ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (11 класс) на тему
Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:
во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру региона,
во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.
Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений хакасских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnyy_komponent.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Шулбаева Оксана Яковлевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Нижне-Тёйская СОШ
им. С.П.Ултургашева»
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема приобщения школьников к национальным традициям, культуре, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.
Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:
во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру региона,
во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.
Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений хакасских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка.
Тема: «Падеж и склонение имен существительных»
Абакан (по-хакасски Агбан, Абаган, Абыган). В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. В одной из легенд говорится, что давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан. Он обитал вблизи одного из аулов, уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып, который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан - так стали называть эту реку местные жители.
Задания
- Озаглавьте текст.
- Объясните значение слов: «алып», «аба».
- Определите падеж имен существительных.
- Все существительные распределите по типам склонений.
- Подведите итог, расскажите о типах склонения в русском языке.
- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Тема: «Стили речи»
Хоортай шумно вздохнул. Он верил в Таг-эзи – хозяина гор, в Суг-эзи – хозяина воды.
- Страшно сердить духов, - сказал он, помолчав, - но я не могу нарушить закон степи. Педор Павлыч мой гость, а гостей в юрту приводит Худай.
- Ты, Хоортай, трещишь, как сорока, - снова затряс брылами Аларчон. - Разве ты еще не понял, что и Худай на тебя разгневан? Худай послал тебе три испытания. Ты их не выдержал. И теперь он отступится от тебя. И не защитит тебя от Таг-эзи… А Таг-эзи придет к тебе за своим добром…
- Ну, если придет, - сказал после раздумья Хоортай, - я ему скажу: «Кузнец берет твое добро для всех. Коней подковать, плуги наладить надо всему аалу. У всех ищи…» тогда Таг-эзи никого не тронет.
- А ты разве забыл наши старинные верованья, Хоортай? Не надо брать то, что лежит в земле. Таг-эзи придет только в твой двор…
Задания
- Спишите текст.
- Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.
- Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.
Тема: «Числительное»
Еще до 19 века Абакан был небольшим южно-сибирским селом Усть-Абаканск. После реформы М.А. Сперанского оно становится центром Качинской Степной Думы в 1823 году. К 1859 году Усть-Абаканск насчитывал всего 21 двор, а культурным центром была православная церковь. В 1863 году, здесь была открыта первая начальная школа, в которой обучалось 12 учеников.Бурное развитие Абакана началось с 1913-1914 года Ориентировочно, с этого времени и начинается история поселка Абакан. В те времена вокруг молодого поселка находилось 3 хакасских аула. А сегодня, это красивый и процветающий город.
Задания
- Прочитайте внимательно текст.
- Озаглавьте текст, спишите.
- Пишите числительные словами.
- Что вы узнали об истории города?
11 класс. Тема: «Подготовка к ЕГЭ»
(1) 9 июня 1931 года был принят первый план города Абакана, который утвердил городскую черту и определил его перспективы развития. (2)В то время здесь уже было несколько промышленных предприятий: швейная артель инвалидов, кожевенное производство и кондитерская фабрика. (3)Кривое озеро было осушено, и на его месте был заложен парк, началось строительство Дворца Культы, который был закончен в 1936 году.
(4)В этот же период были построены мясокомбинат, электростанция, паровозное депо. (5)К концу 30-х годов в Абакане насчитывалось 12 школ, 8 детских садов, Медучилище, Педучилище, и появился первый Кукольный Театр.
(5)Жизнь города в годы Великой Отечественной Войны была максимально активна, здесь разместилось несколько госпиталей и эвакуированных предприятий - возросла численность населений. (6)После войны в Абакане строятся новые заводы, первый винный завод, завод легкого машиностроения, а также были построены 400 жилых домов и первый кинотеатр Победа.
(7)Период строительства железнодорожной ветки Абакан-Тайшет ознаменовался развитием крупных строительных трестов, такие как Абаканпромжилстрои , Абаканцелинстрой, Хакасводстрой и многие другие. (8)Все это потребовало развития и других отраслей промышленности, и в 60-е годы в Абакане появился новый комбинат хлебопродуктов, трикотажная обувная фабрика и начал работать Абаканский грузовой речной порт. (9)С того периода и до наших дней, город рос и развивался, в нем появлялись новые комбинаты, фабрики и заводы.
(10)И сегодня, это удивительно красивый город, в котором проживают более 160 тыс. человек, который является столицей республики Хакассия, где сосредоточено более 60% малого и среднего бизнеса республики, а также имеются свои высшие учебные заведения и филиалы ведущих московских вузов.
Задания
1. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях с 5 – 9?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) повествование и рассуждение
2. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
4. Среди предложений 2 - 5 найдите сложное, частью которого является (-ются) односоставное(-ые) предложение (-я). Напишите номер этого сложного предложения.
5. Укажите верную характеристику 2 предложения текста.
1) сложноподчиненное
2) сложносочиненное
3) сложное бессоюзное
4) простое, осложненное
6. Из предложения 10 выпишите все союзы.
Предлагаемые тексты могут вписаться в программу по русскому языку, дополняя и обогащая ее.
Список литературы:
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1995.
- Верник А.А. История Хакасии – Абакан, Изд-во Хакас. Госуд. Ун-та, 2006
- Доможаков Н.Г., Кобяков В.А. В далеком аале: Роман, повесть. Пер. с хакас. Г. Сысолятина – Абакан, Хакасское отделение, 1987.
- Приложение к приказу министра образования и науки Республики Хакасия от 02.07.2004 №266
- Трояков П.А. Мифы и легенды хакасов – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1995
- Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка
Статья-обзор по формированию этнокультурной компетенции на материале местной топонимии....
Домашнее задание - компонент урока русского языка
выступление на МО учителей гуманитарного цикла...
Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...
Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...
Выступление на тему«Этнокультурная направленность уроков русского языка в школе»
Выступление на тему "Этнокультурная направленность уроковрусского языка в школе"...
Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"
Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров....
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому ...