Урок-конференция в 7 классе на тему "Имя в реке времени" (урок русского языка)
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

половинкина ирина викторовна

На уроке-конференции ребята  знакомятся с происхождением некоторых имен, а также рассказывают о своих именах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-konferentsiya_v_7-b.ppt255.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-конференция «Имя в реке времени» 7-б класс МОУ СОШ № 8

Слайд 2

Цели урока-конференции: Познакомиться с миром имен, их историй, значением и своеобразием. Развивать умение работать с научно-популярной литературой. Формировать интерес к особым словам- именам.

Слайд 3

Что представляет собой имя? «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет…» В.Шекспир «Между живущих людей безымянным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный Имя свое от родителей в сладостный дар получает…» Гомер «Одиссея» «Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества.» Гёте.

Слайд 4

Русские народные пословицы об имени: В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает. С именем Иван, а без имени – болван. Без имени ребенок – чертенок. Корова без клички – мясо. Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Слайд 5

Этимология слова «имя». У ученых существует две версии происхождения слова «имя»: 1.От древнерусского «имъти» - «иметь», «считать», «принимать за кого -либо или за что-либо». 2.От древнеиндийского «июоти» - «отделяет», т.е имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Слайд 6

«Родственники» слова «имя». Именной –к имени относящийся; Именовать – давать имя; Наименование – название; Именины – день ангела, соименного святого; Именинный – относящийся к именинам; Именинник – у христиан это человек, называемый так в день ангела соименного ему святого; Именитый- знаменитый.

Слайд 7

Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Ряд ученых считают, что первыми на земле были имена собственные. Африка : существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. Эфиопия : мать не называла своих детей по имени. Индия : муж и жена не обращались друг к другу по имени. Многие люди считали, что имя человека – синоним его души. Чем дольше оно сохранится, тем бессмертнее будет человек.

Слайд 8

Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем. Египет: стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Древняя Греция: чтобы никто не мог стереть имя покойного, имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива. Индейцы навахо: верили, что имя человека служит источников его счастья и старались без надобности не произносить имя, т.к. оно, по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя держали в секрете, а пользовались прозвищами.

Слайд 9

Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем. Человек в древности верил, что имя – неотъемлемая часть личности, предмета. Люди меняли имя больного ребенка, чтобы обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло, а также для того, чтобы обмануть смерть.

Слайд 10

Своеобразие древних русских имен. Древние русские имена были своеобразными характеристиками: по внешним признакам: Мал, Бел, Рябой, Кудряш, Любава, Забава; по черте характера: Добрыня, Храбр, Молчан, Несмеяна ; по отношению к нему других людей: Ждан, Блажен, Любим; по времени появления в семье: Вторак, Девятуша, Меньшой; по профессии: Кожемяка, Селянин. Все эти имена впоследствии перешли в состав современных русских фамилий.

Слайд 11

Своеобразие древних русских имен. В конце Х века киевский князь Владимир заключил союз с Византией. Чтобы скрепить этот союз, Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения надо было заменить языческие имена на христианские. С этого времени появились на Руси Иваны, Марьи, Петры, Анны, Глебы, Зои.

Слайд 12

Своеобразие древних русских имен. В Московской Руси имя и отчество использовались в зависимости от происхождения человека: холопы назывались Фильками, Петрушками, Ивашками ; ласкательные имена: Мишатка, Сенюшка ; любовное отношение к князьям: Владимирко, Василько; незаконнорожденные дети: Мстиславец, Ярославец; поповские имена: Иванчище, Степанище; знатные имели право добавить к полному имени «полуотчество»: Иван Степанов Городец; аристократия имела имя, отчество и фамилию, причем отчество, как и современное имело суффикс –ич. С тех пор вошла в русский язык пословица: «Наши вичи едят одни калачи».

Слайд 13

История имен ИВАНА да МАРЬИ. ИВАН – древнееврейское от ЙЕХОХАНАН ( «милость божия», «дар бога») Это имя сегодня заимствовано во многие языки: Иоаннэс (греч.) Иоганн (немец.) Джованни (итал.) Юхан (эстон.) Янис (латыш.) Ян (польс.) Джон (англ.) Жан (франц.) Иванэ (груз.) Ованэс (армян.) Он (болгар.) Жоан (португ.) МАРИЯ- древнееврейское МРЙМ («любимая», «желанная»). Это имя имеет множество производных: Маремьяна, Мариам, Марьяна, Марианна, Мариэтта, Марионелла, Мари, Мэри.

Слайд 14

Происхождение и значение некоторых имен: Александр – «защитник людей» (греч.) Алексей – «защитник» (греч.) Василий – «царский» (греч.) Даниил – «бог-мой судья» (евр.) Анастасия – «воскресшая» (греч.) Екатерина – «чистая, святая» (греч.) Елена – «светлая» (греч.) Наталья - «родная» (лат.) Варвара – «чужеземная» (греч.) Татьяна – «успокоительница» (греч.)

Слайд 15

Причуды имен в ХХ столетии. Электрификация Индустрия Тракторина Днепрогэс Магнитострой Донбасс Ампер Атом Босфор Вилен(а)-от В.И.Ленин Владлен – от В.Ленин Гертруда-герой труда Донара – дочь народа Желдора – железная дорога Красарма – Красная Армия Марлен – «марксизм» + «ленинизм» Нинель – слово Ленин, прочитанное наоборот Пролеткульта – от «пролетарская культура» Оюшминальд – от «Отто Юльевич Шмидт на льдине» Драздраперла – от «да здравствует первая лампочка»

Слайд 16

Имена-трансформеры Нарцисс Существует легенда о красавце, который был так влюблен в себя, что ничего вокруг не замечал. Целыми днями он разглядывал свое отражение. Боги рассердились на юношу и превратили его в удивительно нежный цветок. Соцветие его всегда наклонено к земле, как будто он пытается рассмотреть свое отражение. Помимо этого, нарциссом называют самовлюбленного человека.

Слайд 17

Имена-трансформеры Иуда В библейской легенде рассказывается о том, как один из учеников Иисуса предал своего Учителя за тридцать серебряников. Звали его Иуда. Он привел солдат в то место, где находился Иисус со своими учениками, подошел к Христу и поцеловал его. Этим он указал солдатам, кого именно они должны арестовать. С тех пор имя этого человека сделалось бранным словом и используется для характеристики человека с продажной душой, предателя.

Слайд 18

Имена-трансформеры Галиматья Во Франции жил врач. Звали его Галли Матье. Он стал известен тем, что, оказывая своим пациентам медицинскую помощь, неизменно сопровождал советы и рецепты остроумными шутками, анекдотами, каламбурами или остротами, которые больные быстро окрестили галиматьёй.

Слайд 19

Имена-трансформеры Но не только легенды делают имена собственные нарицательными. Имена реальных людей часто начинают обозначать те или иные предметы. По имени математиков и физиков( Вольт, Ампер, Ом, Кулон, Фарада) созданы научные термины-единицы: вольт, ампер, ом, кулон, фарада.

Слайд 20

Имена-трансформеры Панталоны Персонаж итальянской народной комедии ПАНТАЛОНЕ, наряженный в широкие штаны, как бы передал свое имя этой принадлежности туалета. Жилет Во Франции клоуны-фокусники носили имя Жиль и носили особенную одежду – курточки-безрукавки. Слово «жилет» было образовано для названия этого вида одежды как раз по имени Жиль.

Слайд 21

Имена-трансформеры Макинтош Шотландский химик Чарльз Макинтош придумал способ прорезинить ткань, сделав ее непромокаемой. Галифе Генерал Галифе придумал для кавалеристов необычного покроя брюки: широкие вверху и узкие внизу. До сих пор в армии носят брюки, называемые галифе.

Слайд 22

Имена-трансформеры Хулиган В 18 веке в Англии проживал человек, некто Хулигэн, известный своим необузданным характером и диким нравом. Его имя также стало нарицательным. Хулиганами англичане стали называть тех, кто нарушал общепринятые нормы поведения. Именно в таком значении это слово используется и в русском языке.

Слайд 23

А что означает ваше имя?...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс мини-тесты и проверочные работы по русскому языку

В папке представлены комбинированные мини-тесты для повторения изученного в 5-7 классах;  входящий мониторинговый тест, карточки -тексты по орфографии и пунктуации, а также  итоговая (годова...

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Урок комплексных знаний в 11 классе "Честь имею" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Данная разработка урока готовит учащихся к написанию сочинений в рамках школьной программы.Цель:1. Практически закреплять теоретические вопросы, связанные с типами словосочетаний, изучением текст...

"Действительные причастия настоящего времени" урок русского языка в 7 классе

Аннотация к работеДанный урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.:...

"Действительные причастия прошедшего времени". Урок русского языка в 7 классе с ипользованием ИКТ.

  В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»

Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....