Урок комплексных знаний в 11 классе "Честь имею" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

Анисимова Ирина Александровна

Данная разработка урока готовит учащихся к написанию сочинений в рамках школьной программы.

Цель:

1. Практически закреплять теоретические вопросы, связанные с типами словосочетаний, изучением текста, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

2. Развивать коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность;

3. Формировать общекультурные, учебно-познавательные, информационные компетенции учащихся;

4. Способствовать формированию духовной культуры  учащихся.

Задачи:

  • формировать навыки выполнения учащимися части В2, умения писать сочинение (ЕГЭ, часть С,  К4);
  • пропагандировать «золотой фонд» русской литературы, достижения науки, формировать читательский опыт;
  • накапливать  рабочий  материал  по теме «Честь»; 
  • прививать навыки осознанного чтения, аналитического, логического мышления;
  • учиться анализу сочинений по критериям;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, умение формулировать свои мысли, выделять главное;
  • воспитывать отношение к категории чести как высшей моральной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc86.5 КБ
Файл razrabotka_konspekta_uroka_chest-1.docx189.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Используйте связующие слова:      

  1. К тому же;
  2. В то же время;
  3. Тем не менее;
  4. Хотя, даже;
  5. Несмотря на то что;
  6. Вместо того;

Используйте слова, представляющие разные  точки зрения:

  1.  С одной стороны; с другой стороны;
  1.  В этом случае; в другом случае;
  2.  Это может означать;
  3.   Трудно не  согласиться

Чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите ( когда это возможно ) «Мы».

  1.  Мы все об этом слышали.
  2.  Наше будущее зависит.
  3.  Мы не можем остаться равнодушными.
  4.  Проблемы,  с которыми сталкивается общество.
  5.  это влияет на всех нас.

Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.

  1.  Трудно не согласится с автором в том, что…
  2.  Автор прав, утверждая, что…
  3. Справедливо утверждение автора о том, что…
  4. Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…

Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

  1.  Трудно согласиться с автором в том, что …
  2.  Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
  3.  Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …

Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:

  1.  Неужели это применимо для нашего общества?
  2. Может ли мне кто – то сказать…
  3. Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.

Типичные ошибки

  1. Не превращайте сочинение в изложение
  2. Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «В этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.
  3. Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные.
  4. Аргументы должны приводиться  по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый.
  5. Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте,  анализируйте.

1.Прослушивание сочинений по теме «Политика и общество» с занесением ошибок и количеством баллов

                                 №1                                              №2                                                     №3

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

 

 ЧЕСТЬ

1. Честь –   понятие морального сознания и категория этики, раскрывающее отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь связана с общественным положением   человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. (Словарь по этике. И.С. Кон  1981г)

2. Честь — категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь — одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. (Большой юридический словарь)

3.  Честь –  моральное, профессиональное, социальное и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих. (Словарь Ефремовой)

4.  Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. (Словарь русского языка С.И. Ожегов 1975г)

5. Честь –  внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честь — это форма оценки индивидуумом своей социальной значимости, места в обществе и общественном устройстве, и вместе с тем — признания обществом такой оценки. (Толковый словарь демократического нового языка и эвфемизмов)

***это способность человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной

жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами

 и требованиями;

***это общественная оценка личности, охраняемая законом;

*** моральное или социальное достоинство человека, вызывающее почёт и уважение со стороны окружающих;

 *** незапятнанная репутация и доброе имя, честь придаёт кому-нибудь или

 чему-нибудь ценность достоинство(необходимые моральные качества, моральная ценность человека.; сознание этой ценности, проявление уважения к себе )

Тезис

  1. Честный поступок –  это благородный поступок, который положительно оценивают другие
  2.  Честный поступок –  это правильный поступок, который вызывает уважение окружающих.
  3. Достойное поведение – это поведение человека в обществе, когда он показывает свои манеры, никогда не уронит себя в глазах других.

