методическая разработка к уроку русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Среди педагогических технологий, согласованных с ФГОС, мы особенно выделяем технологии проектной и исследовательской дяетельности, но здесь они не рассматриваются в совокупности. Именно проектно-исследовательская деятельность требует корректного научно-обоснованного подхода и решения организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_russkogo_yazykanaklonenie_glagola_5_kl.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Учитель: Мезенцева Виктория Валерьевна, ГБОУ школа-интернат № 28.
Предмет: русский язык.
Учебник: русский язык для 5 класса: ФГОС: под ред. М. М. Разумовской и П. А. Львовой С.И 2001
Тема урока: Наклонение глагола (§ 78).
Продолжительность: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок новых знаний.
Урок № 119.
Технологии: проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, концентрированные, информационно-коммуникационные.
Цель: дать определение категории наклонения глагола, научиться определять наклонение глагола, отличать их формы.
1. Образовательная: формировать навыки определения наклонения глагола, продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родного языка, воспитывать любовь к нему.
Планируемы результаты:
1. Познавательные:
– Дать понятие категории наклонения глагола.
– Дать понятие изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения глагола.
– Указать формальные признаки наклонения глагола.
2. Практические:
– Научить определять наклонение глагола.
– Научить образовывать от инфинитива формы всех трех наклонений.
– Научить отличать форму сослагательного наклонения от формы прошедшего времени глагола; форму повелительного наклонения от формы настоящего и будущего времени 2 л., мн. ч.
3. Метапредметные:
- Развить логическое мышление в ходе изучения категории наклонения глагола.
- Развить точность и логичность речи учеников путем указания на смысловые оттенки, передаваемые наклонением глагола.
4. Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- планирование учебного сотрудничества со сверстником;
- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.
5. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;
Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, презентация.
Оборудование: проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.
План урока:
24. Оргмомент (1 мин.).
25. Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.).
26. Изучение нового материала (беседа, слово учителя, обобщающая таблица; 10 мин.).
27. Закрепление изученного (работа с учебником, беседа, распределительный диктант; 28 мин.).
28. Итог урока (3 мин.).
29. Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Метод – беседа.
Ребята, сегодня мы продолжаем изучение глагола, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какую часть речи мы называем глаголом. (Ребята отвечают).
III Изучение нового материала.
Метод изучения:
6. Беседа.
А теперь давайте запишем три предложения:
1) Я прочитал эту книгу.
2) Я прочитал бы эту книгу, если бы было время.
3) Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для
себя.
Выделите глаголы в этих предложениях. Вы, наверное, обратили внимание, что в каждом из предложений есть глагол «прочитать»? В первом предложении этот глагол обозначает, что действие произошло на самом деле, но произошло ли данное действие в других предложениях? (Нет). А что тогда обозначают глаголы «прочитал бы» и «прочитай»? (В первом случае – возможность действия; во втором – призыв к действию).
2. Слово учителя:
Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для вас Глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения: Изъявительное, сослагательное (или условное), повелительное.
3. Составление таблицы (учитель – на доске, ученики – в тетрадях):
А сейчас мы составим вспомогательную обобщающую таблицу, которую дома вам необходимо будет дополнить примерами: (с. 221 упр . 625)
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ | СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (УСЛОВНОЕ) НАКЛОНЕНИЕ | ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ |
Обозначает действие, которое происходит (наст, вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.): Пишу Письмо — Писал Письмо — Буду писать Письмо | Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно: Написал бы, прочитал бы | Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить: Напишите, Пожалуйста, письмо |
IV Закрепление изученного:
1) 1. Вид работы: работа с учебником.
2. Упр. 626 (1-4 предложение). Задание к упражнению: «Спишите. Подчеркните глаголы. Определите наклонение. Объясните, что обозначает глагол каждого наклонения».
3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (умение дифференцировать и находить отличительные черты).
4. Дополнительные вопросы к упражнению: по каким признакам вы определяли наклонение глаголов? (по значению и форме).
