Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Применять и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры -межнациональных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.10.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Применять и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры -межнациональных отношений.
2 . Содержание учебного предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Учебник для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2015 г.
1.Введение (1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Обзор русской литературы первой половины XIX века .Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
2.Литература первой половины XIX века ( 6 часов)
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина. А. С. Пушкин .Жизнь и творчество.Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений). "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
«Великое» и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Поэма «Медный всадник».Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов .Жизнь и творчество.Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...» (возможен выбор других стихотворений).Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчества особенностями эпохи и личностью поэта.
Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.Н. В. Гоголь . Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект».Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX вв
3.Литература второй половины XIX века (1 час)
Обзор русской литературы второй половины XIX века.
4.А. Н. Островский. «Гроза» (5 часов)
А. Н. Островский –создатель русского национального театра. Жизнь и творчество. Драма «Гроза». А.Н.Островский-первооткрыватель нового пласта русской жизни. Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).Семейный и социальный конфликт в драме.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жестоких нравов" "темного царства".
«Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов.
«Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»).Внутренний конфликт Катерины. Народно¬поэтическое и религиозное в образе Катерины.
«Гроза» в оценке русской критики. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. "Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве (фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.
5. И. С. Тургенев «Отцы и дети» ( 7 часов)
«Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
«Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа). Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа). Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа).Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа). "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство).
Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети». Роман «Отцы и дети» в русской критике
6. И. А. Гончаров. «Обломов» ( 6 часов)
Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.
«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?» История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина".
Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа «Обломов»).
Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»). Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении
Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав II-ой части романа «Обломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав II-ой части романа «Обломов»).Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе.
Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»). Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе
Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»). Роман «Обломов» в зеркале критики. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
7.Ф. И. Тютчев. Поэзия (3 часа)
Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция.
Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого".
«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
8.А. А. Фет. Поэзия (3 часа)
Поэзия и судьба А. А. Фета. Жизнь и творчество
Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета. Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», (возможен выбор других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
9. А. К. Толстой. Поэзия (2 часа)
Художественный мир А. К. Толстого. Жизнь и творчество (обзор).
«Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А. К. Толстого). Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», (возможен выбор других произведений).Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции..
10. Н. С. Лесков. «Очарованный странник» (1 час)
Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Повесть «Очарованный странник».Особенности сюжета повести. Образы основных героев.Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
11. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (2 часа)
Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» (обзорное изучение).
«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
12. Н. А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо» (6 часов) Жизнь и творчество.
Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», (возможен выбор других стихотворений).
«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.
«Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы. История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова
Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш» . Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
13.К. Хетагуров. Поэзия (1 час)
«Осетинская лира» К. Хетагурова. Близость творчества Хетагурова лирике Н. А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии.
14.Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (7 часов)
«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи.
Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
«Ангелы» и «Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
15. Л. Н. Толстой. «Война и мир» ( 11 часов)
Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.. Л. Н. Толстой .Жизнь и творчество. Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор).История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.
Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г..». Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы. Роман-эпопея «Война и мир».История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3. Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н. Толстого). Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма.
Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.
Что такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3. Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года. Изображение войны 1812 года. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс.
Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)
«Мысль народная» в романе «Война и мир». Л. Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог).
16.А. П. Чехов. «Вишневый сад» (5 часов)
Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество.
Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».
А. П. Чехов – драматург. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»? Комедия «Вишневый сад».Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.
3. Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименование тем | Дата | |
план | факт | ||
| |||
1 | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. | ||
| |||
2 | Художественные открытия лирики А. С. Пушкина. | ||
3 | «Великое» и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». | ||
4 | Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. | ||
5 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | ||
6 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX века. | ||
7 | Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | ||
| |||
8 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | ||
| |||
9 | А. Н. Островский – создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни. Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»). | ||
10 | Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»). | ||
11 | «Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»). | ||
12 | «Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»). | ||
13 | «Гроза» в оценке русской критики. Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству А. Н. Островского. | ||
| |||
14 | «Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. | ||
15 | Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым. | ||
16 | «Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа). | ||
17 | Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа). | ||
18 | Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа).Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа). | ||
19 | Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа). | ||
20 | Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети»Роман «Отцы и дети» в русской критике.Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям И. С. Тургенева. | ||
| |||
21 | Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. | ||
22 | «Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа «Обломов»). | ||
23 | Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»). | ||
24 | Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав II-ой части романа «Обломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав II-ой части романа «Обломов»). | ||
25 | Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»). | ||
26 | Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»). Роман «Обломов» в зеркале критики. | ||
| |||
27 | Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева. | ||
28 | Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева. | ||
29 | «Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева. | ||
| |||
30 | Поэзия и судьба А. А. Фета. | ||
31 | Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета. | ||
32 | Развитие речи. Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Подготовка к сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | ||
| |||
33 | Художественный мир А. К. Толстого. | ||
34 | Внеклассное чтение. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А. К. Толстого). | ||
| |||
35 | Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». | ||
| |||
36 | Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. | ||
37 | «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. | ||
| |||
38 | Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». | ||
39 | «Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова. | ||
40 | «Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова. | ||
41 | Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы. | ||
42 | Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш» | ||
43 | Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова. | ||
| |||
44 | «Осетинская лира» К. Хетагурова. Близость творчества Хетагурова лирике Н. А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии. | ||
| |||
45 | «Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского. | ||
46 | В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | ||
47 | «Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | ||
48 | Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | ||
49 | «Ангелы» и «Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | ||
50 | Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | ||
51 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского. | ||
| |||
52 | Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.. | ||
53 | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения. | ||
54 | Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г..». Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы). Лысые Горы. | ||
55 | Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3. Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н. Толстого). | ||
56 | Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3 | ||
57 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | ||
58 | Что такое война? Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. т.3. Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года. Изображение войны 1812 года. | ||
59 | Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). | ||
60 | Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». | ||
61 | Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома) | ||
62 | «Мысль народная» в романе «Война и мир». Л. Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог). Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». | ||
| |||
63 | Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество. | ||
64 | Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». | ||
65 | А. П. Чехов – драматург. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада. | ||
66 | Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»? «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов. | ||
67 | Урок развития речи. Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова. | ||
68 | Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века. Защита презентаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...