Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика
рабочая программа (5 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика»
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по изученным разделам русского языка (фонетика, орфография, графика, орфоэпия).
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
- Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах.
- Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля.
Оборудование:
Интерактивная доска.
Ход мероприятия:
1. Оргмомент. (сообщение темы и целей)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. И вам пригодятся все знания, которые вы получили на уроках.
Но чтобы начать путешествие в космос, нам необходимо определить, на какую планету мы с вами отправимся.
Для определения цели нашего путешествия прочитайте высказывания:
"Слово - это одежда всех фактов, а звук - это одежда слова "
М. Горький
"Гласные - это река, а согласные её берега "
К. Станиславский
Первое высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому.
Второе высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому.
- Итак, как вы думаете, куда же мы полетим?
- Конечно, эта планета Фонетика. Так называется раздел русского языка, который мы с вами сейчас изучаем.
- А какие еще разделы языка изучаются вместе с фонетикой?
(Орфография, орфоэпия, графика).
- Верно, значит, мы с вами посетим еще и планеты с этими названиями.
- Молодцы! И вот мы уже находимся в центре управления космическим кораблем. Посмотрите, какое красивое звездное небо! Для успешного полета к далеким мирам космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством. А работать мы будем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
- Еще раз: что мы будем повторять?
Фонетика, Орфография, Орфоэпия, Графика
Итак, запуск ракеты произведен, наш дружный 5Г класс отправился в далекие галактики. Ну, а чтобы полет был интереснее, мы посоревнуемся.
Оценивать ответы вы будете сами и проставлять баллы тоже.
Условия оценивания:
Обе команды выполняют одно и то же задание. Если обе команды дадут верный ответ, 2 балла получит команда, давшая ответ быстрее, и 1 балл – команде, ответившей второй. Если ответ неверный – ноль баллов.
У каждой команды есть таблица для записи баллов, в которые капитаны будут вносить баллы своей команде и команде соперников.
|
| 1 группа «Юные филологи» | 2 группа «Лингвисты» |
1 | Фонетическая задачка №1 |
|
|
2 | Фонетическая задачка №2 |
|
|
3 | Фонетическая задачка №3 |
|
|
4 | Скороговорки |
|
|
5 | Встреча с кометой |
|
|
6 | Метеорный дождь. |
|
|
7 | Малые планеты. Орфографическая работа. |
|
|
8 | Орфоэпическая пятиминутка. |
|
|
1).- Фонетические задачки (Задание на слайде).
Фонетическая задачка №1
В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла только те из них, в названии которых все согласные -твердые. Из каких овощей был приготовлен салат?
Фонетическая задачка №2
В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы, ромашки.
Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названии которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет? Докажите.
Фонетическая задачка №3
Вспомним!!! Прочитайте слова. Какой вывод вы можете сделать? Приведите свой пример.
Пар - парь удар - ударь
Жар - жарь люк - лук
Мел - мель ряд - рад
Вывод: от мягкости-твердости согласного зависит и значение слова.
2. - Звучит припев песни:
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная тишина…)
- Смотрите! Смотрите!
Ракета летит,
А в ней Звездочет.
Руками он машет,
Кого-то зовёт.
И вот из кармана
Письмо достаёт.
- Прочитайте, о чём говорится в письме?
Учащиеся читают письмо:
«Дорогие земляне!
С вами в космосе встречались мы не раз. Но вот задача: стали прилетать к нам иностранцы, а у них при произношении слов очень плохо получаются некоторые звуки. Например, они говорят: «У слона ффобот. Положи в чай саффар.»
- Какой звук не могут произносить иностранцы? (звук Х)
- Какую из скороговорок им прописать для тренировки произношения этого звука:
«От топота копыт пыль по полю летит»
«В семеро саней по семеро в сани уселись сами»
«Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-,ха-ха»?
- Какую же скороговорку вы посоветуете? (Последнюю)
- В письме есть приписка. Позвольте мне ее зачитать:
«Усядьтесь и вы на пригорке
Да расскажите друг другу скороговорки».
- Ребята подготовили скороговорки и сейчас их расскажут.
Сеня в сени сено нёс- Щекотало щеки, нос.
| Кошка крошка на окошке Кашку кушала по крошке.
|
Журчали ручьи и урчали, Жужжали шмели над ручьями.
| Карл у Клары украл кораллы А Клара у Карла украла кларнет.
|
Ехал Грека через реку, | Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе.
|
Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень: Искала булавку весь день.
| Испугался грома Рома, Заревел он громче грома, От такого рева гром Притаился за бугром.
|
В недрах тундры Выдрав с выдры
| У четырех черепашек четыре черепашонка.
Мышка залезла под крышку,
Тощий немощный Кощей |
- Для чего нужны скороговорки? (Для отработки произношения звуков)
- Да, скороговорки отрабатывают дикцию, правильное произношение.
Что ж язычок мы разработали, потренировали. А от долгого сидения в космических креслах, наверное, и руки и ноги затекли. Давайте пригласим нашего старого знакомого, чтобы он провел с нами физминутку.
2. Встреча с кометой.
Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной.
Для успешного продолжения полета укажите, какие звуки произносятся на месте букв Ё, Ю, Я в словах: ЁЛКА, ЮЛА, ЯД. Запишите их в столбик по образцу: Ямка [ йамка ] 4б,5зв
Проверка.(на слайде)
- Метеорный дождь.
Посмотрите, какой забавный старичок-звездочет что-то рассматривает в телескоп.
После того как рядом с нашим кораблем пронеслась комета, начался метеорный дождь. Ребята, вы когда-нибудь наблюдали это невероятно красивое зрелище?
Прочитайте транскрипцию слов, запишите эти слова, подчеркните орфограммы:
[жыв'от], [жывот], [сн'ижок], [спайом], [красата], [дошт'], [ос'ин'], [ас'ина], [сонцэ], [залатой], [угол], [ угол'], [л'от].
4. «Внимательно слушай!». А сейчас мы всё ближе подлетаем к известной планете «Фонетика», расположенной далеко от Земли. Посмотрите внимательно на звезды и скажите:
-Что стоит посередине ЗЕМЛИ? (Звук М).
- Молодцы! Вот перед вами слово ЗЕМЛ`И. Ударение падает на второй слог. Я почему-то вспомнила такие строчки: «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Кто внимательный и расшифрует мне скрытое в слове правило? (З`ЕМЛИ)
- Вот ребята знают стихотворения о безударных гласных. Послушайте их внимательно.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
СоснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!
селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.
6. Малые планеты.
- И мы попадаем с вами на малую планету «Орфография», на которой звездочет предлагает нам выполнить орфографическую работу.
Орфографическая работа. (Записать слова, подобрать устно проверочные и выделить орфограмму).
Зв..зда, н..бесный, гр..за, св..тить, к..смический.
7. Орфоэпическая пятиминутка. Связь с центром управления.
Поставьте в словах ударение, записав их в алфавитном порядке.
Баловать, кухонный, начать, клала, алфавит, документ, километр, звонит, щавель.
8. Итоги урока. Безопасное приземление.
- Полет был долгим, но интересным. Мы с вами успешно справились со всеми заданиями и поэтому благополучно приземляемся на Землю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie_na_planety_fonetika_orfoepiya_grafika.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Космическое путешествие на планеты Фонетика, Орфоэпия, Графика» для учащихся 5 Г класса.
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по изученным разделам русского языка (фонетика, орфография, графика, орфоэпия).
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
- Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах.
- Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля.
Оборудование:
Интерактивная доска.
Ход мероприятия:
1. Оргмомент. (сообщение темы и целей)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. И вам пригодятся все знания, которые вы получили на уроках.
Но чтобы начать путешествие в космос, нам необходимо определить, на какую планету мы с вами отправимся.
Для определения цели нашего путешествия прочитайте высказывания:
"Слово - это одежда всех фактов, а звук - это одежда слова "
М. Горький
"Гласные - это река, а согласные её берега "
К. Станиславский
Первое высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому.
Второе высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому.
- Итак, как вы думаете, куда же мы полетим?
- Конечно, эта планета Фонетика. Так называется раздел русского языка, который мы с вами сейчас изучаем.
- А какие еще разделы языка изучаются вместе с фонетикой?
(Орфография, орфоэпия, графика).
- Верно, значит, мы с вами посетим еще и планеты с этими названиями.
- Молодцы! И вот мы уже находимся в центре управления космическим кораблем. Посмотрите, какое красивое звездное небо! Для успешного полета к далеким мирам космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством. А работать мы будем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
- Еще раз: что мы будем повторять?
Фонетика, Орфография, Орфоэпия, Графика
Итак, запуск ракеты произведен, наш дружный 5Г класс отправился в далекие галактики. Ну, а чтобы полет был интереснее, мы посоревнуемся.
Оценивать ответы вы будете сами и проставлять баллы тоже.
Условия оценивания:
Обе команды выполняют одно и то же задание. Если обе команды дадут верный ответ, 2 балла получит команда, давшая ответ быстрее, и 1 балл – команде, ответившей второй. Если ответ неверный – ноль баллов.
У каждой команды есть таблица для записи баллов, в которые капитаны будут вносить баллы своей команде и команде соперников.
1 группа «Юные филологи» | 2 группа «Лингвисты» | ||
1 | Фонетическая задачка №1 | ||
2 | Фонетическая задачка №2 | ||
3 | Фонетическая задачка №3 | ||
4 | Скороговорки | ||
5 | Встреча с кометой | ||
6 | Метеорный дождь. | ||
7 | Малые планеты. Орфографическая работа. | ||
8 | Орфоэпическая пятиминутка. |
1).- Фонетические задачки (Задание на слайде).
Фонетическая задачка №1
В огороде выросли следующие овощи: укроп, картофель, огурцы, помидоры, салат, горох, капуста, редька, репа, морковь, петрушка, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла только те из них, в названии которых все согласные -твердые. Из каких овощей был приготовлен салат?
Фонетическая задачка №2
В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы, ромашки.
Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названии которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет? Докажите.
