Путешествие по звездной фонетике
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Повторительно-обобщающий урок "Путешествие по звездной фонетике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.59 МБ |
методическая разработка | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие – поездка или передвижение куда-нибудь далеко за пределы родной местности
Зарядкино ! Звуки и буквы Фонетические задачки ФОНЕТИКА Планета злых ошибок Школьный космодром
«Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело, держать слово, подходить к людям с открытой душой!»
Сколько согласных звуков в русском языке? Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? «Выбираем капитанов»
Какие гласные могут обозначать два звука? Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина ? Назовите сонорные согласные звуки «Выбираем капитанов»
Сколько гласных звуков в русском языке? В каких словах по 100 согласных? В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? «Выбираем капитанов»
Когда гласный звук стоит в слабой позиции? Какая позиция является сильной для согласных звуков? «Выбираем капитанов» Какие буквы не обозначают звуков?
Гагарин Ю. А.
ЗВУКИ И БУКВЫ
ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК ЗАДАНИЕ: Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните свой выбор.
ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, ЯРКИЙ, ЮГ, ЯЗЫК ЗАДАНИЕ: Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните свой выбор.
Озеро Фонетического разбора ЗАДАНИЕ: В каких словах количество букв и звуков совпадает? ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК Луна, марс, полёт
ЗАРЯДКИНО
По сказочной Фонетике Собрались в дальний путь. Летели мы, летели мы – Пора и отдохнуть! В окошко мы увидели И речку, и цветы. Узнали много нового И я, и мы, и ты! Зарядкино ! Зарядкино ! Довольно, детвора! Скорее в экипажи все, Нам в дальний путь пора!
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ
ЗАДАЧА № 1 К количеству сонорных звуков в слове ЗЕМЛЯ прибавьте количество мягких согласных звуков в слове СИЛЬНЫЙ . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове СПУТНИК .
[З’И МЛ' А] 2 [ С' И Л' НЫ Й' ] 3 [ СП У Т НИ К ] 4 ( 2+3) – 4 = 1
ЗАДАЧА № 2 К количеству твёрдых согласных звуков в слове ДВИГАТЬСЯ прибавьте количество глухих согласных звуков в слове ВСТРЕЧАТЬ . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ПРИЛЕТЕТЬ .
[ Д В'И Г А Ц А] 3 [ ФСТ Р'И Ч' А Т' ] 5 [ П Р'ИЛ'И Т' Э Т' ] 3 (3+5) – 3 = 5
Задача 3 Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: ШЁЛ торг ноль суд ель
шёл [ лош ] торг [крот] ноль [ л'он ] суд [ тус ] ель [ л'эй ']
П ЛАНЕТА ЗЛЫХ ОШИБОК
Ж ы ла-была на неб и маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту ?» - спрашивала она. Но мама не отв и чала , а только прик а салась своим луч о м к дочке. От прикосновения звездочка заг о ралась, но она не могла предп а л о жить , что так звезды р а стут. Н и бесная ж ы тельница любила ра ? сматривать мир людей. На ра ? свете она пр и ближалась к краю туч е и см а трела на бе з конечные поля и леса. Земля наб и рала скорость и с тихим ш ё рохом вращалась. Но иногда тяж ё лые свинцовые тучи з а крывали землю. Нал и тали ц и клоны. Звездочке очень хотелось з делать что - то хорошее для людей.
Задание: Придумайте и напишите продолжение истории в 3-5 предложениях. Ж и ла-была на неб е маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту ?» - спрашивала она. Но мама не отв е чала, а только прик а салась своим луч о м к дочке. От прикосновения звездочка заг о ралась, но она не могла предп о л о жить, что так звезды р а стут. Н е бесная ж и тельница любила ра с сматривать мир людей. На ра с свете она пр и ближалась к краю туч и и см о трела на бе с конечные поля и леса. Земля наб и рала скорость и с тихим ш о рохом вращалась. Но иногда тяж ё лые свинцовые тучи з а крывали землю. Нал е тали ц и клоны. Звездочке очень хотелось с делать что - то хорошее для людей.
Зарядкино ! Звуки и буквы Фонетические задачки ФОНЕТИКА Планета злых ошибок Школьный космодром
Саморефлексия . Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение…
УСПЕХИ НАШИХ ЭКИПАЖЕЙ: 1 2 3
Домашняя работа Напишите мини-сочинение, в котором расскажите о зимнем звёздном небе, о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает (3-5 предложений). Выполнить фонетический разбор одного слова.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по русскому языку на тему:
«Путешествие по звездной фонетике»
Автор: Бережная Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Благодарновская СОШ»
Оренбургская обл.,
Тюльганского р-она, с. Благодарное
2016г.
Аннотация.
Урок, соответствующий требованиям ФГОС, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Кулибабы И. И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской и др. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости. Разработка урока прошла апробацию.
Введение.
Содержание учебного материала соответствует следующим принципам:
научности: содержание учебного материала соответствует современному уровню знаний по русскому языку;
доступность и посильность предлагаемой для усвоения информации: весь материал был ранее изучен;
воспитательная направленность (степень новизны, привлекательности учебного материала для учащихся): поддержание интереса учащихся осуществлялось путем выполнения разнообразных заданий и формулировок этих заданий.
Выбор игровой формы урока, использование ИКТ также направлено на формирование познавательного интереса учащихся к предмету;
принцип связи теории с практикой реализуется через использование на уроке методов конструирования.
При подборе различных заданий соблюдались следующие условия:
поставленное задание направляло усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;
учащийся обладал знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;
подбирая задания, я учитывала их сложность, т.е. они были посильны для всех учащихся;
использовался дифференцированный подход, а именно работа с одаренными детьми (создание презентации к уроку);
был использован деятельностный принцип, предполагающий непосредственное вовлечение всех учащихся в процесс познавательной деятельности. Элемент соревновательности побуждает к выполнению всех заданий, т.к. каждый учащийся получает звездочку и набирает определенное количество баллов.
В ходе занятия применялись элементы фронтального, индивидуального опроса, взаимопроверки; использовалась парная и групповая работа.
Как показывает опыт, нетрадиционный урок с использованием ИКТ активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.
При выборе формы урока учитываются психологические особенности данного возраста и особенности учащихся класса. В этом возрасте ребята откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая переключаемость внимания позволяет разнообразить задания.
Предмет: русский язык.
Тема: «Путешествие по звездной фонетике»
Цели урока: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Звуки речи».
Задачи урока:
Обучающие:
- Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика»
- Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.
Развивающие:
- Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
- Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
- Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).
Воспитательные:
- Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
Регулятивные:
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,
- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки,
- определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Тип урока: урок закрепления, углубления изученного.
Вид урока: урок-путешествие
Материально-техническое обеспечение: видеотерминал (проектор, экран), мультимедийные слайды, индивидуальные карточки, звездочки-фонетики.
Время проведения: заключительный урок по разделу русского языка «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».
Класс, возрастная группа: 5класс.
Межпредметные и внутрипредметные связи: ИКТ
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
«Покажи своё лицо»
-Здравствуйте, ребята!
Добрый день! Сегодня день отличный,
И я, признаться, счастлива опять,
Что предоставила судьба мне шанс,
Совместно с вами многое познать!
Я рада видеть каждого из вас! (показывает смайлик)
- А с каким настроением, ребята, вы пришли сегодня на урок? Покажите? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов и хороших оценок.
2. Целеполагание и актуализация знаний.
Цель:
1.Повторение изученного материала.
- Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на планету «Фонетика», которую мы уже, я думаю, неплохо узнали. Кто населяет эту планету? (звуки речи).
- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?
Цель урока повторить и обобщить знания по теме «Фонетика»
Задачи: проверить уровень знаний, научиться применять знания на практике.
3. Обобщение и систематизация знаний.
- А теперь давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. Путешествовать мы будем тремя экипажами. За правильные ответы на задания, которые подготовили жители планет, экипажи будут получать звездочки-фонетики. А в конце урока вы сможете обменять их на оценки.
- Работа в группах
-Перед стартом мы должны отгадать девиз, под которым будем путешествовать, и выбрать капитанов экипажей.
На партах – разобранный девиз:
«Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело, держать слово, подходить к людям с открытой душой»
-Все согласны путешествовать под этим девизом?
- Выбираем капитанов
-Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе получить больше звезд-фонетиков
ВОПРОСЫ:
- Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? (фонетика)
- Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
- Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
- Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)
- Одинаковы ли гласные звуки в словах малина и машина? (нет: а, и, а - а, ы, а)
- В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис)
- В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша)
- Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
- Когда гласный звук стоит в слабой позиции?(без ударения)
- Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)
- Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)
- Запись числа, темы
Капитаны с экипажами готовы? Берем свои космические ручки, записываем в тетрадях число, классная работа, тему и в путь!( Видеоролик «Летит корабль» из мультфильма «Тайна третьей планеты»).
- Слово учителя
- Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Юрий Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.
Я бы хотела, чтобы вы сегодня проявили себя дружными, смелыми, пусть маленькими любознательными путешественниками.
Много планет вокруг Солнца летает?
Может быть, люди на ней обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
Помчимся в космос света быстрей.
- Физминутка для глаз
- 1-я остановка «Звуки и буквы»
- Вот и первая остановка на планете «Звуки и буквы»
Задание 1: укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Запишите их.
Объясните устно свой выбор: ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК
ОТВЕТ: ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, ЯРКИЙ, ЮГ, ЯЗЫК
- Поднимите руки, у кого выписаны эти слова (звездочка)
Задание 2:
-А вот на планете «Звуков и букв» и озеро Фонетического разбора.
Как здесь красиво!
Заливные луга, стройные деревья!
Общаться с жителями планеты мы должны на особом фонетическом языке
-Каждый экипаж пусть выберет из карточки по 1 слову, где количество букв и звуков совпадает, выполнит фонетический разбор у доски один представитель от экипажа, а остальные члены экипажа самостоятельно на местах.
ОТВЕТ: ЛУНА, МАРС, ПОЛЕТ, СЕСТЬ (при проверки задания: за правильный разбор – звездочка)
- Вы хорошо справились с заданием, пора отправляться в путь.
Посмотрите, к какой планете мы приблизились. Сделаем остановку?
- 2-я остановка «Зарядкино»
По сказочной Фонетике
Собрались в дальний путь.
Летели мы, летели мы –
Пора и отдохнуть!
В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты!
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора!
Скорее в экипажи все,
Нам в дальний путь пора!
- 3-я планета «Фонетические задачки» (групповая работа)
- Итак, вы отдохнули, вооружились знаниями по фонетике, которые нам пригодятся на планете «Фонетических задачах», где необходимо проявить смекалку. Решать вы их будете экипажами, совместно. Как только у экипажа готов ответ, капитан поднимает руку (задачи на слайде и карточках)
ЗАДАЧА 1
К количеству сонорных звуков в слове ЗЕМЛЯ прибавьте количество мягких согласных звуков в слове СИЛЬНЫЙ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове СПУТНИК.
[З’ИМЛ'А] 2
[С'ИЛ'НЫЙ'] 3
[СПУТНИК] 1
(2+3) – 4 = 1
ЗАДАЧА 2
К количеству твёрдых согласных звуков в слове ДВИГАТЬСЯ
прибавьте количество глухих согласных звуков в слове ВСТРЕЧАТЬ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ПРИЛЕТЕТЬ.
[ДВ'ИГАЦА] 3
[ФСТР'ИЧ'АТ'] 5
[ПР'ИЛ'ИТ'ЭТ'] 3
(3+5) – 3 = 5
ЗАДАЧА 3
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
ШЁЛ
торг
ноль
суд
ель
Ответ; шёл [лош]
торг [крот]
ноль [л'он]
суд [тус]
ель [л'эй']
- 4-я планета «Злых ошибок»
- Вы прекрасные ученики и верные друзья. Но любое путешествие, а тем более космическое, не может состояться без преград злых сил.
Вот и планета «Злых ошибок», где нас поджидают самые ужасные ошибки, с которыми нам предстоит сразиться.
Давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в 5 классе.
Задание 1: Перед вами текст с орфографическими ошибками. Ваша задача – исправить сообща ошибки, допущенные в тексте, подкрепить свои исправления правилами графически.
- Давайте познакомимся с текстом (текст на карточке и слайде). (индивидуальная работа)
Жыла-была на неби маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту?» - спрашивала она. Но мама не отвичала, а только прикасалась своим лучом к дочке. От прикосновения звездочка загоралась, но она не могла предпаложить, что так звезды растут.
Нибеснаяжытельница любила ра?сматривать мир людей. На ра?свете она приближалась к краю туче и сматрела на безконечные поля и леса. Земля набирала скорость и с тихимшёрохом вращалась.
Но иногда тяжёлые свинцовые тучи закрывали землю. Налитали циклоны. Звездочке очень хотелось зделать что-то хорошее для людей.
Выполненную работу экипажи сдают на проверку и,пока работа проверяется,
ОТВЕТ: Жила-была на небе маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту?» - спрашивала она. Но мама не отвечала, а только прикасалась своим лучом к дочке. От прикосновения звездочка загоралась, но она не могла предположить, что так звезды растут.
Небесная жительница любила рассматривать мир людей. На рассвете она приближалась к краю тучи и смотрела на бесконечные поля и леса. Земля набирала скорость и с тихим шорохом вращалась.
Но иногда тяжёлые свинцовые тучи закрывали землю. Налетали циклоны. Звездочке очень хотелось сделать что-то хорошее для людей.
Задание 2: Придумайте и напишите продолжение истории в 3-5 предложениях. Заслушать продолжение истории у каждого экипажа.
4. Подведение итогов.
- Наше путешествие подошло к концу,
мы возвращаемся на школьный космодром
-Давайте подведем итоги
-Кто же стал у нас сегодня победителем? (считаются звездочки)
Экипаж-победитель получает оценку «5»
-Хотелось бы отметить работу следующих ребят……
5.Рефлексия.
? | Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
!! | Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова, знаю основные орфограммы и нормы произношения, но не уверен, что самостоятельно смогу различить парные – непарные согласные. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор, знаю основные нормы произношения и правила правописания и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
- На полях тетради поставьте такой знак в соответствии с тем, что вы научились делать.
Продолжите высказывание на слайде:
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
6. Домашнее задание
Напишите мини-сочинение, в котором расскажите о зимнем звёздном небе, о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает (3-5 предложений). Выполнить фонетический разбор одного слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Путешествие в страну "Фонетика".
Цель урока: в игровой форме повторить изученный материал по теме: "Фонетика". На уроке в форме игры-путешествия обучающиеся повторяют характеристики звуков, "ловят рыбу", "составляют букеты цветов". В...
Урок-путешествие по ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»
Воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи...
Урок-путешествие "Путешествие по звездной галактике «Фонетика»»
Цель: систематизация и обобщение изученного по пройденному материалу.Задачи:Образовательные:Обобщить знания по теме «Фонетика», «Орфография»;Формировать умения применять получе...
Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика
Внеклассное мероприятие по русскому языку«Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика» Цели: Обучающие цели:Обобщить изученный материал по из...
Путешествие по стране "Фонетика
Данную презентацию можно использовать на открытом уроке в 5 классе, когда обобщение по теме "Фонетика"....
Урок-обобщение "Путешествие в страну Фонетика"
Цели урока:Систематизировать знания о фонетике.Закрепить навыки звукового значения букв в разных фонетических позициях.Вспомнить предмет изучения графики и каллиграфии, познакомить с историей алфавита...
Лекция "Путешествие по звездному небу"
ЦЕЛИ: способствовать формированию основных мировоззренческих идей; привлечь внимание обучающихся к эстетическим аспектам астрономии – наблюдение величественной красоты звездного неба; развивать ...