Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сурикова Марина Владимировна

 

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». 

При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, возникает проблема мотивационной направленности учащихся на изучение «не важного» в их понимании предмета. В этой ситуации требуется применять нетрадиционные подходы к активизации учебной деятельности.

Использование игровых элементов на уроках биологии позволяет, наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума

В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов), креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon svoya_igra_nervnaya_sistema_i_analizatory.zip2.76 МБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  Урок – игра «Своя игра: Нервная система и органы чувств (анализаторы)»

Сурикова Марина Владимировна

МОУ «Республиканский классический лицей» (МОУ РКЛ РА)

Биология (биология человека)

8 класс (профили не связанные с естественными науками – непрофильный)

                   

ХАРАКТЕРИСТИКА:  Урок – игра, направленный на повторение материала,  связанного с темой ВНД (высшая нервная деятельность). (СМОТРЕТЬ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Своя игра», слайды 1 – 15)

Тип учебного занятия: актуализация знаний и умений

Основополагающая цель: Повторить пройденный ранее материал, знание которого необходимо для адекватного восприятия новой темы – ВНД, в форме наиболее способствующей активации деятельности учащихся.

Цели:

  1. Образовательная: Создать основу для изучения нового материала, повторив и обобщив знания о непосредственно связанных с ним структурах изученных ранее
  2. Развивающая: Создание умений выявлять причинно – следственные связи
  3. Воспитательная:

Задачи:

  1. Повторить ранее пройденный материал
  2. Проверить качество знаний ранее пройденного материала
  3. Актуализировать и активизировать знания с помощью игровых методик

Оборудование:  компьютер, проектор, экран. Карточки с номером для участников, сигнальные карточки для зрителей.

   

 

ХОД  УРОКА

Для классов с количеством учащихся не более 15

  1. Заранее провести жеребьёвку и выбрать первую тройку игроков. Выбрать секретаря игры, который будет следить за поднятием сигнальных карточек, расставлять баллы, следить за порядком в зале.
  2. В начале урока объяснить правила игры и обозначить временные рамки:

ПРАВИЛА ИГРЫ

Первая тройка игроков занимает места в центре класса, им раздаются каточки с номерами, которые нужно поднимать при готовности к ответу.

На экран выводится таблица с темами I тура игры.

Игру начинает первый игрок. Он выбирает тему и вопрос. На обдумывание даётся 30 сек. Отвечать может любой из игроков, первый поднявший карточку с номером. Если игрок отвечает не правильно, в оставшееся время ответить могут другие игроки или  тот же игрок. Если дан правильный ответ, баллы вопроса приписываются ответившему игроку. Если правильный ответ не дал ни кто из игроков, возможность ответить предоставляется зрителям. Если зритель даёт правильный ответ ему приписываются баллы вопроса и он занимает место того игрока, который выбирал вопрос.

I тур длиться 20 мин.

II тур длится  10 мин.  В него попадают участники набравшие наибольшее количество баллов по итогам I тура.  

Финал – длится 5 минут. В финал проходят два игрока набравшие наибольшее количество баллов во II туре. Из представленного списка тем (5)  каждый участник может исключить любые две.  Играют оставшеюся тему.  Участники делают ставки – баллы. После прочтения вопроса даётся 3 мин на обдумывание. Финалисты пишут ответы на листках и передают их секретарю, после чего озвучивают ответы вслух. За правильный ответ, к количеству баллов участника приписывается сумма ставки, за неправильный – вычитается. Побеждает игрок набравший наибольшее количество баллов.  

Во время пока игроки обдумывают ответ зрители так же отвечают на данный вопрос и сдают листки с ответами секретарю. Если ответ на листке зрителя верный ему приписывается 10 баллов.

  1. Подведение итогов игры, выставление оценок.

Участники набравшие менее 60 баллов получают оценку – «4»

Участники, набравшие более 50 баллов получают оценку – «5»

Победитель игры получает   2 «5».

Для классов с количеством учащихся более 15

       I.  В начале урока  класс делится на три группы, в каждой группе определяется капитан, который будет координировать работу группы и выбирать отвечающего игрока. Группам раздаются карточки с номером, которые нужно поднимать при готовности к ответу.

II.                                   ПРАВИЛА ИГРЫ

Проводится жеребьёвка на право первого ответа.

Команда начинающая игру  выбирает тему и вопрос. На обдумывание даётся 30 сек. Отвечать может любая команда первая поднявшая карточку со своим номером. Обязательное условие – за время игры должен ответить хотя бы по одному разу каждый член команды. Если игрок команды  отвечает не правильно,  команда лишается права повторного ответа, в оставшееся время ответить могут другие команды. Если дан правильный ответ, баллы вопроса приписываются ответившей команды. Если правильный ответ не был дан,  выбор темы предоставляется команде со следующим номером, а стоимость вопроса вычитается из суммы очков выбиравшей его команды. I тур длиться 20 мин.

II тур длится 10 мин.  

Финал – длится 5 минут. В финале играют только капитаны команд. Из представленного списка тем (5)  каждый участник может исключить любые две.  Играют оставшеюся тему.  Участники делают ставки – баллы. После прочтения вопроса даётся 3 мин на обдумывание. Финалисты пишут ответы на листках и передают их секретарю, после чего озвучивают ответы вслух. За правильный ответ  к количеству баллов команды приписывается сумма ставки, за неправильный – вычитается. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.  

  1. Подведение итогов игры, выставление оценок.

Команды, набравшие менее 150  баллов получают оценку – «4»

            Команды, набравшие более 150  баллов получают оценку – «5»

Победитель игры получает   2 «5».

СМОТРЕТЬ: ПРЕЗИНТАЦИЯ «Своя игра», слайд 16 – 55

СМОТРЕТЬ: ВОПРОСЫ  «Своя игра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Урок игра по теме "Нервная система"

обобщающий урок в 8 классе по теме "нервная система"...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Урок "Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение."

Данный урок проводится в заключении темы «Нервная система». Он дает возможность проверить знания учащихся по данной теме, умения работать в группах, с дополнительной литературой, позволяет проверить и...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...

Конспект урока 8 класс "Нервная система – дирижер нашего организма."

Образовательно-развивающаяПрименение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и гол...