Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка (11 класс) на тему
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка и, как следствие, его развитию.
Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_odarennosti_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОКЛАД на тему: «Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы». Выполнила: Ефимова А.В. Реутов 2013 Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы. К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами». В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. Ведь модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие: Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка и, как следствие, его развитию. Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии. Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя и так далее. Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой: - активизация познавательной деятельности; - осмысление материала через активное чтение и слушание; - через размышление и анализ к творческой интерпретации. Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - « (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы. Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя. Ни для кого не секрет, что сегодняшние учащиеся не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа». Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра». Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке. Как на уроках русского языка, так и литературы предусмотрены различные творческие работы: анализ стихотворения, ответы на вопросы, сочинения. И тут, я считаю, обязательно работа должна строиться дифференцированно. Важна вариативность. Чтобы каждый ученик смог выбрать такой вопрос или такую тему сочинения, которые были бы ему не только по душе, но и по силам. Ведь, что греха таить, часто ребята не пишут сочинения сами, а списывают. И не только потому, что не хотят работать, а потому, что не в состоянии справиться с заданием. Поэтому стараюсь систематически проводить уроки обучающего сочинения. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации (смотри тот же урок). На уроках литературы часто встречаются контрастные мотивы, образы. И акцентировать внимание учащихся на богатстве смысловой антитезы помогает даймонд. Он состоит из 7 строк: 1 и 7 – имена существительные, выражающие противоположные понятия; 2 и 6 – по два прилагательных, раскрывающих признаки существительных, 3 и 5 – по три глагола или деепричастия; 4 - состоит из четырех слов: первые два характеризуют существительное 1 строки, вторые два характеризуют существительное 7 строки. Вот, например, какой даймонд составила ученица на уроке по повести И.С.Тургенева «Ася»: Свидание Долгожданное, радостное Зовет, охватывает и поглощает. Радость жизни разрушает малодушие. Огорчает, пугает и губит Грустное, опустошающее Расставание. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, тема «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну Русский язык, Лексика, Фразеология. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление. Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее. Очень часто учащиеся читают, не обращая внимания на детали, увлекаясь только ходом событий. И задержать их внимание на деталях помогает игра «Из какой сказки эта вещь?» На доске слайд «утерянные вещи»: горошинка, хрустальный башмачок, золотой ключик, и ребятам предлагается «вернуть» вещи в сказки. Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Как правило, такие уроки заканчиваются небольшой письменной работой творческого характера. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои способности. Таким образом, осуществляется деятельный принцип развивающего обучения. Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете. Мне повезло: у меня в кабинете есть и компьютер, и интерактивная доска. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам (портреты, картины, иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты). А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей. Но мы пытаемся создавать и игровые слайды (показываем отсканированные детские рисунки, а класс пишет название произведения и автора; на слайде фраза из литературного произведения, а класс называет героя, которому она принадлежит). А так же учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты. В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по литературе. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения. Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, стремлением к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства учащиеся пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. И нам, учителям – словесникам, важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Я думаю, что результатом работы по теме данной концепции явится стабильно высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе. Мои ученики постоянные участники районных олимпиад, различных конкурсов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы
Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках и во внеурочной ...
Развитие творческих способностей учащихся 5-9 классов через исследовательский поиск на уроках русского языка
О перспективности дальнейшего использования развития творческих способностей учащихся через исследовательский поиск с целью достижения более высокого уровня качества знаний учащихся, повыш...
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...
Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
СодержаниеВведениеI. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...
«Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы».
Выступление на научно-практической конференции...
Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы
Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации....