Урок "Путешествие в страну "Фонетика".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: в игровой форме повторить изученный материал по теме: "Фонетика". На уроке в форме игры-путешествия обучающиеся повторяют характеристики звуков, "ловят рыбу", "составляют букеты цветов". Вместе с литературным персонажем Незнайкой закрепляют знания о парных-непарных согласных. Урок учит школьников обобщать и делать выводы, воспитывает внимание и активность ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_v_stranu_fonetika.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня мы с вами отправимся в страну с интересным названием Фонетика. Все готовы к путешествию? Когда мы окажемся в этой стране, повторим характеристики звуков, их классификацию, закрепим порядок фонетического разбора.
1.Представим себя жителями этой страны. Кто же населяет эту страну? (буквы и звуки).
Обратим внимание, что у нас есть особые буквы, непохожие на другие. Что же это за буквы? (е, ё, ю, я).
(Мы коренные жители страны Фонетика и являемся только буквами). Мы иногда делимся на 2 звука:
1.Если впереди стоит Ъ или Ь я могу обозначать 2 звука: [йу]
2.Если я стою после гласной, я могу обозначать 2 звука: [йа]
3.Если мы стоим в начале слова, то мы обозначаем 2 звука: [йо], [йэ].
2.За 3 минуты запишем имена мужские и женские, в которых буквы е, е, ю, я будут обозначать 2 звука.
Е: Елена, Евгений, Ева, Егор, Екатерина.
Ю: Юля, Юра, Юлиан.
Я: Наталья, Ксения, Ярослав, Илья, Мария.
3.К нам заехали 2 гостя из соседней страны Графика Ь и Ъ. Давайте узнаем особенности этих букв. ( Мы являемся жителями страны Графика. Звуков мы не обозначаем. Ъ: Я могу находиться только после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, е, ю, я.)
(Ь: Я могу делать мягкими согласные буквы разделять гласные и согласные буквы).
4.Давайте определим, какой же из знаков нужно писать в данных словах: сэкономить, почтальон, адъютант, въезд, птенчик, сельдь, просьба, трёхъярусный.
5.Вспомним, что все согласные делятся на мягкие и твёрдые. Представим себя на рыбалке. В одно «ведро» вы ловите рыб, в названиях которых только мягкие согласные, в другое - в названиях которых имеются только твёрдые согласные, в третье - в названиях которых находятся и твёрдые мягкие согласные звуки.
А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы.
Лещ Плотва Пескарь
Сом Щука
Омуль
Окунь
Угорь
6.Вспомним, что согласные могут быть не только твёрдыми и мягкими, но и звонкими и глухими.
Вы любите цветы? Соберите 3 « букета» из цветов: в первый букет входят цветы, в названиях которых имеются только звонкие согласные звуки, во второй букет входят цветы, в названиях которых присутствуют только глухие согласные звуки, в третий букет входят цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные звуки.
Какой «букет» оказался самым большим?
(Бегония, роза, ромашка, гвоздика, фиалка, мальва, лилия, виола, тюльпан, астра, зверобой, флокс).
7.Пока мы с вами « ловили рыбу» и «составляли букеты», в нашу страну незаметно прибыл Незнайка. Он не знает, что у многих согласных звуков есть пары по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости.
Найди слова с непарными твёрдыми согласными: брошь, щенок, циркуль, южный, февраль.
8.Сделаем фонетический разбор одного слова.
9.Найди слова с непарными мягкими согласными: ящик, пропажа, чайник, крошка, круча, плавать.
10.Сделаем фонетический разбор одного слова.
Сделаем вывод: все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие; звонкие и глухие.
Итог урока. Сегодня на уроке мы повторили классификацию и характеристику звуков русского языка, план выполнения фонетического разбора.
Оценки.
Домашнее задание.