«Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы».
статья по русскому языку на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Выступление на научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

II районная конференция

«Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»

Номинация

«Приоритетные направления научно-исследовательской  и  методической работы  в обучении и воспитании в образовательных организациях в контексте инновационной деятельности».

Тема выступления

«Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы».

                                   Шехмаметьева Румия Кямилевна,

 учитель русского языка и литературы

                                                     Ельники - 2018

Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

      "О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой, исследовательской деятельности любого уровня.

     К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами».

     В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. Ведь модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.

     Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

                           Людей неинтересных в мире нет,

                           Их судьбы – как истории планет.

                           У каждой все особое, свое,

                           И нет планет, похожих на нее.

    Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

   Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения. Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

    Немало усилий нужно приложить, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На таком уроке царит атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появляются ассистенты,  консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию.

     Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерную технологии.

     С первых минут урока стараюсь мобилизовать на работу как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово.

     Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

     Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ОГЭ. Этот прием - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - «   (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

      Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеющее важное  значение не только в процессе подготовки к ОГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

      Ни для кого не секрет, что сегодняшние учащиеся не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».

     Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра».

    Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке.

     Как на уроках русского языка, так и литературы предусмотрены различные творческие работы: анализ стихотворения, ответы на вопросы, сочинения. И тут, я считаю, работа должна строиться дифференцированно. Важна вариативность, чтобы каждый ученик смог выбрать такой вопрос или такую тему сочинения, которые были бы ему не только по душе, но и по силам. Ведь, что греха таить, часто ребята не пишут сочинения сами, а списывают. И не только потому, что не хотят работать, а потому, что не в состоянии справиться с заданием. Поэтому стараюсь систематически проводить уроки обучающего сочинения, которые развивают художественное воображение.   На уроках литературы часто встречаются контрастные мотивы, образы. И акцентировать внимание учащихся на богатстве смысловой антитезы помогает синквейн.  

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;  

 вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

   Вот, например, какой синквейн составила ученица на уроке по роману  А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Ольга Ларина
кокетливая игривая
жила, расцветала, была
полна жизненной энергии и жажды наслаждений
героиня.

 Учебный процесс  включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

Значительное внимание уделяю исследованию различных интерпретаций художественных текстов. Это может быть просмотр созданных киноверсий, слайд-шоу, театральных постановок, разработка ученических сценариев, обсуждение  иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

    Привлечение учащихся к проектной работе важен, так как именно метод проектов направлен на формирование навыков исследовательской деятельности. Ученики охотно берутся за проектные задания в бумажных и электронных версиях, творчески подходят к выполнению исследовательских заданий, внося собственное понимание и представление темы. Результативность такой работы очень высока, ведь именно  такой вид деятельности дает возможность раскрыться каждому ребенку, почувствовать себя нужным, успешным и реализованным.     Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

     Один из видов такой деятельности составление коллективного сборника «Этимология  фамилий русских писателей».

Сборник открывается эпиграфом:

...Увидеть первожизни завязь

И заглянуть во времена,

Когда из хаоса рождались

Фамилии и имена.

                                                                                Н.Заболоцкий
При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.
Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.
Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.
Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.
Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.

    Моих школьников заинтересовала еще одна интересная тема: «Этимология (Происхождение) татарских фамилий. Думаем, что эту работу мы выполним.

    Готовясь к конкурсу, проводимому Центром занятости населения, ученик 9 класса Галдин Денис написал исследовательскую работу о своей учительской династии, в которой бабушка, тети мамы, сама мама – Галдина С.А. – учителя нашей школы. Затем в следующем учебном году мы ее расширили, включив в нее другие учительские династии нашей школы. В конкурсе «Современный педагог» я представила дополненную  редакцию этого проекта.

     В прошлом году мы вместе с учащимися отправляли в Архив Республики Мордовия исследовательскую работу «Учителя нашей школы», в которой описали учительский коллектив 60-70-х годов. Эта работа принесла нам успех: учащиеся  Галдин Денис и Кутуева Диана заняли первое место в республике.

     Таким образом, каждый ребенок приобретает жизненный опыт, основные компетентности, которые помогут  понять себя, утвердиться и найти свое место в обществе, так как если ребенку дать возможность проявить себя и свое элементарное творчество, то у него оно будет и дальше развиваться, а творческие силы будут укрепляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы

Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках  и во внеурочной ...

Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...

Развитие творческих способностей учащихся 5-9 классов через исследовательский поиск на уроках русского языка

О перспективности дальнейшего использования  развития творческих способностей учащихся через исследовательский поиск с целью достижения более высокого уровня качества знаний учащихся, повыш...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации....