"Глагол как часть речи"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
урок в формате ФГОС 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование кружка по русскому языку 10 класс | 34.81 КБ |
рабочая программа по русскому языку 10 класс | 49.71 КБ |
рабочая программа по литературе 10 класс | 52.58 КБ |
lit_10.odt | 58.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Глагол как часть речи
Планируемые образовательные результаты
- Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
- отличать глаголы от слов других частей речи;
- работать с различными источниками информации;
- использовать знания о глаголе.
- Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
- сформулировать цели своей учебной деятельности;
- планировать и регулировать свои действия;
- совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
- продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
- продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
- Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Словарь урока: глагол
Ресурсы:Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт.Л.Рыбченкова и др.; рабочие тетради, карточки с заданиями
Основное содержание этапа урока
1.
Организационный этап
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
Мотивация
Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если отгадаете загадку:
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения.
Я важен , как в футболе гол,
Так кто же я такой ? ( глагол)
- Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Глагол как часть речи). Открываем тетради, записываем число, тему урока.
- Давайте попробуем вспомнить, что вам уже известно по этой теме. Предлагаю для начала поработать в парах,вспомнить и записать, что о глаголе вы знаете (2-3 минуты)
Сейчас мы свои знания будем складывать в «Корзинку знаний»(ученики по очереди отвечают, в «Корзинку» складываем:глагол- самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?; обозначает действие; в предложении является сказуемым; изменяется по временам)
Целеполагание
- Может быть, нам достаточно этих знаний? Вы уже неплохо знакомы с глаголом. Чему же мы будем еще учиться ? Что еще мы можем узнать? У каждого из вас есть лист «Цели ( что я хочу узнать?)». Отметьте галочкой, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке.
Пополнить свой словарный запас | |
Как отличить глагол от других частей речи | |
Какие действия могут обозначать глаголы | |
В чем согласуется подлежащее с глаголом - сказуемым | |
Какую роль глаголы играют в нашей речи | |
Зачем нужны существительные? | |
Отдохнуть на уроке |
Актуализация знаний
1.Игра на умение на слух определять глагол.
(Когда я назову глагол, нужно хлопнуть в ладоши, если назову существительное, - молчать). Назовите слова, которые могут быть и глаголом, существительным. Запишите их (1 ряд- 1 группа).
Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, гололед.
Вывод: Как мы можем отличить глагол от других частей речи? Как называются слова, которые одинаково пишутся-произносятся, но имеют разное лексическое значение?
- Определите, какое общее значение объединяет глаголы каждой группы. Спишите, графически объясняя пропущенные орфограммы. (2р- 2гр составляет два предложения с глаголами 5 группы)
1) П_хать, л_мать,ч_ртить,в_зать, р_совать.
2) Б_жать, ш_гать, л_теть, п_лзти.
3) П_чалиться, м_чтать,думать, переживать.
4) Светает, см_ркается.
5) Ра_мышлять, ш_птать, л_петать.
6) З_ленеть, бл_днеть, кр_снеть
Вывод: глаголы могут обозначать различные действия: трудовые процессы, движение, состояние человека, состояние природы,процессы речи и мысли, проявление цвета.
Физкультминутка
Громко тикают часы
Громко тикают часы
(Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)
В школу нам пора идти,
(Ходьба сидя.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)
Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)
Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)
В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.)
Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)
3.Выпишите подлежащее вместе с глаголом- сказуемым, определите время глагола. Укажите, в чем согласуются сказуемое и подлежащее.
- Уж голубеют дали. 2) Небеса неожиданно засинели. 3) Солнце золотило горы. 4) Скоро зазеленеют степи, рощи и леса. 5) На лугу пестреют яркие цветы. 6) В сумерках розовеют стволы берез. 7) На солнцепеке по буграм уже темнеют первые проталины.
Вывод: глагол сказуемое согласуется с подлежащим в настоящем и будущем времени в числе, в прошедшем времени- в числе и роде.
- Прочитайте предложения. Можно ли понять о чем идет речь в данном тексте? Почему?
________свежий ветерок, ________прохладой в лицо путнику, ______по листьям,_________дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним _______бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он ______в деревню, ______
несколько гнилых досок с забора, _______ соломенную кровлю и ______
вдоль улицы петухов и кур. (И.А.Гончаров)
Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.
