Выступление на тему«Этнокультурная направленность уроков русского языка в школе»
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Борисова Елена Геннадьевна

Выступление на тему "Этнокультурная направленность уроковрусского языка в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего выступления «Этнокультурная направленность уроков  русского языка в школе»

Конфуций сказал: «Народ, лишенный традиций, превращается в стадо говорящих животных» (слайд№2)

 Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики, принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом , разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Этнокультурная  направленность  уроков  русского  языка позволит  развить патриотические  чувства обучающихся, приобщить  к  ценностям  национальной культуры,  сформировать  уважительное  отношение  к различным  национальным группам,    приобрести    навыки    межнационального    общения, расширить культурологический   кругозор   школьников, что   является   предпосылками формирования  культуры  межнационального  общения учеников. Кроме  того, этнокультурная  направленность  в  обучении  языку способствует формированию этнокультурного  лексикона обучающихся, помогает  учителю разнообразить  урок, содействует повышению интереса к предмету в целом.

Проблема  использования национальных традиций  при  обучении  языку приобретает  наибольшую  актуальность  для  полиэтнических  регионов,  к  каким относится Татарстан.

Республика Татарстан – полиэтничный регион, состав которого определяют основные группы – татары и русские, а также представители этнических меньшинств. Последние представлены коренными народами волго-уральского региона: чувашами, марийцами, мордвой, удмуртами, башкирами и поселившимися в регионе недавно украинцами, немцами, евреями, армянами, азербайджанцами и другими народами. На сегодняшний день наиболее многочисленными этническими группами в крае являются: татары – 52,9% численности населения, русские – 39,5%, чуваши – 3,3%, мордва – 0,6%, удмурты – 0,6%, украинцы – 0,6%, башкиры – 0,4%, кряшены – 0,5%, марийцы – 0,5%, азербайджанцы – 0,3%. Остальные народы численно составляют менее 0,1%, однако эти народы имеют свои национально-культурные центры и активно взаимодействуют с региональными властями.

Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности,  обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью.(№3)

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Принципы:

-Принцип патриотизма. Обучение и воспитание должны:  соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России;

-Принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук;

-Принцип воспитывающего обучения. Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.(№4)

Богатейшая информация о культурных ценностях различных национальностей раскрывается в лексике. В слове хранится и передается из поколения в поколение исторический  опыт  народа,  информация  о  жизненных  ценностях. С  учётом  этого учителю при  изучении  отдельно  взятых  тем  раздела  «Лексикология» можно организовать  такую  работу. Обратимся  к  примерам. Скажем,в  5  классе систематизируя  слово «меценат»как  богатый  покровитель  науки  и  искусства, следует  раскрыть  его  значение  путем  обращения  к  тем  представителям  русской культуры,  которыми  гордится  нация:  П.М.  Третьяков,  являющийся  основателем Третьяковской  галереи  в  Москве;  С.И.  Морозов –покровитель  Московского Художественного  театра. Так, обучающиеся через  слово «меценат»получают ценнейшую информацию о том, что русские меценаты внесли огромный  вклад  в  развитие  искусств,  в  сохранение  и  преумножение  культурных богатств всегонарода России.

Большую роль в строительстве мечетей, школ и медресе издавна играли татарские меценаты. Сотни династий купцов, промышленников, землевладельцев  пожертвовали свои средства на строительство, содержание и жизнеобеспечение храмов Аллаха, духовных учебных заведений. Например, Габдулла, купец первой гильдии,  много средств и сил вложивший в просвещение своего народа. Он построил на свои средства третий этаж медресе "Мухаммадия", где учились Ф.Амирхан, М.Гафури, Г.Камал, К.Тинчурин, С.Сайдашев. По свидетельству Марджани, Габдулла Утямышев построил в России более 150 мечетей. Если вспомнить, что рядом с мечетью обычно ставили медресе и дом для муллы, можно представить размеры его щедрости.Первую мечеть он построил в родной деревне. Двухэтажное кирпичное здание существует и поныне, в нем расположен сельский клуб. А самая, пожалуй, знаковая мечеть была построена Габдуллой в 1802 году в Казани. Это сохранившаяся поныне мечеть Иске-Таш (Старый камень). Когда-то здесь, в квартале от нынешней улицы Меховщиков, были захоронены воины — защитники Казани. Над этой братской могилой был установлен большой камень, камень скорби, а спустя некоторое время была построена деревянная мечеть, куда люди приходили помолиться за защитников города. Со временем камень был утерян, а Габдулла Утямышев решил возвести на месте деревянной каменную мечеть, чтобы стояла века и хранила память о защитниках Казани.(слайд № 5)

При изучении фразеологических единиц на уроках русского языкав 6 классе можно организовать анализ пословиц как русского народа, так и других этносов с целью знакомства с этнокультурными традициями.

Этнокультурный компонент отражает региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации

   Этот компонент в лингвистике не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса.