5. Выполнение упражнения:
1) Если бы да кабы выросли во рту грибы, то бы это был не рот — был бы целый огород. 2) В радости знай меру, в беде веры не теряй. 3) Один и дома горюет, а двое и в поле воюют. 4) Не будь упрям, а будь прям.
6. Упражнение выполняется на местах, потом по желанию четыре ученика анализируют по одному предложению.
7. Вывод: Чтобы определить наклонение глагола, нужно обратить внимание на его значение и форму.
Беседа:
Надеюсь, вы уже обратили внимание на то, что формы сослагательного и повелительного наклонения похожи на другие глагольные формы. Какие? (форма сослагательного наклонения - на форму прошедшего времени глагола; форма повелительного наклонения - на форму настоящего и будущего времени 2 л., мн. ч.). Но помните, что названные вами формы всегда выступают в изъявительном наклонении. Кроме того, сослагательное наклонение всегда употребляется с частицей «бы», а формы повелительного наклонения, похожие на 2 лицо мн. ч., оканчиваются на – ИТЕ, какого бы спряжения ни был глагол.
2) 1. Вид работы: Распределительный диктант, заполнение таблицы:
2. Задание к упражнению: «Распределить предложения по колонкам таблицы. Выделить глаголы» (с доской).
3. Цель упражнения: развитие логического мышления (умение дифференцировать), грамматические умения (различение схожих грамматических форм), логические (отбор необходимого материала).
4. Выполнение упражнения:
Глаголы в прошедшем времени | Глаголы в форме сослагательного наклонения | Глаголы в форме н. в. и б. в. 2 л. мн. ч. | Глаголы в форме повелительного наклонения |
Я Принес тебе добрую весть. Он Нарисовал осенний день. Ты Искал Приключения повсюду. | Я Принес бы Тебе книгу, если Бы знал, что ты дома. Я Нарисовал бы Тебе планместности, Если ты Попросил бы Меня об этом. Он не Искал бы так свои очки, если Бы имел запасные. | Что вы об этом Скажете? Как вышлете, немедленно Позвоните. После того, как вы Выйдете, я открою окно. | Скажите ваши пожелания. Пожалуйста, Вышлите мне книги. Выйдите из комнаты. |
5. Учитель диктует предложения, которые четыре ученика записывают каждый в свой столбик, выделяя необходимые глаголы. Остальные работают в тетрадях, потом проверяют написанное на доске.
6. Вывод: Каким образом мы можем отличить сослагательное и повелительное наклонение от схожих глагольных форм? (по контексту и обратив внимание на ударение).
Частица «бы», относящаяся к глаголу в сослагательном наклонении, может находиться не только перед самим глаголом, но и после какого-либо другого члена предложения.
3) 1. Вид работы: образование от инфинитива различных глагольных форм.
2. Задание к упражнению: «Образовать от глаголов в инфинитиве все три формы наклонения в ед. ч.».
3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).
4. Выполнение упражнения:
Писать – пишу – писал бы - пиши
Жить – живу – жил бы - живи
Мазать – мажу – мазал бы - мажь
Бросать – брошу – бросил бы - брось
Бороться - борюсь – боролся бы - борись
Стричь – стригу – стриг бы - стриги
5. Упражнение выполняется поочередно двумя учениками у доски (по три слова), остальные работают на местах, потом проверяют.
6. Вывод: Для образования каждой формы наклонения существуют свои окончания и суффиксы (с которыми ученики познакомятся на следующем уроке).
V Итог урока: Фронтальный опрос: Что обозначает наклонение глагола? Какие наклонения есть в русском языке? Что каждое из них обозначает? С какими глагольными формами не следует путать повелительное и сослагательное наклонение?
Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах.
VI Домашнее задание: § 78, дополнить примерами таблицу наклонений, доделать упр. 626, ЗСП – 15 (обязательно для всех);
Задание повышенной сложности! (по желанию): выписать из стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Кем быть?» все глаголы и определить их наклонение (для тех, кто считает себя сильными).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"
В презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...
Методическая разработка для урока русского языка и литературы
Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...
Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс...
Методическая разработка к уроку русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
Тема" "Путешествие в страну выученных уроков"Тип урока: повторительно-обобщающийФорма: урок-игра...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...