Фонетическая задачка №3
Вспомним!!! Прочитайте слова. Какой вывод вы можете сделать? Приведите свой пример.
Пар - парь удар - ударь
Жар - жарь люк - лук
Мел - мель ряд - рад
Вывод: от мягкости-твердости согласного зависит и значение слова.
2. - Звучит припев песни:
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная тишина…)
- Смотрите! Смотрите!
Ракета летит,
А в ней Звездочет.
Руками он машет,
Кого-то зовёт.
И вот из кармана
Письмо достаёт.
- Прочитайте, о чём говорится в письме?
Учащиеся читают письмо:
«Дорогие земляне!
С вами в космосе встречались мы не раз. Но вот задача: стали прилетать к нам иностранцы, а у них при произношении слов очень плохо получаются некоторые звуки. Например, они говорят: «У слона ффобот. Положи в чай саффар.»
- Какой звук не могут произносить иностранцы? (звук Х)
- Какую из скороговорок им прописать для тренировки произношения этого звука:
«От топота копыт пыль по полю летит»
«В семеро саней по семеро в сани уселись сами»
«Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-,ха-ха»?
- Какую же скороговорку вы посоветуете? (Последнюю)
- В письме есть приписка. Позвольте мне ее зачитать:
«Усядьтесь и вы на пригорке
Да расскажите друг другу скороговорки».
- Ребята подготовили скороговорки и сейчас их расскажут.
Сеня в сени сено нёс- Щекотало щеки, нос.
| Кошка крошка на окошке Кашку кушала по крошке. |
Журчали ручьи и урчали, Жужжали шмели над ручьями. | Карл у Клары украл кораллы А Клара у Карла украла кларнет. |
Ехал Грека через реку, | Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе. |
Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень: Искала булавку весь день. | Испугался грома Рома, Заревел он громче грома, От такого рева гром Притаился за бугром. |
В недрах тундры Выдрав с выдры | У четырех черепашек четыре черепашонка. Мышка залезла под крышку, Тощий немощный Кощей |
- Для чего нужны скороговорки? (Для отработки произношения звуков)
- Да, скороговорки отрабатывают дикцию, правильное произношение.
Что ж язычок мы разработали, потренировали. А от долгого сидения в космических креслах, наверное, и руки и ноги затекли. Давайте пригласим нашего старого знакомого, чтобы он провел с нами физминутку.
2. Встреча с кометой.
Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной.
Для успешного продолжения полета укажите, какие звуки произносятся на месте букв Ё, Ю, Я в словах: ЁЛКА, ЮЛА, ЯД. Запишите их в столбик по образцу: Ямка [ йамка ] 4б,5зв
Проверка.(на слайде)
- Метеорный дождь.
Посмотрите, какой забавный старичок-звездочет что-то рассматривает в телескоп.
После того как рядом с нашим кораблем пронеслась комета, начался метеорный дождь. Ребята, вы когда-нибудь наблюдали это невероятно красивое зрелище?
Прочитайте транскрипцию слов, запишите эти слова, подчеркните орфограммы:
[жыв'от], [жывот], [сн'ижок], [спайом], [красата], [дошт'], [ос'ин'], [ас'ина], [сонцэ], [залатой], [угол], [ угол'], [л'от].
4. «Внимательно слушай!». А сейчас мы всё ближе подлетаем к известной планете «Фонетика», расположенной далеко от Земли. Посмотрите внимательно на звезды и скажите:
-Что стоит посередине ЗЕМЛИ? (Звук М).
- Молодцы! Вот перед вами слово ЗЕМЛ`И. Ударение падает на второй слог. Я почему-то вспомнила такие строчки: «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Кто внимательный и расшифрует мне скрытое в слове правило? (З`ЕМЛИ)
- Вот ребята знают стихотворения о безударных гласных. Послушайте их внимательно.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
СоснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!
селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.
6. Малые планеты.
- И мы попадаем с вами на малую планету «Орфография», на которой звездочет предлагает нам выполнить орфографическую работу.
Орфографическая работа. (Записать слова, подобрать устно проверочные и выделить орфограмму).
Зв..зда, н..бесный, гр..за, св..тить, к..смический.
7. Орфоэпическая пятиминутка. Связь с центром управления.
Поставьте в словах ударение, записав их в алфавитном порядке.
Баловать, кухонный, начать, клала, алфавит, документ, километр, звонит, щавель.
8. Итоги урока. Безопасное приземление.
- Полет был долгим, но интересным. Мы с вами успешно справились со всеми заданиями и поэтому благополучно приземляемся на Землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетика,орфоэпия,графика һәм орфография буенча белемнәреңне тикшерү
Бирелгән дидактик материал укучыларның мөстәкыйль эшен оештыру өчен кулланыла....
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....
Тест для 5 класса "Фонетика. Орфоэпия. Графика".
Тест по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" (I и II варианты) соответствует программе С.И. Львовой для 5 класса и состоит из 14 заданий, которые проверяют знание гласных (ударных/безуда...
Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"
Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»
Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме....
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи" в 5 классе по учебнику под редакцией Ладыженской....