Пословицы,поговорки

  1. “Не на кафтане честь, а под кафтаном.”
  2. “Честей много, а честь одна”
  3. “Честь ум рождает, а бесчестие и последнее отнимает”
  4. “Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть”
  5. “Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет ”

 (1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное увство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный.

(11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь,когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, ризнаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

                                     Сочинение

Что такое честь? Может ли устареть это понятие?

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения. В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких. А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных. Так А.С.Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи. В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием. Но, пока жив человек, жива и честь. На том и держится Земля.

3.7  Прочитайте текст и выполните задания

Прочитайте текст и выполните задания  С1.

(1)Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. (2)Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определенных кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки. (3)И вот преступление свершилось. (4)Близ столицы, около Черной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5)Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег...

(6)В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7)Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъездов с одним и тем же тревожным вопросом. (8)Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9)В одной из комнат находились друзья поэта – Жуковский, Вяземский, Даль... (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце...

(11)В эти тяжелые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12)Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой!..

(13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один – защищая честь семьи, другой – свою. (14)С тех пор прошло более века. (15)Мы живем в другую эпоху. (16)Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. (18)Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь свое достоинство, поддерживать свою честь! (19)А порою, к сожалению, подобное случается.

(20)... Пожилой писатель ехал в электричке домой, а рядом сидел человек, который без особых на то причин изощрялся в оскорблениях человечества вообще и двух сидящих напротив женщин в частности. (21)Писатель не выдержал и заявил, что, если хулиган немедленно не успокоится, он вынужден будет отвести его в милицию.

(22) - Да бросьте, и охота вам была – говорит и пусть себе говорит, мы привыкли... – возразили женщины.

(23) – И очень жаль, - грустно заметил писатель.

(24) – Чего жаль-то? – переспросила одна из женщин.

(25) – Вашего достоинства, раз вы к этому привыкли...

(26) И писатель, в котором исповедуемые им моральные принципы выработали чуткую и неуступчивую гражданскую совесть, стал на защиту достоинства чести окружающих, то есть моральных ценностей, которые как бы стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым общества в целом. (27)Благодаря выработанности в нас этих моральных качеств мы оказываемся в силах сохранить за собой нравственные позиции, четко видеть границу между добром и злом, между истиной и ложью, между сиюминутной утилитарной выгодой для себя и непреходящим истинным благом народа, общества, человечества.

(28)Еще мыслители древнего мира аккумулировали в своих суждениях и выводах общечеловеческое стремление разобраться в основаниях, придающих позитивную значимость мотивам поведения и самим действиям, установить, какой жизнью и какими поступками завоевывается уважение людей и право быть человеком.

(29)Герои великого певца Древней Греции Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня – Пенелопа, жена Одиссея, оберегала свое женское достоинство долгие годы разлуки с мужем. (30)О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт...

(31)От эпохи к эпохе формировалась мысль о том, что истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями, что важнейшим атрибутом личности следует признать сознание собственного достоинства, умение беречь свою честь.

(По Т.М. Джафарли)

3.8   Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь - главнее всех.(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.Ф.Искандер          (237 слов)

А27. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

А29. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

А30. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?

1) 9    2) 10    3) 13    4) 18

А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 2    2) 7    3) 16    4) 18

А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером  задания (В1 - В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

В2. Из предложения 14 выпишите частицу.

В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором  использована связь

ПРИМЫКАНИЕ.

В5. Среди предложений 1 -12 найдите  сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением.

Напишите номер предложения.

В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).

В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).

