 раунд. «Фразеологизмы».
- Вспомните, как можно больше фразеологических оборотов со словами : НОС, ГЛАЗ, УХО.
(НОС - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу и т.д.;
ГЛАЗ - мозолить глаза, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи и т.д.;
УХО - держать ухо востро, пропускать мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха и т.д.)
5 раунд. «Звёздный час».
-Придумайте из слова МЕТРОПОЛИТЕН, как можно больше других слов, только имена существительные в единственном числе.
(Когда время заканчивается, проверяем задание так: команда с максимальным количеством баллов начинает первая отвечать, другая команда, если у неё такое слово есть, зачёркивает , называет своё слово.
У кого оказалось больше незачёркнутых слов, тот победил в этом этапе.)
Подведение итогов игры. Вручение призов победителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-34261-1493065069.jpg)
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-184684-1422800893.jpg)
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-129355-1367065129.jpg)
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-409062-1393827169.jpg)
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-1231205-1585235545.jpg)
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...