    Местный языковой материал систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку.(№6)

Отрывки из литературных произведений авторов Татарстана используются учителями при изучении различных разделов русского языка: фонетики, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса, пунктуации. Тексты авторов можно использовать на уроках развития речи (написание изложений, сочинений, определение стилей и типов речи) для комплексного анализа.(№7)

Беседа по содержанию картины.

     -Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

     Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, а красивое. Ребята, кто ещё из знаменитых русских пейзажистов писал картины природы? (И.И.Шишкин). Давайте, рассмотрим его картины на зимнюю тематику: «Зима», «На севере диком».(№8)

5 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»

Составьте предложения со словами:

Казань, Высокая Гора, Волга, Республика Татарстан, Кабан, Сула.

О каких населенных пунктах, реках вы бы хотели ещё рассказать?

Казань – это столица Республики Татарстан.

Волга – река, которая протекает в Татарстане.

Высокая Гора -  село Высокогорского района Татарстана.

Кабан — система озёр, расположенных в городской черте Казани.

Сула — река в Высокогорском районе Республики Татарстан. (№9)

5 класс «Двоеточие при однородных членах»

       Составьте предложения с однородными членами, ответив на вопросы (репродуктивные). Используя ваши ответы, составьте текст.

Какие города есть в Республике Татарстан?

Какие реки протекают на территории Республики Татарстан?

Какие деревья растут на территории Республики Татарстан?

Какие животные обитают в лесах на территории Республики Татарстан?

Какие ценные породы рыб обитают в водоёмах Республики Татарстан?(№10)

В Республике Татарстан 23 города, близ находящиеся города: Мамадыш, Менделеевск, Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь.

Река Волга, Кама, Белая, Вятка, Ик.

На территории района растут деревья: ель, пихта, сосна, берёза, осина, тополь, рябина.

В лесах на территории Республики Татарстан встречаются разные животные: лось, волк, лиса, заяц, рысь, кабан, бобр, ондатра.

В водоёмах Республики Татарстан обитают ценные породы рыб: щука, линь, лещ, сазан, окунь, сом.(№11)

Проект в 6 классе «Книга кулинарных рецептов» (повелительное наклонение глагола)

      Рецепты татарских народных блюд, описание приготовления, оформление страницы.

      Чак-чак

      Для начала готовят тесто. В миску разбейте яйца, налейте воду. К ним добавляют муку и массу хорошенько вымешивайте.С мукой важно не переборщить, чтобы тесто было тугим, но мягким. Нужно оставить его для отдыха минут на 20, а потом можно нарезать на небольшие кусочки. Кулинары делают и колбаски, и узкие полоски, и орешки. После подготовки нужно нагреть сковороду, вылив туда растительное масло. Заготовки должны плавать в нем. При обжаривании кусочки увеличиваются в размере. Как только они становятся румяными, выньте и сложите на бумажном полотенце. Тогда чак-чак не будет жирным: излишки масла уйдут. Отдельно приготовьте заливку: соедините мед с сахаром и проварите смесь в течение 30 секунд. Сразу после этого горячий сироп вылейте в обжаренное тесто. Осталось сформировать чак-чак и остудить его. Спустя час его можно резать и подавать к столу. Угощение оценят по достоинству все домочадцы.(№12)

6 класс «Описание помещения»(№13)

7 класс «Описание внешности человека»
Опишите девушку в татарском национальном костюме. (№14)

Учитывая психологические особенности подросткового возраста, можно сделать  урок по  морфологии русского  языка в  этнокультурном  направлении еще более увлекательным и интересным. Один из путей достижения этого –создание на уроке игровой ситуации. Для этого можно предложить ученикам6 класса такие виды работы: игры  «Этнический  портрет»  и  «Четвертый  лишний».Игра  «Этнический портрет»просит обучающихся по предложенным прилагательным отгадать, о какой национальности  идет  речь. Кроме  того, ученикам необходимо выполнить и грамматическое задание–образовать от данных качественных прилагательных: а) краткие формы; б) степени сравнения: простую и сложную формы сравнительной степени;  простую  и  сложную  формы  превосходной  степени. Содержание  задания может быть представлено следующим образом:

1.Простодушный, терпеливый, щедрый, справедливый, открытый (ответ –русские)

2.Открытый, весёлый, жизнерадостный, гостеприимный, религиозный и бережливый (ответ – татары). (№15) Таким образом, игра «Этнический портрет» позволяет не только сформировать отдельные  языковые  умения  учеников,  но  и знакомит их с  национальными особенностями некоторых народов.  В ходе выполнения  этого  задания  учителю необходимо   обратить   внимание школьников на   то,   что   в   процессе межнационального  взаимодействия  учет  национальных  особенностей  является залогом продуктивного общения.