Литературный пример

Исторический пример

Жизненный пример



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ЧЕСТЬ ИМЕЮ» (подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)

                                                                                               ЧЕСТЬ МОЯ – ЖИЗНЬ МОЯ…

                                                                                                                        У. ШЕКСПИР

Предмет: русский язык, литература, обществознание, история

Вид урока: урок смешанный

 Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный (смешанный) урок

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Цель:

 Практически закреплять теоретические вопросы, связанные с типами словосочетаний, изучением текста, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ

Развивать коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность

Формировать общекультурные, учебно-познавательные, информационные

 компетенции учащихся;

Способствовать формированию духовной культуры  учащихся;

Задачи:

  1. формировать навыки выполнения учащимися части В2,

умения писать сочинение (ЕГЭ, часть С,  К4);

  1. пропагандировать «золотой фонд» русской литературы; достижения науки;

 формировать читательский опыт;

  1. накапливать  рабочий  материал  по теме «Честь»;

  1. прививать навыки осознанного чтения, аналитического, логического мышления;

  1. учиться анализу сочинений по критериям;

  1. развивать устную и письменную речь учащихся, умение формулировать свои мысли

выделять главное;

  1. воспитывать отношение к категории чести как высшей моральной ценности

                                         

                                                       

                                                          ХОД УРОКА

1.Целеполагание

                                     1.1  «Дерево жизни».

Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.

Корень дерева – момент вашего рождения,

ствол – вся дальнейшая жизнь,

вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.

ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),

Каждый из вас должен задуматься, какие цели и задачи ставить, какие  ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.

В зависимости от этого  определяется его личностная направленность

Сегодняшний урок, как  и многие другие, призван помочь вам не только в подготовке к ЕГЭ, но и  в формировании вашего я. Этому служат и цели и задачи урока урока. Обучающие? Развивающие? А воспитывающие определятся после решения ситуаций

                                              1.2.СИТУАЦИИ

  1. Вы нечаянно сломали компьютер в кабинете информатики. Никто этого не видел. Учитель подозревает вашего товарища. –Как поступить?
  1. У вас с приятелем не хватило денег на две порции мороженного. Продавец по рассеянности  сдал лишние деньги. Теперь вы можете купить еще одну порцию. – Как поступить: вернуть деньги или спокойно есть мороженное?
  2.  Вы видите, как ваши одноклассники систематически обижают малышей, но вы молча проходите мимо, не желая портить отношения. Но совесть не оставляет вас в покое. – Как вы поступите в следующий раз?

Конечно, мы часто попадаем в подобные ситуации.Когда надо сделать выбор-малодушничаем, человек полон недостатков

1.3 Работа над термином

  1.  Недостаток – изъян , несовершенство, неправильность в

чем- нибудь ( «Словарь русского языка» -С.И.Ожегов).

1.4 Вывод

Это объяснимо: ученые, исследующие эволюцию человека, считают, что сначала было Чувство. а потом- Мысль, Слово, и человек научился прятать истинное чувство за слово, а часто и дело - за  слово  Английский писатель Д.Г.Лоуренс утверждает: «В истории не было века более бедного истинными чувствами, чем наш двадцатый век. Сентиментальность, поддельные чувства стали своего рода игрой….»

Будучи существом разумным, сознательным, общественным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают. Человек совершает акт самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь моя – жизнь моя» (Шекспир).

Категория «честь», «достоинство» отражают моральную ценность личности. Поэтому наш сегодняшний урок мы называем «Честь имею»

«Сокровище на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?

Нужнее жизни добрая мне слава:

Её отдав, на жизнь утрачу право»

2.Повторение

2.1 Работа по карточкам у доски

 Карточка №1

1.Какие слова не являются словосочетанием?

А) играть вничью

Б) очевидно задержится

В) скучно и грустно

Г) придёт позже

2.В каком ряду даны все слова со связью согласование?

А) кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка

Б) разрисованная витрина, развешанные на стенах любящие родители

В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь

3.В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей

Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна

В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала

Г) переходит через границу, смотреть вдаль, двое из нас

4.Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании

А) идти вслепую – примыкание

Б) этот человек – согласование

В) старший по подъезду – управление

Г) очень честный – согласование

5.В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?

А) холодно на улице, встать в строй, кусок колбасы

Б) дом моделей, мой дом, частная жизнь

В) часто ошибаться, плывя по реке, волноваться понапрасну

Г) смотреть в глаза, верить в победу, сыграть вничью

6.Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании

А) яйцо вкрутую – согласование

Б) сильно переживать – примыкание

В) никому не дать – управление

Г) быстрый бег – согласование

7.В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

А) весьма занятно, рядом с домом, далеко от дома

Б) слева от дачи, задержаться допоздна, уехать домой

В) искать впотьмах, радостно встретить, по-летнему жарко

8.В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?

А) коснуться проблем, скучаю за тобой

Б) прикоснуться к горячей плите, согласно пословице

В) директор школы, заведующий аптеки

Г) различать союзы, преимущество надо мной

Карточка №2

1.Найдите в тексте словосочетания с примыканием.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья,

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт «Осень».

2.Найдите в тексте словосочетания с управлением..

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

К. Бальмонт «Снежинка»

3.Найдите в тексте словосочетания с согласованием.

С думами грустными ты не дружись.

Слушай – под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

С. Есенин «Снежная замять»

 Карточка №3

Расскажите о типах словосочетаний по способу подчинительной связи

Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать,

2) местоимениями (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу,

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу,

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу,

5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем,

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков.

 Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом ,причастием. деепричастием: читать / читал / читающий / читая книгу,

2) существительным: чтение книги,

3) прилагательным: довольный успехом,

4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоимение или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

 Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) притяжательными местоимениями  его, ее, их: его дом / книга / окно,

2.2 Работа с классом

1.Прослушивание сочинений по теме «Политика и общество» с занесением ошибок и количеством баллов

                                 №1                                              №2                                                     №3

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

2.3 Проверка работающих у доски

3.Изучение нового материала

3.1  « Мозговой штурм»

А) Что такое честь?

Б) Я знаю, что честь –это…

В)Честный поступок – это…

3.2Работа со слайдами(№1-   )

ЧЕСТЬ

Русский толковый словарь Лопатин В.В., Лопатина Л.Е.(1994)

1)Достойные уважения и гордости моральные

качества и этические принципы личности. Задеть чью-н. Ч. 

2)Хорошая репутация, доброе имя. Ч. семьи 

3)(в чести) Почет, уважение. Оказать Ч. кому-н.

Выйти с честью из чего – найти достойный выход из положения.

С честью (сделать, выполнить что, справиться с чем) – очень хорошо, достойно высокой оценки.

Честь мундира – уважение к должности, званию, общественному положению. Ставить честь мундира выше интересов дела.

ЧЕСТЬ

Большой юридический словарь. 

Категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь – одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), принадлежащее человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, а также возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их распространением.

ЧЕСТЬ

Словарь русского языка С.И.Ожегова 

1)Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

2)Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

3)Целомудрие, непорочность (женщины).

4)Почет, уважение.

Толковый словарь русского языка для школьников

1)Достойные уважения моральные качества и принципы человека. Задеть честь 

2)Хорошая репутация, доброе имя.

Береги честь с молоду

                                                                                   Честь –
это конкретное положение человека в обществе, связанное с его репутацией (отношением к нему окружающих)

Я ЗНАю,что честь-это..

  1. Выдача распечаток учащимся №2,№3

1                                            ЧЕСТЬ

1. Честь –   понятие морального сознания и категория этики, раскрывающее отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь связана с общественным положением   человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. (Словарь по этике. И.С. Кон  1981г)

2. Честь — категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь — одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. (Большой юридический словарь)

3.  Честь –  моральное, профессиональное, социальное и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих. (Словарь Ефремовой)

4.  Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. (Словарь русского языка С.И. Ожегов 1975г)

5. Честь –  внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честь — это форма оценки индивидуумом своей социальной значимости, места в обществе и общественном устройстве, и вместе с тем — признания обществом такой оценки. (Толковый словарь демократического нового языка и эвфемизмов)

  1. Я знаю, что честь – это когда человек даёт слово и никогда его не нарушает, всегда выполняет сказанное.
  2.  Я знаю, что честь – это когда человек не совершает плохих поступков и не портит отношение к нему других людей.
  3. Я знаю, что честь – это когда человек уважает себя, а значит его будут уважать другие.

