Конспект урока русского языка в 6 классе: "Что обозначает имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;

развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;

воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Что обозначает имя числительное»

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;

развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;

воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Подготовка к восприятию и изучение нового материала

- Анализ предложения (1 ученик к доске):

Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста сирени.

- начертите схему предложения, произведите синтаксический разбор, не обозначая на этот раз вверху часть речи.

- Еще раз внимательно прочитайте предложение. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.

- На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”? (Какого? сколько?) НАПИСАТЬ ВОПРОСЫ НАД ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

- Что обозначают эти слова? (число)

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы на доске)

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1) Познакомиться с именем числительным как… (частью речи)

2)Учиться отличать имя числительное …  (от других частей речи)

3) выявить морфологические… (признаки) и синтаксическую   (роль)

Вернемся еще раз к записанному предложению…

- Почему некоторые числительные отвечают на вопрос какой, а некоторые сколько? (они разные)

- Все потому, что имена числительные делятся на 2 разряда количественные (сколько?) и порядковые (какой по счету?).

- Выберем по одному числительному каждого разряда из предложения и рассмотрим, как оно изменяется.

ВЫВОД: порядковые – род, число, падеж, колич. – падеж

- Какова синтаксическая роль?

Чтение материала параграфа

- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучшеКак две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Запишите пословицы, выделим числительные, обозначим их разряд и синтаксическую роль.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2)Первый снег выпал - сорок дней до зимы.

3) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4) У семи нянек дитя без глазу.

5) Один ум хорошо, а два ума лучше.

6)Седьмая вода на киселе.

7)Одна пчела немного меду натаскает.

Физкультминутка.

Отличие числительных от других частей речи

Ребята, посмотрите на ряд записанных слов: НА ДОСКЕ

Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать.

- Все ли эти слова являются именами числительными?

- А какие из этих слов имена числительные?

- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.

- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.

- Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать.

(РАБОТА В ГРУППАХ)

1) Задание: обозначьте части речи выделенных слов: тройка лошадей, удвоить усилия, шестой класс, дружная семёрка, три товарища, увеличить втрое, двойная подкладка, семь тетрадей, пятёрка в тетради, сто дней, второй год, кататься вдвоём, пятый дом,  утроить энергию, третий месяц, семидневный поход. 

2) Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

  • Сколько лет жили старик со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
  • Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
  • О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи, одинаковые»?
  • Сколько коробОв можно наврать?
  • Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
  • Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

ПРОВЕРКА

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … уроков. Сейчас заканчивается … урок. В моей семье …человек. Я живу на улице ….номер дома… квартира …

4. Итог урока 

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

- Как отличить числительное от других частей речи?

-2-

Закрепление по теме:

1.Лингвистическая разминка (ответы пишут в тетради):

а) квартира, имеющая одну комнату?  (однокомнатная,  прилагательное)

б) ученик того же класса, в котором кто-то учится?(одноклассник, существительное)

в) сказал или слышал только один раз?  (однажды, наречие).

Подумайте:

1.Что общего  в этих словах?

2.В чем разница?

3.Какой вывод можем сделать?

Вывод: Числовое значение могут иметь слова разных частей  речи: существительное,  прилагательное, наречие.

- А какая часть речи также имеет  числовое  значение?  (Имя числительное).

- Ребята,  во время  разминки  и на  предыдущем уроке  мы  говорили  о числительном.  Достаточно много вы узнали о числительном с предыдущего урока?

- А хотели бы еще узнать много нового об этой части речи?

- Мы продолжим знакомство с этой удивительной частью речи. Итак, сегодня  на уроке  мы с вами  должны

1) узнать происхождение некоторых числительных;

2)проверить, как  вы умеете  различать  группы числительных;

3)пополнить словарный  запас новыми понятиями.

2) Запись предложений под диктовку, определить разряд, синтаксическую роль числительных

В окне на девятом этаже погас свет.

Двумя ложками кашу не едят.

Сто одёжек и все без застёжек.

Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.

Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки.

Мой брат учится в третьем классе.

3) Физминутка.

