Программа элективного курса "Готовимся к олимпиаде по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку на тему

Актуальность введения курса "Готовимся к олимпиаде  по русскому языку" по выбору определяется необходимостью решать проблемы успешной  подготовки  к  олимпиаде по данному предмету: с одной стороны, необходимостью углубленного изучения курса, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для лингвистического и речеведческого  тренингов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gotovimsya_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»

Обсуждена                         Согласована                             Утверждаю

на заседании   МО             на совете МС                            директор школы

______________                _____________                    ________Ринчиндоржиева Е.И.

Программа элективного

курса

«Готовимся к олимпиаде

по русскому языку»

                     

             

                                   составлена

Караваевой  Т.П.,

учителем русского языка и литературы

                                                                                             

2017 г.

Программа включает:

- пояснительную записку;

- содержание программы;

- технологию организации учебного процесса;

- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

- требования к результатам освоения элективного курса;

- список литературы;

- электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки творческих заданий,  методические разработки уроков)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

           Актуальность введения курса "Готовимся к олимпиаде  по русскому языку" по выбору определяется необходимостью решать проблемы успешной  подготовки  к  олимпиаде по данному предмету: с одной стороны, необходимостью углубленного изучения курса, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для лингвистического и речеведческого  тренингов – это, во – первых.

      Во – вторых, подготовка к олимпиаде имеет мало общего с подготовкой к выпускному или вступительному экзамену. «На олимпиаде нет  типовых, алгоритмизированных заданий, выполняя которые, школьник покажет опять же типовые знания, умения и навыки.

Задача олимпиады – выявить как раз нетипичных детей, умеющих мыслить неординарно, обладающих глубокой интуицией, языковым чутьем».

 В  различных методических пособиях  недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся. Критерием оценок ответов являются их правильность, полнота и оригинальность.

Эти причины и послужили поводом для составления данной программы, которая является актуальной. Нужна специальная подготовка к олимпиаде. Ведь победителей всероссийских олимпиад по профильным предметам многие вузы зачисляют без экзаменов, другие  проводят свои внутренние олимпиады, результаты которых засчитываются в качестве оценки на вступительных экзаменах. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления

           Место в образовательном процессе. Данный курс принадлежит согласно существующей типологии элективных курсов к группе предметно – ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной части «Русский язык») на профильном уровне. Опираясь на знания, умения учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка 9-11 классов, данный курс является прогностическим (и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и создает условия осознанного и успешного профиля. Может быть включен в систему курсов при подготовке ЕГЭ.

       Этот  курс  поможет учащимся повторить теоретические сведения по трудным разделам и темам языкознания, развить их практическое умение и навыки по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, олимпиад  по русскому языку. Данный курс будет способствовать расширению знаний и умений учащихся по вопросам, традиционно вызывающим затруднения.
Выполняя предложенные задания  по русскому языку, ученики повысят свою грамотность, смогут создать высказывание на любую тему в устной и письменной форме, анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи, знать происхождение отдельных слов и фразеологизмов их морфемный состав, произношение.  Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и успешно подготовиться  к олимпиаде по русскому языку.

       "Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства." Исходя из этого, назначение данного  курса состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и повысить интерес к художественной  литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.

           Данный курс состоит из  3 блоков, включающий в себя трудные случаи правописания, произношения, ударения из различных разделов  языкознания: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания. Они составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания лингвистического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников по предмету «Русский язык» Федерального образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования 05.03.2004 г.):

1. Трудные случаи орфографии, лексики, пунктуации, орфоэпии, грамматики, морфемики, синтаксиса, морфологии, стилистики.

2. Культура речи  

3. История языка. Сравнительное русское языкознание. Этимология и фразеология.  Социолингвистика.

4. Трудные случаи словообразования,

5.  Изобразительно – выразительные средства

6. Анализ текста

7. Сочинение – рассуждение

    Адресат: учащиеся 9-10-11 классов общеобразовательных классов гуманитарного профиля, желающие повысить грамотность в различных областях языкознания и подготовиться не только к ЕГЭ, но и к олимпиаде.

Предлагаемая программа  элективного  курса   будет полезна не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.

.     Данный курс  рассчитан на 34 часа. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю (с сентября по май).    Материалы курса могут  быть использованы на факультативных занятиях.

На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия, выполняться тестовые задания. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Цели элективного курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- систематизировать речевые трудности, объяснить принципы их возникновения и помочь успешному общению в устной и письменной форме.

- соблюдать языковые нормы (орфографические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях.

- обогатить учащихся сведениями о правилах правописания орфограмм, совершенствование навыков написания трудных случаев, исключений из правил, отработка алгоритмов на тренировочных упражнениях (тестах).

- развитие творческих способностей личности;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, к олимпиадам  по русскому языку

- воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, расширять кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы поведения;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты ) с миром и с самим собой.

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к  олимпиаде по русскому языку, к ЕГЭ:

- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

- продолжить формирование навыка углубленной  орфографической грамотности;  

- совершенствовать и развивать умения  анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- способствовать овладению учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста;

- способствовать развитию языкового и стилистического чутья;

- расширять социокультурное пространство путем знакомства с текстами высокой художественной ценности;

- задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика четкими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные и учебные цели;

- способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;

- способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения.

Основные направления курса:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, синонимических рядов, тематических групп и т.д. А также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, литературоведческого и словаря синонимов
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдения над синтаксическим строем простых и сложных предложений, грамматическим рядом разных частей речи;
3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений; написание сочинения – рассуждения.

                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел  1. Трудные случаи орфографии, лексики, пунктуации, орфоэпии, грамматики, морфемики, синтаксиса, морфологии, стилистики.

В модуле «Трудные случаи орфографии и пунктуации» представлены основные  принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала:

. Трудные темы орфографии.

1. Историческое чередование  в корне
2.Правописание о, е после шипящих.
3.Правописание н/нн в разных частях речи.
4.Правописание частицы "не" со всеми частями речи.
5.Правописание сложных прилагательных.
6.Правописание наречий.
7.Слова-исключения.

8. Аукцион орфограмм.

 Трудные темы пунктуации.

1. Синтаксическая система русского языка.  Анализ синтаксических явлений повышенной сложности Обособление определений.
2.Обособление приложений.
3.Знаки препинания при сравнительных оборотах.
4.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
5.Тире и двоеточие в простых и сложных предложениях.

6.Комплексное повторение орфографии и пунктуации.

7 Двоеточие и тире в простом и бессоюзном сложном предложении

8 Разбор заданий (синтаксис).

9. СПП

10. Безличные предложения. 

Трудные темы морфологии

1. Омонимия частей речи. Два типа совпадений: регулярные (наречия и краткие прилагательные и причастия, сравнительные степени наречий и прилагательных) и случайные совпадения слов разных частей речи.

2.Имя существительное. Одушевленность. Род (Существительные, не имеющие формы единственного числа, существительные общего рода, существительные на – ище, -ишко;  несклоняемые существительные; существительные, используемые в просторечии не в том роде, к которому они принадлежат в литературном языке). Число (существительные, не имеющие форму единственного числа.  Существительные, не имеющие форму множественного числа. Существительные, имеющие две разные формы множественного числа, или во множественном числе обозначают небольшое количество существительных единственного числа, а что-то другое).

3. Имя прилагательное. Качественные прилагательные, у которых невозможно образовать степень сравнения. Типичные ошибки при образовании форм степеней сравнения.

4. Глагол. Вид (глаголы, существующие только в одном каком – то виде и не имеют парного глагола противоположного). Наклонение (различие омонимичных форм разных наклонений).

Лицо (глаголы, не имеющие формы 1-го лица: убедить, победить, очутиться, чудить, дудеть, ощутить).

5. Имя числительное. Отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных – полтора, полтораста; два, оба, три, четыре;  составных количественных и порядковых числительных

Трудные темы морфемики

Определение слова по финальным буквам. Определение грамматической характеристике по несуществующему слову.

Трудные темы стилистики

Ошибки при употреблении паронимов. Плеоназм. Фамилии и географические названия в творительном падеже. Сочетания существительных с числительными: двое, трое, четверо. Предложно – падежные сочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки, по. Употребление деепричастного оборота. Порядок слов в предложении.

Трудные темы лексики

Устаревшая лексика, историзмы, архаизмы.

Трудные темы грамматики

Изменения грамматического строя языка. Орфографическая реформа 1917 – 1918 годов. Устаревшие грамматические формы и перевод

их на современный русский язык.

Раздел 2. Культура речи

Культура речи.

1.Нормативное произношение и ударение. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Различие  некоторых сочетаний звуков в современном нормативном , в естественном литературном и в разговорном  произношении. Обоснование современной орфографической нормы  с исторической точки зрения.  Различия в написании  слов, заимствованных из английского языка, где все они пишутся с двойными согласными типа: блогер (blogger), спамер (spammer), рэпер (rapper), триммер (trimmer), диггер (digger), стоппер (stopper – «опорный полузащитник», футб.), глиссер (glisser), пропеллер, бестселлер, сеттер. Семантическая (сема – научн. исконная идея) система современного русского литературного языка. История происхождения  слов. Морфологическая система русского языка. Морфологический анализ слов. Культура русской письменной речи.

 Виды ошибок и их описание и определение.


2.Трудности ударения.
3.Лексические нормы.
4.Морфологические нормы.
5.Синтаксические нормы

6.Формообразование слов. 

7. Что такое интеллигентная речь?

 Раздел  3. . 3. История языка. Сравнительное русское языкознание. Этимология и фразеология.  Социолингвистика.

 Язык изменяется (задания, связанные с самыми заметными изменениями, постигшими русский язык на протяжении его истории). Алфавит (задания, связанные с нахождением отличий старой орфографии и новой). Полногласие и неполногласие. Происхождение и значение выражений. Замена букв цифрами, а цифр – буквами. Запись слов в старой орфографии. Полногласие и неполногласие типа порожний и праздник.

Из истории русского языкознания. Виды словарей их строение, назначение. Словарная статья. Из какого словаря взяты следующие ряды слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари?  Известны ли вам подобные словари?

Когда мы используем фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Исторические, литературные, иноязычные источники. Фольклорное происхождение. Профессиональная речь.

Сравнительное языкознание.

Сравнение языков. Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование ( Перевод русских выражений на язык других народов и наоборот).

Социолингвистика – наука о том, как язык живет в обществе.

Жаргон. Табу и эвфемизмы. Примеры табу и эвфемизмов в произведениях классической литературы. Двуязычие. Споры о языке.

Раздел  4. Словообразование

Способы образования слов. Формообразующие суффиксы. Нулевые суффиксы. Определение количества суффиксов в словах. Нулевые окончания. Омонимия приставок.

  Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа слова в школьном курсе русского языка. Словообразовательная цепочка. Синхронный и диахронический морфемный  и словообразовательный анализ слов.

Слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения типа:  молчать, примкнуть, намёк, помещик, мокрица.

Раздел  5. Изобразительно – выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.

1. Звукопись. Понятие о звукописи, ее виды, ассоциативная образность: аллитерация, ассонанс, звукоподражание: функционирование средства в художественном тексте.

2. Русская рифма. История становления: существующие разновидности: художественные возможности русской рифмы.

3. Ударение, ритм, интонация. Понятие о ритмико – интонационном рисунке речи: виды русского ударения, его вариативность: художественные возможности данных средств: парцелляция.

4. Графика, орфография, пунктуация как изобразительные средства русского стихосложения.

5. Лексические средства выразительности. Ключевые слова, лексические повторы, слова – символы, синонимы, антонимы.

6.Морфологические средства выразительности. Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм, местоимений и других частей речи.

7. Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.

8. Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли – и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.

Раздел 6. Анализ текста.

1. Текст и его построение. Анализ публицистического текста. От текста к авторскому замыслу.

 2. Тексты  разных видов переработки и анализа. Древнерусский текст, его перевод и анализ.

3.  Методы компрессионного сжатия текста.

4.  Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

5. Учимся писать проблему и  комментарий к проблеме текста.

   6. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного текста.     Повторение разделов «фонетика», « словообразование» и «морфемика».

 7. Анализ текста. Подготовка к сочинению – рассуждению.

8. Анализ текста  как подготовка рабочих материалов к сочинению

9. Лингвистический анализ художественного текста.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Словесное рисование. Письмо по памяти. Картина воображения Цветовая гамма. Особенности строения поэтического текста. Ритм, звучание, орнаментовка, настроение в лирически шедеврах А.Пушкина. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Особенности употребления в поэтике.
Что такое звуковой ряд ? (Размер, строфика, рифма, звукопись... на примере лирики М.Ю. Лермонтова). Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы). Лексический уровень (олицетворения, омонимы, "пустые слова"...). Лексический уровень (оксюмороны, сравнения, метафоры, эпитеты...). Грамматический ряд (части речи, грамматические формы - их значение и роль в анализе поэтического произведения). Синтаксический строй (структура предложений, их количество, степень распространенности, знаки препинания) . Зачем переводят стихи с одного языка на другой ? Перевод Брюсова, Анненского. Сопоставительный анализ. Практическое занятие. Анализ стихотворения.

Этапы лингвостилистического анализа художественного (поэтического)  текста.

1. Определение жанра художественного произведения.

2. Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко.

3. Определение идеи и ключевого словесного ряда, в котором она выражена наиболее отчетливо.

4. Определение основной эмоциональной тональности (настроения) и соответствующего ключевого словесного ряда.

5 Анализ средств художественной выразительности (фонетический уровень, морфемный и словообразовательный уровень, лексический и лексико – фразеологический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, ритмико – метрический уровень, структурно – композиционный уровень, определение доминирующего уровня)

6. Основные выводы по анализу данного текста

.

  Раздел 7    Сочинение – рассуждение

           В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

 Теоретический аппарат модуля

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
  3. Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.
  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
  5. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
  6. Заключительная часть сочинения.

 Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

4.  Сочинение-рассуждение в части С.

5.  «Назывные предложения. Систематизация и обобщение темы. Сочинение –

описание по открыткам и рисункам»

5. Экспертная оценка  творческих работ.

Блоки,

включающие в себя трудные случаи правописания, произношения, ударения из различных разделов  языкознания: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

                                             ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ  ТЕСТЫ

Тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа.

К ним относятся задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков  языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Лингвистические тесты включают: трудные случаи орфографии и пунктуации, орфоэпические и грамматические нормы, морфемный и синтаксический разбор, историю русской письменности и русского языкознания, историко – культурные сведения о языке, семантику русских слов и фразеологизмов, стилистику ресурсов языка, глагольные формы языка барбареньо чумаш.

                                                              ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Это вопросы требуют письменного ответа.

     Эти  задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Лингвистические задачи включают следующие разделы:

        1. От текста к языку. Анализ текста.  Свойства языковых единиц как элементов языковой системы. Аналитическое чтение текста. Анализ языкового материала. Особенность употребления отдельных слов текста. Восстановление фразеологизмов в первоначальный вид. Появление фразеологизмов в русском языке. Употребление одного и того же слова в разных произведениях одного и того же автора. Комментирование, исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

        2. От языка к тексту – моделирование активной речевой деятельности, т.е. процесса письма с целью выражения и сообщения мысли.

 Исходным условием являются правила,  закономерности языка, свойства языковых единиц. Применение данных  сведений к анализу предложенных фактов речи.

Возможные группы заданий:

  1. От правил и структуры языка к конкретному факту.

Такой тип заданий соответствует процессу  говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

Определение значения заимствованных слов, употребление их в составе предложений, которые бы раскрывали их значение. Составление предложений, в которых  словосочетания используются  для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения и других ИВС. Составление сложных предложений, в которых союзные слова присоединяют разные типы придаточных частей.

  1. От системы языка к тексту.

Данный тип заданий предполагает выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Задания «вставить вместо трех точек». Задания на определение синонимического ряда.

        3. От языковых фактов к системе языка.

В данном разделе могут быть представлены разнородные задания структурно – лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой – либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания данного типа объединены в две группы:

  1. Поиск закономерностей по данным примерам ( в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике.

(Указать основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами. Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в ряду).

Установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация, объединение слов в группы по особенностям их структуры; нахождение общего в значении заимствованных слов; определение грамматического своеобразия отдельных частей речи.

  1. Разбор трудных единиц и категорий языка.

Задания  по разделам: лексикология (терминология, фразеология), морфология, графика, орфография и др.) Аналогия слов,  предложений между неизвестным и неизвестным. Редкие случаи, известные слова, выражения, предложения в нестандартном,  новом видении. Задания, проверяющие системность знаний о языке (комплексные, т.е. предполагающие одновременное обращение к разным разделам лингвистики).

  1. От языка к науке о языке, описанию языка.

Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ требует научной эрудиции.  (В каких разделах школьного учебника русского языка может быть рассмотрено данное слово. Какие черты диалектного произношения называются данными терминами). Задачи «словарей трудностей языка». Словари.

ТВОРЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

Данные задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов можно объединить в две группы:

  1. От модели текста к тексту.  

Построение связного тематически целостного и стилистически единого текста, выбор формы, соответствующей содержанию. Текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); совокупность средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; жанрово – стилистическое воплощение текста, выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматика текста.

Написание текста заданного стиля или жанра ( художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т.д.)

  1. От текста к тексту.

Филологическая работа над текстом, его толкование и оформление.

Анализ текста и создание своего варианта текста. Комплексный анализ текста (тема, идея, проблема, стиль повествования, типы речи, языковые средства, помогающие автору в создании образа; орфографические, лексические, морфологические, стилистические, синтаксические возможности текста.

Оформление ответа в виде связного текста. Преобразование, творческая переработка текста. Перевод древнего текста. Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица. Создание научного ( комплексный лингвистический анализ текста), публицистического (высказывание на какую – нибудь лингвистическую тему или художественного текста.

ТЕХНОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

        Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания олимпиад по русскому языку предыдущих лет.

        Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

        Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний, сетевой проект, урок контроля (малая олимпиада, итоговая олимпиада).

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, выполнение лингвистических тестов, лингвистических задач, творческих заданий);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

 

                                                     МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Прогнозируемый  результат

Программа элективного курса предусматривает задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь выполнять:

лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ЭЛЕКТИВНОГО УРСА  И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
  2. промежуточный (проводится в форме классных, школьных олимпиад)  
  3. итоговый (в конце курса) проводится районная олимпиада в соответствии с требованиями  олимпиадных заданий  и  критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате  изучения курса  максимальное количество баллов  -  50% выполненных заданий.  

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Водолазька С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д., 2007 г.
  2. Воробьева О.И., Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы// РЯШ. – 1996. - №2. – С.46 – 48
  3. Вопросы и задания 4 Всероссийской олимпиады школьников по русскому //РЯШ. – 1999. - №4.- С. 46 -51; №5. – С. 46 – 48
  4. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии.- М., 1995
  5. Журинский А.Н. Слово, буква, число. Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра.-М., 1993
  6.  Задачи лингвистических олимпиад. 1965 – 1975. / Ред. – сост. В.И. Беликов и др. – М., 2006
  7. Казбек – Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. –М., 2006 г
  8. Казбек – Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М., 2007 г
  9. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М., 2004
  10. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/авт. – сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград, 2007
  11. Новые олимпиадные задания по русскому языку…..
  12. Токарева П.В. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2008 – 2009.- Омск-2009

СЛОВАРИ, СПРАВОЧНЫЕ И НАУЧНО - ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. –М., 1999

3.Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., 2000

4. Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь – справочник. –М., 2007

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М., 1981

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.- любое издание.

7. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка.- м., 2005

8. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе: Предпрофильное обучение 9 класс: Методическое пособие для учителя. – М., 2005

9 Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2005

10. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. Для студентов филол. Спец. Фак. Ун-тов и пед ин-тов. – М., 1983

11. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. – Л., 1990

12. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М., 1993

13. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. – Ростов н/Д, 2007

Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984

14. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. – Новосибирск, 1992

15. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 2000

16.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка»

Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 ....

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...