Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_kl._lit.docx | 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная рабочая программ разработана для преподавания предмета «Литература» в
6 классе
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский)
Обеспечена учебником Полухина В.П., Коровина, В. Я., Журавлёв П.П.,
Коровин В.И.
Литература. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2012.
Ориентирована на использование методического пособия Ерёмина О.Е. Поурочное планирование по литературе. 6 класс: Методическое пособие к учебнику – хрестоматии Коровиной В.Я. и др.: «Литература. 5 класс»/О.Е. Ерёмина.- М.: Издательство «Экзамен», 2013г.
Учебное содержание курса литература включает: «Литература. 6 класс» 105 часов в год – 3 часа в неделю. Литература входит в число гуманитарных наук, изучающих язык, историю, а также человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Данная рабочая программа не содержит изменений по сравнению с примерной авторской программой под редакцией В. Я. Коровиной.
Личностные результаты обучения
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты обучения
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные результаты обучения
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тематический блок (раздел) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение. Художественное произведение. | 1 | Выразительное чтение; выражение личного отношения к прочитанному, устный ответ на вопрос |
2 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора. | 4 | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их исполнение, выражение личного отношения к прочитанному. Работа над коллективным или индивидуальным проектом. |
3 | Древнерусская литература. | 2 | Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Пересказ сюжетов древнерусских летописей. Участие в коллективном диалоге. |
4 | Литература 18 века. | 1 | Занимаются поиском сведений о писателе с использованием справочной литературы, сети Интернет. Сочиняют новую басню, распределяют роли. Занимаются поиском сведений о поэте с использованием справочной литературы, сети Интернет. |
5 | Литература 19 века. | 48 | Работа над коллективным или индивидуальным учебным проектом. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестовых заданий. Выразительное чтение (наизусть). |
6 | Литература 20 века. | 29 | Составление конспекта статьи, чтение рассказов, работа в парах, беседа по вопросам учителя. Выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста. Участие в коллективном диалоге. |
7 | Зарубежная литература. | 17 | Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение произведений (наизусть). Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге. |
8. | Повторение | 3 | Выполнение тестовых заданий. Презентация проекта. |
Всего: | 105ч. |
Календарно-тематический план
№ урока п/п | Тема урока | Дата проведения | Коррекция | |
по плану | по факту | |||
1. | Знакомство со статьёй учебника « В дорогу зовущие» Художественное произведение, автор, герой. | |||
2. | Обрядовый фольклор. | |||
3. | Пословицы и поговорки. Входная диагностика. | |||
4. | Загадки (урок внеклассного чтения № 1) | |||
5. | Урок-посиделки «Русский фольклор» (урок развития речи № 1) | |||
6 | Русская летопись. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий . | |||
7. | «Сказание о белгородском киселе». | |||
8. | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». | |||
9. | И.А. Крылов. Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. | |||
10. | И.А. Крылов. Суд над отношением к искусству в басне «Осёл и Соловей». Афористичность басен Крылова. | |||
11. | И.А. Крылов. Секрет «Ларчика». | |||
12. | Русские басни (урок развития речи № 2) | |||
13. | А.С.Пушкин. Лицейские годы. «И.И. Пущину» | |||
14. | А.С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | |||
15. | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. | |||
16. | А.С. Пушкин. Зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога» (урок внеклассного чтения №2) | |||
17 | А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха (урок развития речи № 3) | |||
18 | А С. Пушкин. Цикл повестей Белкина. «Барышня- крестьянка»: сюжет и герои. | |||
19. | «Барышня - крестьянка»: особенности композиции повести. | |||
20. | «Повести Белкина»: проблемы и герои. (урок внеклассного чтения № 3) | |||
21. | А.С. Пушкин. Повесть «Дубровский». Изображение русского барства. Конфликт между Дубровскими и Троекуровыми. | |||
22. | Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | |||
23 | А.С. Пушкин. Повесть «Дубровский». Любовь Владимира и Маши. | |||
24. | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Защита чести и независимости личности. | |||
26-27. | Мое понимание повести А.С. Пушкина «Дубровский». (урок развития речи № 4-5) | |||
28. | М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. Стихотворение «Тучи». | |||
29. | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Ответственность человека за сохранение красоты и жизни на земле. | |||
30. | М.Ю. Лермонтов. «Листок». Тема красоты и гармонии в стихотворении | |||
31. | М.Ю. Лермонтов. «Утёс», « «На севере диком…». Тема красоты и гармонии в стихотворениях. | |||
32.-33 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка к классному сочинению «Мотив одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова….» (урок развития речи № 6-7) | |||
34. | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Сочувственное отношение к крестьянским детям. | |||
35. | И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей | |||
36. | Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | |||
37. | И. С. . Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» (урок внеклассного чтения № 4) | |||
38. | Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». | |||
39. | Ф.И. Тютчев. «Листья». Разные взгляды на жизнь, отраженные в стихотворении. | |||
40. | А.А. Фет. Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила.». Особенности изображения природы. | |||
41. | А.А. Фет. «Ещё майская ночь» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. | |||
42. | А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. | |||
43. | Поэтическое творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (урок развития речи № 8) | |||
44. | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «Железная дорога»: автор и народ. | |||
45. | Н.А. Некрасов «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. | |||
46. | Урок контроля. Промежуточная диагностика. | |||
47. | Н.С. Лесков. Рассказ о писателе. Сказовая форма повествования. Понятие об иронии. Знакомство с героями. | |||