Игра «Четвертый лишний»

Кар...вай, икм…к, л...ваш, сбит...нь(ответы: каравай, икмэк, лаваш,  сбитень; лишнее  слово – сбитень). (№16) Игра «Четвертый лишний»предлагает ученикам найти лишнее словов данном ряду существительных иобъяснить их правописание: кар...вай, икмэк, л...ваш, сбит...нь(ответы: каравай,  матнакаш,  лаваш,  сбитень;лишнее  слово –сбитень).В  ходе  игры«Четвертый  лишний» учителю  необходимо  провести ознакомительную работу, т.е. пояснить, что икмэк–национальный татарский хлеб; лаваш–национальный бездрожжевой  хлеб  народов  Кавказа; каравай–национальный хлеб русских,  украинцев  и  белорусов. Сбитень –безалкогольный напиток славян. Проведение  такого  рода  заданий обеспечивает  развитие орфографической  зоркости  школьников,  а  также способствует расширению их культурологического кругозора.  

7 класс «Публицистический стиль речи. Заметка в газету»

Проект «Стенгазета». Ученикам были предложены различные темы для заметок, среди них были такие темы:

Экология города.

В краеведческом музее.

Город в лицах.

Родные места.

Красота вокруг нас. (№17)

При знакомстве с разделом«Синтаксис»в 8 классе можно предложить тексты о национальных праздниках с таким заданием: найти в тексте простые предложения, осложненные  однородными  членами,  построить  схемы  этих  предложений; сопоставить   тексты   с   точки   зрения   иноязычной   культуры,   ценностей, принадлежащих другому народу.

Один  из  самых популярных  и распространенных русских праздников —Масленица. Она отмечалась в древности в начале марта. Масленица–праздник встречи весны и проводов зимы. Масленица всегда отличалась изобилием еды и молодежными увеселениями. На масленице пекли блины. Почему именно блины? Потому что круглый и румяный блин по своей форме похож на солнце. К этому празднику  долго  готовились: убирали  в  домах,  сжигали  мусор. Во  время масленичных гуляний устраивали веселые игры, катание с ледяных гор. В день проводов Масленицы возили ее чучело в сопровождении ряженых, устраивали целое представление ее похорон. Разводили костры на перекрестках дорог, на реке, в поле и сжигали куклу. (№18)

Новруз –праздник весны. Еще в глубокой древности этот день был особенным. Готовясь к празднику, в хозяйстве наводили чистоту, причем медную и бронзовую посуду натирали до блеска и выставляли во двор, потому что считали: красный цвет меди призывает солнце. В праздничный день все, включая детей, поднимались до рассвета и выходили навстречу восходящему солнцу. Праздничные развлечения проходили вечером, у костров, символизирующих солнце. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали взрослые мужчины и юноши, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы очищаясь огнем.(№19)

Сложносочинённые предложения. Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Посмотрите на картины известного пейзажиста И.И. Шишкина
«Лесное озеро», «Утро в сосновом бору», «Дорога во ржи».

Посмотрите на картины известного пейзажиста И.И. Шишкина «Лесное озеро», «Утро в сосновом бору», «Дорога во ржи».

     Составьте и запишите ССП с разными союзами, используя данные слова, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

     Высокие многолетние сосны, лесное озеро, чистая гладь воды, ясный, солнечный день. Листья, медведи, старые, поломанные деревья, непроходимая чаща леса. Июль, жара, оглушительный треск кузнечиков, рожь, дорога, голубое небо. (№ 20)

(№21)Этнокультурная  направленность  уроков  русского  языка должна  найти своё продолжение  во внеурочной работе, которая  включает  проведение  национальных конкурсов,  праздников,  фестивалей,  экскурсий,  игр с  привлечением  родителей. Кроме того, немаловажную роль в этом направлении играют интегрированные уроки русского  языка.  Интеграция  может  быть  осуществлена,  например, с  уроками литературы, изобразительного искусства, технологии, истории ит.д.Таким  образом, этнокультурная  направленность  уроков  русского  языка  в средней общеобразовательной школе непременно даст положительные результаты, поскольку ученики будут воспитываться на  уважении культуры  своей  страны, научатся находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным народам. Этнокультурный компонент имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Различные текстовые материалы о Республике Татарстан, прозаические и стихотворные произведения татарских авторов на уроках русского языка воспитывают интерес к тому, что называется малой родиной, расширяют представления об истории и традициях республики, района, города, помогают понять и оценить людей, живущих рядом, что способствует общей гуманизации школьного образования.

Включение словосочетаний, предложений и текстов, тематически ориентированных на приобретение знаний о природе, материальной и духовной культуре родного края,

включение языкового материала: слов и фразеологизмов, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,

включение литературоведческого материала, состоящего из произведений национальных писателей и поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элективный курс «Деловой русский язык в школе» Выступление на Международной научно-практической конференции

Рассказ об опыте работе со старшеклассниками на элективных курсах "Деловой русский язык"...

Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....

Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе

Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...

Материалы выступления на итоговом мероприятии недели иностранных языков в средней и старшей школе, посвященной зимним олимпийским играм.

Данное выступление было разработано в рамках проведения недели иностранных языков в средней и старшей школе, посвященной  олимпийским играм.Выступление состоит из двух частей. В первой части...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...