Вывод:Глаголы очень выразительны.Выразительность усиливается олицетворением ,образуют ряды синонимов; глагол в тексте придает движение, то есть с помощью глагола появляется динамика и некое развитие.Иными словами, глагол обеспечивает повествование: переход от одного события к другому. Читатель таким образом не просто воспринимает, но еще и мыслит, и представляет, что происходит.
Дом задание:
Рефлексия
На доке нарисован светофор. Ребятам предлагается заполнить пустые кружочки цветными карточками:
красные — осталось много вопросов;
желтые- остались вопросы;
зеленые- все понято, можем двигаться вперед
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 42 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. учебнике «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
- Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
- Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
- Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
- Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.
- В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.
- Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Прграмма состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
- технологию организации учебного процесса;
- формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам освоения ЕГЭ;
- список литературы для учащихся.
Цели программы:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи программы:
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.18 часов.
Тема 1.Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2.Лингвистический анализ текста. 9 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
- прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
- прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
- определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
- определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
- найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
- написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
- какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
- какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов.
Тема 1. Анализ текста. 4 часа.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. 6 часов.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
- написание сочинений-рассуждений;
- редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи:публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи:описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства:антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства:авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по программе
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Литература для учителя
1.А.И. Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;
2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;
3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;
4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;
5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;
6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.
7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.
8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.
9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.
10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.
11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки. С-Пб. «Азбука классика»,2005.
14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.
15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Раздел Тема | Кол-во часов |
Стилистический и типологический анализ текста. (12часов) | ||||
1 | Тема и основная мысль текста | 1 | ||
2-3 | Средства связи между частями текста, способы связи в тексте | 2 | ||
4 | Выделение микротем в тексте | 1 | ||
5-6 | Лексические средства организации текста | 2 | ||
7-8 | Морфологические средства организации текста | 2 | ||
9-10 | Синтаксические средства организации текста | 2 | ||
11 | Стили речи | 1 | ||
12 | Типы речи | 1 | ||
Лингвистический анализ текста (11часов) | ||||
13-14 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 2 | ||
15 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | 1 | ||
16-17 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | 2 | ||
18-19 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | 2 | ||
20-21 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | 2 | ||
22-23 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 2 | ||
Анализ текста. (8 часа) | ||||
24-26 | Содержание исходного текста. | 3 | ||
27-29 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | 3 | ||
30-31 | Рецензия. Эссе. | 2 | ||
Композиция и языковое оформление сочинения. (11 часов) | ||||
32-33 | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | 2 | ||
34-35 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | 2 | ||
36-37 | Заключительная часть сочинения. | 2 | ||
38-42 | Тренировочные сочинения. | 5 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой. Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне.Корректировка в программу не вносится
Программа: Н.Г.Гольцова. Программа курса.Русский язык. 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2010
Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012
Количество часов: 1ч (в неделю), 35ч (за год)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) взависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
- владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- создавать устное высказывание на лингвистические темы;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
- оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
- проводить разные виды языкового разбора;
- опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
- грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи;
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Введение. Слово о русском языке – 1 час
- Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
- Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
- Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 часов
- Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
- Основные термины и понятия:
- Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей
- Фонетика. Графика. Орфоэпия – 3 часа
- Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
- Основные термины и понятия:
- Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
- Морфемика и словообразование – 3 часа
- Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
- Основные термины и понятия:
- Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс
- Морфология и орфография – 5 часов
- Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Основные термины и понятия:
- Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
- Части речи. Имя существительное – 3 часа
- Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
- Основные термины и понятия:
- Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
- Части речи. Имя прилагательное – 2 часа
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
- Части речи. Имя числительное – 2 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Основные термины и понятия:
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.
- Части речи. Местоимение – 1 час
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Основные термины и понятия:
Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
- Части речи. Глагол – 2 часа
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Основные термины и понятия:
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.
- Части речи. Причастие – 1 час
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Основные термины и понятия:Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.
- Части речи. Деепричастие – 1 час
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Основные термины и понятия:
Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
- Части речи. Наречие – 1 час
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.
Части речи. Слова категории состояния – 1 ч.
Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
- Служебные части речи – 4 часа
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные термины и понятия:
Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.
Тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Раздел Тема урока | Количество часов на изучение раздела, темы урока |
Введение | ||||
1 | Слово о русском языке | 1 | ||
Лексика. Фразеология. Лексикография | ||||
2 | Основные понятия лексики и фразеологии. Слово и его значение. | 1 | ||
3 | Изобразительно-выразительные средства | 1 | ||
4 | Омонимы, паронимы.. Синонимы, антонимы | 1 | ||
5 | Проверочная работа по теме «Паронимы» | 1 | ||
6 | Происхождение лексики современного русского языка. | 1 | ||
Фонетика. Графика. Орфоэпия | ||||
7 | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. | 1 | ||
8 | Звуки и буквы. Чередование звуков. Орфоэпия | 1 | ||
Морфемика и словообразование | ||||
9 | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.Словообразование. Морфологические способы словообразования. | 1 | ||
10 | Контрольная работа по теме «Лексика. Фонетика. Морфемика» | 1 | ||
| ||||
11 | Принципы русской орфографии. .Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. | 1 | ||
12 | Употребление гласных после шипящих и Ц.Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных | 1 | ||
13 | Правописание приставок. Буквы Ы, И после приставок. | 1 | ||
14-15 | Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ | 2 | ||
16 | Правописание приставок. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | |||
17 | Имя существительное как часть речи. Род, число, падеж существительных | 1 | ||
18 | Правописание падежных окончаний имён существительных, суффиксов, сложных имен существительных. | 1 | ||
19 | Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных | 1 | ||
20 | Правописание имен прилагательных | 1 | ||
21 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 1 | ||
22 | Глагол как часть речи | 1 | ||
23 | Правописание глаголов. Спряжение глаголов | 1 | ||
24 | Причастие как глагольная форма. | 1 | ||
25 | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | ||
26 | Наречие как часть речи. Слова категории состояния | 1 | ||
27 | Правописание наречий | 1 | ||
28 | Контрольная работа по теме « Самостоятельные части речи» | 1 | ||
29 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | 1 | ||
30 | Союз как служебная часть речи. | 1 | ||
31 | Частицы. Междометие.. Звукоподражательные слова. | 1 | ||
32 | Контрольная работа по теме « Служебные части речи» | 1 | ||
33-34 | Комплексное повторение | 1 | ||
35 | Резервный урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литература 10 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной.10-е издание Москва. Просвещение. 2008.) без изменений.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа: Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М.: «Просвещение»,- 2008 год. Под редакцией В. Я.Коровиной.
Авторы:В. Я.Коровина, В. П.Журавлев, В. И.Коровин, И. С.Збарский, В. П.Полухина.
Учебник: Лебедев Ю.В. Литература 10 класс: учеб. В 2ч. - М: Просвещение,2010
Количество часов: 3(в неделю), 105 (за год).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература XIX века (102часа.) Введение
(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.)
А. С. Пушкин (8ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов (6ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»
Н. В. Гоголь (5ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть "Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой
Литература второй половины XIX века.
А. Н. Островский. (5 ч)
Театр Островского и традиции русской классической драматургии.
«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.
Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.
А.Н.Островский в критике ( «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.)
И. А. Гончаров (4час.)
Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.
«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.
Споры вокруг образа главного героя.
Роман «Обломов» в зеркале критики.
И.С.Тургенев. (9 ч)
Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.
«Записки охотника».
«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.
«Отцы и дети» — «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.
.
Ф.И.Тютчев (4ч)
Жизнь и творчечтво (обзор).
Лирика. Философский характер тютчевского романтизма. Любовь как стихийная сила и «поеднок роковой»
А. А. Фет (2 ч)
Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.
А. К. Толстой. (1 час)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю . Влияние фольклора и романтической традиции.
М. Е. Салтыков-Щедрин (3час.)
«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.
Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.
. Н. А. Некрасов. (8ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.
«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.
Стихотворения : «Рыцарь на час» , «В дороге» ,« Поэт и гражданин» «Тройка» ,
« Мы с тобой бестолковые люди...» и другие .
Из литературы народов России.
К. Хетагуров .(1 час.).
Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость поэзии Хетагурова поэзии А. Н. Некрасова.
Ф. М. Достоевский. (9ч)
Жизнь и творчество (обзор) .Достоевский и «натуральная школа» .«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.
Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.
Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.
Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.
JL Н. Толстой . (14ч)
Жизнь и творчество. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя .
Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.
«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.
Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.
Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.
Роман «Война и мир» и его читатели.
Н. С. Лесков . (2 час.)
Жизнь и творчество ( обзор).
«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.
А. П. Чехов (7ч)
Жизнь и творчество.
Рассказы : «Человек в футляре» ? «Ионыч», «Дом с мезонином», «студент», «дама с собачкой» и др.
«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.
Сценическая жизнь пьесы.
Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Из зарубежной литературы.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои (обзор)
Мопассан (1 час.), Ибсен (1 час.), Рембо (1 час.).
Тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | Раздел Тема урока | Количество часов на изучение раздела, темы урока |
Ведение (1ч) | ||||
1 | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня | 1 | ||
Литература первой половины XIX века (20ч) | 1 | |||
2 | А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. | 1 | ||
3 | Романтическая лирика А. С. Пушкина . «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | 1 | ||
4 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина . «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любоовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 | ||
5 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» | 1 | ||
6 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». | 1 | ||
7 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | 1 | ||
8 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | 1 | ||
9 | РР Подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина | 1 | ||
10 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта | 1 | ||
11 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ; | 1 | ||
12 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» | 1 | ||
13 | Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» | 1 | ||
14 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | 1 | ||
15 | РР Подготовка к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 | ||
16 | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | 1 | ||
17 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | | 1 | ||
18 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. | 1 | ||
19 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | 1 | ||
20 | Вн/ч. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | ||
21 | РР Подготовка к сочинению по творчеству Н. В. Гоголя. | 1 | ||
Литература второй половины XIX века | ||||
22 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | 1 | ||
23 | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | 1 | ||
24 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | 1 | ||
25 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | 1 | ||
26 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | ||
27 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | 1 | ||
28-29 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | 2 | ||
30 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | 1 | ||
31 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | 1 | ||
32 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | 1 | ||
33 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | ||
34 | И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | 1 | ||
35-36 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | 2 | ||
37 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | ||
38-39 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 2 | ||
40-41 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению | 2 | ||
42-43 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | 2 | ||
44 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | 1 | ||
45 | Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») | 1 | ||
46 | Зачетная работа за первое полугодие | 1 | ||
47 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» | 1 | ||
48 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | 1 | ||
49 | ВН/Ч А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | |||
50 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» | 1 | ||
51 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» | 1 | ||
52 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» | 1 | ||
53 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» | 1 | ||
54 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | 1 | ||
55 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | ||
56 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | ||
57 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова | 1 | ||
58 | М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | ||
59-60 | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания,жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 2 | ||
61 | Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 1 | ||
62-63 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | 2 | ||
64-65 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 2 | ||
66-67 | Женские образы в романе «Война и мир» | 2 | ||
68 | Семья Ростовых и семья Болконских | 1 | ||
69-70 | Тема народа в романе «Война и мир» | 2 | ||
71 | Кутузов и Наполеон | 1 | ||
72-73 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. | 2 | ||
74 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||
75 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | ||
76 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского | 1 | ||
77-78 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | 2 | ||
79-80 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова.Истоки его бунта | 2 | ||
81 | «Двойники» Раскольникова | 1 | ||
82 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» | 1 | ||
83-84 | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании | 2 | ||
85 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | 1 | ||
86 | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | 1 | ||
87 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | 1 | ||
88 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 | ||
89 | Особенности драматургии А. П. Чехова | 1 | ||
90 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | 1 | ||
91-92 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | 2 | ||
93 | Зачетная работа за второе полугодие | 1 | ||
Из литературы народов России (1ч) | ||||
94 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. | 1 | ||
Из зарубежной литературы ( 3ч) | ||||
95 | Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». | 1 | ||
96 | Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». | 1 | ||
97 | Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | 1 | ||
98-99 | РР Подготовка к итоговому сочинению | 2 | ||
100-102 | Контрольное сочинение | 2 | ||
103-105 | Резервные уроки | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Глагол – необыкновенная часть речи»
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе. ...
Презентация "Глагол как часть речи"
Презентация к вводному уроку по теме...
"Глагол как часть речи"
"Глагол как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Тема урока: Глагол как часть речи.
Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...