48. | Н.С. Лесков. Сказ « Левша»: народ и власть. Секрет тульских мастеров. | |||
49. | Н.С. Лесков «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера. | |||
50. | Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по сказу Н.С. Лескова «Левша» (урок развития речи № 9) | |||
51. | Н. С. Лесков «Человек на часах» Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения (урок внеклассного чтения № 5) | |||
52. | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. Герои рассказа «Толстый и тонкий». Источники комического в рассказе. | |||
53. | Рассказы А.П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте» (урок внеклассного чтения №6) | |||
54. | Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! ... », «Чудный град» | |||
55. | Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.Н. Полонский «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри какая мгла …», А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы …» | |||
56. | Романсы на стихи русских поэтов (А.С. Пушкин «Зимний вечер», М.Ю. Лермонтов «Парус», Ф.И. Тютчев «Ещё в полях белеет снег») Подготовка к домашнему сочинению «Образ природы в стихах русских поэтов, на полотнах русских художников» (урок развития речи № 10) | |||
57. | А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Герой и прототип. | |||
58. | А.И .Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. | |||
59. | А.С. Грин «Алые паруса»: мечта и действительность. | |||
60. | А.С. Грин «Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. | |||
61. | «Под алым парусом» (посвящение А.С. Грину-писателю, подарившему миру мечту). | |||
62. | А.П. Платонов «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. | |||
63. | «Ни на кого не похожие» герои А.П .Платонова (по рассказам «Цветок на земле», «Корова», «Железная старуха»). Урок внеклассного чтения №7. | |||
64. | К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Скорбная память о павших на полях сражений. Своеобразие образа родины и любви к ней. | |||
65. | Д.С. Самойлов «Сороковые». Образы и картины военного времени. | |||
66. | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | |||
67. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Яркость и самобытность героев. | |||
68. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: (урок развития речи № 11). Классное сочинение. | |||
69. | В.Г. Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. | |||
70. | В.Г. Распутин «Уроки французского»: стойкость главного героя. | |||
71. | В.Г. Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы в рассказе. | |||
72. | В.М. Шукшин. «Критики»: образ «странного героя». Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. | |||
73. | В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал» (урок внеклассного чтения №8). Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир. | |||
74. | Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Влияние учителя на формирование детского характера. | |||
75. | Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | |||
76. | Домашнее сочинение по произведениям В.Г. Распутина , В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору), (урок развития речи№12). | |||
77. | Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | |||
78 | С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Рассказ о поэте. Чувство любви к родной природе и родине. Способы выражения чувств в лирике поэта. А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие ..». Рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. | |||
79 | Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. Рассказ о поэте. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении. | |||
80. | Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа в «тихой» лирике поэта (урок внеклассного чтения № 9). | |||
81 | Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов 19-20 веков (урок внеклассного чтения № 10) | |||
82 | Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов 19-20 веков (урок внеклассного чтения № 11) | |||
83. | Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19-20 веков о родине и родной природе (урок развития речи №13). | |||
84. | Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. | |||
85. | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ ...». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для проявления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины. Тема бессмертия народов. Поэт вечный должник своего народа. | |||
86 | Из зарубежной литературы. Мифы народов мира. Мифы древней Греции Подвиги Геракла, «Скотный двор царя Авгия». Понятие о мифе. | |||
87 | Подвиги Геракла. Воля богов, ум и отвага героев. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки. | |||
88. | Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения № 12). | |||
89. | Геродот « Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». | |||
90. | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Краткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Иллиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. | |||
91. | Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | |||
92 | Гомер. «Одиссея» (урок внеклассного чтения № 13) Одиссея – песня о героических подвигах, мужественных героях. | |||
93 | М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир живущих в нем. Сражение с ветряными мельницами. | |||
94 | «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобольской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе. | |||
95. | «Дон Кихот»»: «вечные образы» в искусстве. Дон Кихот и Санчо Панса как «вечные образы» в мировой литературе. Мастерство М. Сервантеса – романиста. | |||
96 | Ф. Шиллер. «Перчатка»: достоинство и честь в балладе. | |||
97. | Выразительное чтение баллады Ф. Шиллер «Перчатка» в переводах М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. | |||
98. | П. Мериме. « Матео Фальконе». Остросюжетность новеллы. | |||
99. | П. Мериме. « Матео Фальконе». Отец и сын Фальконе. Проблема чести и предательства. | |||
100 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. Краткий рассказ о писателе. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. | |||
101 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | |||
102 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. (урок внеклассного чтения № 14) | |||
103 | Повторение. Выявление литературного развития учащихся. Урок контроля. Выполнение тестовых заданий. | |||
104-105 | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии». Задания для летнего чтения ( урок развития речи № 14) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...