***это способность человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной

жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами

 и требованиями;

***это общественная оценка личности, охраняемая законом;

*** моральное или социальное достоинство человека, вызывающее почёт и уважение со стороны окружающих;

 *** незапятнанная репутация и доброе имя, честь придаёт кому-нибудь или

 чему-нибудь ценность достоинство(необходимые моральные качества, моральная ценность человека.; сознание этой ценности, проявление уважения к себе )

Тезис

  1. Честный поступок –  это благородный поступок, который положительно оценивают другие
  2.  Честный поступок –  это правильный поступок, который вызывает уважение окружающих.
  3. Достойное поведение – это поведение человека в обществе, когда он показывает свои манеры, никогда не уронит себя в глазах других.

  1. Работа со слайдами (№9-  №42  )

3.4 Литературный пример (43-

      3.5 Жизненный пример

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

  1. Клевета ст. 129 УК РФ
  2. Оскорбление ст. 130 УК РФ
  3. Хулиганство ст. 213 УК РФ

    Сравните два деяния- оскорбление и клевету. Объясните, что их различает и что делает похожими.

КЛЕВЕТА

  1. Еще древнегреческий мудрец Геродот писал: «Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет ее и тот, кто ей верит».

ЗАПОМНИ

    Учиться быть человеком- это значит духовно развивать себя, овладевать знаниями,                       нравственными качествами, эстетической культурой, глубокой верой и сильной волей.

3.6 (1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное увство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный.

(11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь,когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, ризнаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

   Сочинение

Что такое честь? Может ли устареть это понятие?

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения. В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких. А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных. Так А.С.Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи. В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием. Но, пока жив человек, жива и честь. На том и держится Земля.

3.7  Прочитайте текст и выполните задания – дом. задание

Прочитайте текст и выполните задания  С1.

(1)Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. (2)Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определенных кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки. (3)И вот преступление свершилось. (4)Близ столицы, около Черной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5)Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег...

(6)В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7)Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъездов с одним и тем же тревожным вопросом. (8)Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9)В одной из комнат находились друзья поэта – Жуковский, Вяземский, Даль... (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце...

(11)В эти тяжелые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12)Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой!..

(13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один – защищая честь семьи, другой – свою. (14)С тех пор прошло более века. (15)Мы живем в другую эпоху. (16)Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. (18)Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь свое достоинство, поддерживать свою честь! (19)А порою, к сожалению, подобное случается.

(20)... Пожилой писатель ехал в электричке домой, а рядом сидел человек, который без особых на то причин изощрялся в оскорблениях человечества вообще и двух сидящих напротив женщин в частности. (21)Писатель не выдержал и заявил, что, если хулиган немедленно не успокоится, он вынужден будет отвести его в милицию.

(22) - Да бросьте, и охота вам была – говорит и пусть себе говорит, мы привыкли... – возразили женщины.

(23) – И очень жаль, - грустно заметил писатель.

(24) – Чего жаль-то? – переспросила одна из женщин.

(25) – Вашего достоинства, раз вы к этому привыкли...

(26) И писатель, в котором исповедуемые им моральные принципы выработали чуткую и неуступчивую гражданскую совесть, стал на защиту достоинства чести окружающих, то есть моральных ценностей, которые как бы стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым общества в целом. (27)Благодаря выработанности в нас этих моральных качеств мы оказываемся в силах сохранить за собой нравственные позиции, четко видеть границу между добром и злом, между истиной и ложью, между сиюминутной утилитарной выгодой для себя и непреходящим истинным благом народа, общества, человечества.

(28)Еще мыслители древнего мира аккумулировали в своих суждениях и выводах общечеловеческое стремление разобраться в основаниях, придающих позитивную значимость мотивам поведения и самим действиям, установить, какой жизнью и какими поступками завоевывается уважение людей и право быть человеком.

(29)Герои великого певца Древней Греции Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня – Пенелопа, жена Одиссея, оберегала свое женское достоинство долгие годы разлуки с мужем. (30)О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт...

