Конспект урока русского языка в 6 классе: "Что обозначает имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи:
образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Что обозначает имя числительное»
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи:
образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Подготовка к восприятию и изучение нового материала
- Анализ предложения (1 ученик к доске):
Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста сирени.
- начертите схему предложения, произведите синтаксический разбор, не обозначая на этот раз вверху часть речи.
- Еще раз внимательно прочитайте предложение. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.
- На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”? (Какого? сколько?) НАПИСАТЬ ВОПРОСЫ НАД ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ
- Что обозначают эти слова? (число)
- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы на доске)
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.
1) Познакомиться с именем числительным как… (частью речи)
2)Учиться отличать имя числительное … (от других частей речи)
3) выявить морфологические… (признаки) и синтаксическую (роль)
Вернемся еще раз к записанному предложению…
- Почему некоторые числительные отвечают на вопрос какой, а некоторые сколько? (они разные)
- Все потому, что имена числительные делятся на 2 разряда количественные (сколько?) и порядковые (какой по счету?).
- Выберем по одному числительному каждого разряда из предложения и рассмотрим, как оно изменяется.
ВЫВОД: порядковые – род, число, падеж, колич. – падеж
- Какова синтаксическая роль?
Чтение материала параграфа
- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Запишите пословицы, выделим числительные, обозначим их разряд и синтаксическую роль.
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2)Первый снег выпал - сорок дней до зимы.
3) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4) У семи нянек дитя без глазу.
5) Один ум хорошо, а два ума лучше.
6)Седьмая вода на киселе.
7)Одна пчела немного меду натаскает.
Физкультминутка.
Отличие числительных от других частей речи
Ребята, посмотрите на ряд записанных слов: НА ДОСКЕ
Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать.
- Все ли эти слова являются именами числительными?
- А какие из этих слов имена числительные?
- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.
- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.
- Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать.
(РАБОТА В ГРУППАХ)
1) Задание: обозначьте части речи выделенных слов: тройка лошадей, удвоить усилия, шестой класс, дружная семёрка, три товарища, увеличить втрое, двойная подкладка, семь тетрадей, пятёрка в тетради, сто дней, второй год, кататься вдвоём, пятый дом, утроить энергию, третий месяц, семидневный поход.
2) Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
- Сколько лет жили старик со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи, одинаковые»?
- Сколько коробОв можно наврать?
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
- Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
ПРОВЕРКА
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … уроков. Сейчас заканчивается … урок. В моей семье …человек. Я живу на улице ….номер дома… квартира …
4. Итог урока
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о числительном как о части речи?
- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.
- Как отличить числительное от других частей речи?
-2-
Закрепление по теме:
1.Лингвистическая разминка (ответы пишут в тетради):
а) квартира, имеющая одну комнату? (однокомнатная, прилагательное)
б) ученик того же класса, в котором кто-то учится?(одноклассник, существительное)
в) сказал или слышал только один раз? (однажды, наречие).
Подумайте:
1.Что общего в этих словах?
2.В чем разница?
3.Какой вывод можем сделать?
Вывод: Числовое значение могут иметь слова разных частей речи: существительное, прилагательное, наречие.
- А какая часть речи также имеет числовое значение? (Имя числительное).
- Ребята, во время разминки и на предыдущем уроке мы говорили о числительном. Достаточно много вы узнали о числительном с предыдущего урока?
- А хотели бы еще узнать много нового об этой части речи?
- Мы продолжим знакомство с этой удивительной частью речи. Итак, сегодня на уроке мы с вами должны
1) узнать происхождение некоторых числительных;
2)проверить, как вы умеете различать группы числительных;
3)пополнить словарный запас новыми понятиями.
2) Запись предложений под диктовку, определить разряд, синтаксическую роль числительных
В окне на девятом этаже погас свет.
Двумя ложками кашу не едят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.
Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки.
Мой брат учится в третьем классе.
3) Физминутка.
- Устали, ребята? Давайте отдохнем. Сделаем зарядку. Внимательное смотрим на меня, слушаем.
1. Встали, вышли из-за парты.
2. Разведите руки.
3. Погладьте себе локти.
4. Вот так (я показываю) разведите большой и указательный пальцы.
5. Еще раз повторяем.
Немного странная зарядка, не так ли? Она у нас с сюрпризом. Этот сюрприз раскроет в своем сообщении Диляра.
(сообщение ученицы)
Старинные меры длины.
Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.
Сажень - мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра)
Локоть - мера длины, равная приблизительно 0,5 метра
Пядь - расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.
Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще).
У Пушкина есть стихотворение «Бесы»:
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной.
От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский. Поэтому возникла поговорка «мерять на свой аршин». Один аршин равен 16 вершкам или 0,71 метра. Вершок равен 4,45 сантиметра.
Учитель: Теперь вы поняли, почему мы с вами делали такую зарядку?
3) Работа в группах
- Ребята, люди какой профессии, специальности должны хорошо знать имена числительных. (Ответы ребят)
Много профессий назвали, а добавлю еще. Есть редкая профессия, которой вы можете овладеть прямо на уроке. Это - шифровальщики. Попробуйте в группах расшифровать эти слова.
А) 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, смор1а, под2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, па3от.
- Молодцы, вы справились. Последнее слово, которое сейчас прозвучало – патриот. Что это значит? Да, человек, любящий Родину. Наша Родина – это Россия.
Б) Творческое задание:
Используя имена числительные, составь задачу на сказочную тему для учащихся начальных классов, которая начиналась бы так:
- Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…
- Однажды Слонёнок и Попугай решили измерить Удава…
В) Работа с текстом. Прослушайте текст, постарайтесь на слух уловить числительные. Когда буду читать второй раз, обозначайте их на цифровой прямой.
Самый маленький зверёк - карликовая белозубка. Длина зверька – 4 см. Весит она одну целую пять десятых грамма. Карликовая белозубка уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3 раза больше, чем её вес. Пойманное насекомое держит обеими лапками. За еду принимается 120 раз в сутки. Утром съедает 3,5 объёма суточной нормы. Белозубка засыпает в сутки 70 раз.
Беседа по тексту.
1)Ребята. Вы слышали когда-нибудь об этом зверьке ?
2)Чем полезна она?
3)Как надо к ней относиться? Почему?
ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Имя числительное – это…
а) самостоятельная часть речи ,обозначающая количество и порядок при счете;
б)служебная часть речи, обозначающая порядок при счёте;
в) служебная часть речи, которая связывает слова в словосочетания и предложения;
г) самостоятельная часть речи, обозначающая признак признака.
2. Какое из слов является именем числительным?
а) пятёрка; б) пятерня; в) пятый; г) пятиэтажный; д) впятером; е) упятерить.
3. Укажите количественное числительное.
а) шестьдесят второй заказ; б) около трехсот шестидесяти человек;
в) тысяча девятьсот девятым годом; г) тридцать первое декабря.
4. Укажите порядковое числительное.
а) восемьдесят лет; в) пять малышей;
б) семьсот восемьдесят пять; г) двадцатый год.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188422-1359136176.jpg)
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-211441-1607027316.jpg)
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-211441-1607027316.jpg)
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/15/picture-386456-1537018383.jpg)
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...