- Устали, ребята?  Давайте  отдохнем.  Сделаем зарядку. Внимательное  смотрим  на меня, слушаем.

1. Встали, вышли из-за  парты.

2. Разведите руки.

3. Погладьте  себе локти.

4. Вот так (я  показываю)  разведите  большой и указательный  пальцы.

5. Еще  раз  повторяем.

Немного  странная зарядка, не так ли?  Она у нас  с сюрпризом. Этот  сюрприз  раскроет  в своем  сообщении  Диляра.  

(сообщение ученицы)

Старинные  меры  длины.

Первые  единицы  длины  как  в России, так и в других  странах  были связаны  с размерами  частей  человеческого  тела.

Сажень - мера длины, связанная  с размерами  обеих  рук (2,13 метра)

Локоть - мера длины, равная  приблизительно  0,5 метра

Пядь - расстояние  между  растянутыми  большим  и указательным  пальцами.

Для измерения  больших расстояний  на Руси  использовали  версту (ранее  называли  поприще).

У Пушкина  есть  стихотворение  «Бесы»:

Там верстою  небывалой

Он торчал  передо мной.

От восточных  купцов  пошла  единица  аршин.  Существовали  разные  аршины:  турецкий,  персидский. Поэтому  возникла  поговорка  «мерять  на свой  аршин».  Один аршин  равен  16  вершкам или  0,71 метра.  Вершок  равен  4,45 сантиметра.

Учитель:  Теперь вы  поняли, почему  мы с вами  делали  такую зарядку?

3) Работа в группах

- Ребята, люди  какой  профессии,  специальности должны  хорошо  знать  имена  числительных. (Ответы ребят)

Много профессий   назвали, а  добавлю еще.  Есть  редкая  профессия, которой  вы  можете овладеть прямо  на уроке. Это -  шифровальщики.  Попробуйте  в группах  расшифровать эти слова.

А) 100рона,  100янка,  пи100лет,  40а,  7я,  100н,  100п, смор1а,  под2л,  элек3к,  100л,  ви3на,  о5,  па3от.

- Молодцы,  вы  справились.  Последнее  слово, которое  сейчас  прозвучало – патриот.  Что это значит?  Да,  человек,  любящий  Родину. Наша Родина – это Россия.

Б) Творческое задание:

Используя имена числительные, составь задачу на сказочную тему для учащихся начальных классов, которая начиналась бы так:

- Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

- Однажды Слонёнок и Попугай решили измерить Удава…

В) Работа с текстом. Прослушайте текст, постарайтесь  на слух  уловить  числительные. Когда  буду  читать  второй  раз,  обозначайте  их на  цифровой  прямой.

Самый маленький зверёк -  карликовая  белозубка. Длина  зверька – 4 см.  Весит она  одну  целую  пять десятых  грамма.  Карликовая  белозубка  уничтожает  вредных  насекомых.  За  сутки  съедает в 3 раза  больше, чем  её  вес. Пойманное насекомое  держит обеими  лапками. За еду принимается 120 раз в сутки. Утром съедает  3,5  объёма  суточной нормы. Белозубка  засыпает  в сутки  70 раз.

Беседа по тексту.

1)Ребята. Вы  слышали  когда-нибудь  об  этом  зверьке ?        

2)Чем  полезна  она?

3)Как  надо  к  ней  относиться?  Почему?

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. Имя числительное – это…

а) самостоятельная часть речи ,обозначающая количество и порядок при счете;

б)служебная часть речи, обозначающая порядок при счёте;

в) служебная часть речи, которая связывает слова в словосочетания и предложения;

г) самостоятельная часть речи, обозначающая признак признака.

2. Какое из слов является именем числительным?

а) пятёрка; б) пятерня; в) пятый; г) пятиэтажный; д) впятером; е) упятерить.

3. Укажите количественное числительное.

а) шестьдесят второй заказ; б) около трехсот шестидесяти человек;

в) тысяча девятьсот девятым годом; г) тридцать первое декабря.

4. Укажите порядковое числительное.

а) восемьдесят лет;                                  в) пять малышей;

б) семьсот восемьдесят пять;                 г) двадцатый год.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...