(31)От эпохи к эпохе формировалась мысль о том, что истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями, что важнейшим атрибутом личности следует признать сознание собственного достоинства, умение беречь свою честь.

(По Т.М. Джафарли)

3.8   Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь - главнее всех.(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.Ф.Искандер          (237 слов)

А27. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

А29. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

А30. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?

1) 9    2) 10    3) 13    4) 18

А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 2    2) 7    3) 16    4) 18

А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером  задания (В1 - В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

В2. Из предложения 14 выпишите частицу.

В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором  использована связь

ПРИМЫКАНИЕ.

В5. Среди предложений 1 -12 найдите  сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением.

Напишите номер предложения.

В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).

В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).

В8.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.

Перед вами образец сочинения, написанного заранее одной из учениц класса. Прочитайте его и попытайтесь оценить, исходя из критериев оценивания.

"Капитанская дочка" А.С.Пушкина действительно является великим произведением. Впервые я познакомилась со страницами этого романа в девятом классе и была заинтересована его сюжетом, судьбами героев. Точно так же, как Марина Цветаева ждала появления Пугачева, а Фазиль Искандер - Савельича, я с нетерпением ждала появления Петра Гринева.Нам выпало жить в страшное (я не боюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема для большинства из них - добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгой судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводился диспут на тему: "Что такое честь?", один мой одноклассник так и высказался: "Честь в наше время - привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути". С этим учеником, чувствовала я, согласились многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие препятствия судьбы. А почему вообще существуют люди, думающие иначе? Да потому, что всё наше поколение растет на безнравственных фильмах, безпринципных журналах и газетах. А вот если бы каждый человек прочитал хотя бы несколько книг, воспитывающих хорошие черты души, то общество менялось бы в лучшую сторону. Вот эта одна из проблем, затронутых в тексте.

Следующая проблема, которую затронул автор, это - качества ценны в человеке. На мой взгляд, в человеке наиболее ценны такие качества, как доброта, искренность, мужественность, нравственность, преданность друзьям. Без этих качеств человек не человек, а животное.

Но главная проблема, затронутая Ф. Искандером, это то, что не все произведения литературы могут заинтересовать читателя, а только те, в которых будут отражены важные для жизни проблемы. Таким произведением и является "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, потому что оно интересует читателя, к нему есть желание вернуться, перечитать его и повторить наслаждение. Я полностью согласна с позицией Фазиля Искандера, что вот это желание и есть признак удачи художественного произведения, пусть мы не сможем вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце и придает силы.

        Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? … Пусть эти советы войдут в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок –лекция по повторению темы «Словосочетание».«Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание В2. Проект демоверсии 2013года ».

Материал представляет собой лекцию с элементами тестирования. Поможет учащимся совершенствовать умение подбирать синонимичные словосочетания, меняя один тип связи на другой. Пракический выход - задани...

Выпускная квалификационная работа на I категорию Организация контроля усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку

Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная исследовательская работа....

Методические рекомендации по содержанию контрольно-измерительных материалов для выявления уровня знаний и умений в ходе изучения дисциплин математика, русский язык, чтение, обществознание, география, история, биология, СБО, трудовое обучение, для

Контроль знаний-это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися программы, а также определения уровня владения умениями и навыками.Цели контроля знаний и умений: диагностирование...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

Особенности проверки знаний, умений и навыков учащихся национальной школы по русскому языку и литературе

Предлагаемая система проверки знаний, умений и навыков исходит из единства содержания обучения в национальной школе с учетом особенностей преподавания русского языка в Казахстане. Основополагающ...

Проверка знаний за 1 четверть 7 класс по родному русскому языку (тест)

Проверка и контроль знаний по родному русскому языку за 1 четверть 7 класс...

Индивидуальная образовательная траектория по ликвидации пробелов в знаниях и повышения уровня мотивации к получению образования (русский язык, 5 класс)

Индивидуальная образовтельная траектория по ликвидации пробелов предназначена для учащихся 5 классов со слабой успеваемостью...